Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активизация творческого мышления в процессе изучения I еометрических форм




 

Классификация: дивергентное мышление Поведенческая целъ: наименование круглого (пря-моугольного, треугольного) объекта. Материалы: 1) школьная доска; 2) плотная бумага и другие материалы, из которых можно, например, изго-товить очки с круглыми «линзами» для каждого ребенка; 3) рисованная книга для каждого ребенка. Представление'. 1. Возьмите очки и скажите: «Перед вами волшебные очки. Эти круглые очки я называю волшебными потому, что когда я их надеваю и смотрю в них, то могу видеть только круглые вещи». Наденьте очки. «Вот это да! Я вижу массу круглых предметов!  

 

 

    Я вижу кое-что интересное вон там. Как вы думаете, что я вижу?» Покажите на участок в комнате, где есть что-нибудь круглое (дверная кнопка, например), и по-просите детей отгадать, что Вы имеете в виду. Запи-сывайте их ответы на доске. 2. Вручите очки каждому ребенку. Попросите детей их надеть и обнаружить предметы круглой формы, находящиеся в комнате. «Помните, дети, что, когда на вас надеты волшебные круглые очки, вы можете видеть только то, что имеет круглую форму!» Продолжайте фиксировать ответы детей на доске. Если дети дают неправильные ответы, попросите дотронуться до тех предметов, которые они назвали, пощупать их края и определить, являются ли они действительно круглыми. Типичными ответами могут быть следующие: настенные часы, колеса игрушечных машин, грампластинки, дырки в них, чашки, кольца, циферблат наручных часов и головка для завода, дырки в ботинках для шнурков, отверстия в деревянных бусах, крышки кувшина. 3. Попросите детей закрыть глаза и представить, что они вышли в этих очках на улицу. Попросите их перечислить все типичные предметы: колеса машин и велосипедов, руль управления, округлые облака, мячи и т. д. и т. п. Запишите все ответы детей на доске. 4. Попросите детей разбиться на пары и внимате-льно посмотреть друг на друга, чтобы найти что-нибудь круглое. Типичные ответы: рот, ноздри, раду-жные оболочки глаз, мочки ушей, браслеты, кольца, дырки для шнурков в ботинках, отверстия в ремне и т.д. Снова запишите все ответы. 5. Если позволяет время, попросите детей надеть очки и вспомнить, какие круглые предметы есть у них дома. Типичные ответы: тарелки, стаканы, чашки, кружки, крышки, отверстия в календаре, ручки на га-зовых или электрических плитках, пепельницы, подушки, ручки радиоприемника, дырки в раковине, банки и пр. Критерий: Дайте каждому ребенку по рисованной книге. По-просите детей надеть очки и найти в книге все предметы круглой формы. Для того чтобы соответствовать критерию, ребенок должен найти минимум три кру-глые фигуры. Заключение: Теперь изготовьте очки с треугольными или пря-моугольными «линзами». Придерживаясь той же методики, как и в случае с круглыми очками, поставь-те перед детьми задачу разглядеть сквозь соответ-ствующие очки сначала треугольные, а затем прямоугольные и квадратные предметы. Эти предметы могут находиться в классной комнате, на картинках, дома или на игровых площадках.    

 

 

Схема 5.3 дает представление о тех вопросах, кото-рые учителя могут задать детям с целью активизации дивергентного мышления в процессе изучения предме-тов, входящих в программу для дошкольников (по проекту RAPUHT и модели Гилфорда) (Karnes, 1981).

Схема 5.3

Активизация дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов


 

Предмет Вопросы
  Наука   Расскажите о всех возможных вариантах использования воды. Постарайтесь назвать максимальное количество предметов, работающих на электричестве.
  Язык   Дайте описание внешнего вида наиболее фантастического космического пришельца, которо-го вы можете себе представитъ.
  Математика   Расскажите о возможных ва-риантах классификации и категоризации данного набора предметов (например, по форме, цвету, размеру, съедобности, несъедобности и т.п.). Попытайтесь назвать предметы, которые существуют парами.
  Музыка   Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента
  Художественное творчество Изготовьте один и тот же пред-мет в различных условиях. Постройте дом для воображае-мого существа из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из имеющихся остатков различных материалов.  
    Оринтация в социальной сфере Назовите всех тех людей, кото-рые помогают нам совершать путешествия, предохраняют нас от заболеваний, обеспечи-вают всем необходимым для жизни," строят для нас дома и т.д. Назовите возможные пути использования пустых коро-бок, бумажных пакетов, кусочков цветных мелков, стружки от карандашей и т.п.    

 

 

Развитие высших форм мышлешш на основе концептуалыюй модели Блума

Одним из наиболее часто применяемых методов развития высших форм мышления в рамках курса обу-чения для дошкольников является так называемая «Блоковая структура программы». В широком смысле слова блоки состоят из достаточно обширных тем, в которые могут быть включены различные предметы изучения. Например, в блоке, посвященном теме тран-спорта, речевая деятельность может быть направлена на выделение понятий, относящихся к транспорту: гру-зовик, поезд, судно, паром, вертолет. Математическое задание может состоять*из классификации картинок с изображением различных видов транспорта по задан-ным критериям. В рамках сведений об обществе или де-ятелъности возможно проведение сравнений применяе-мых видов транспорта в зависимости от особенности культурных традиций. «Таксономия» Блума может быть эффективно использована для развития мыслительных навыков маленьких детей в самых различных блоках. Одновременно учителя получают возможностъ зада-вать стимулирующие вопросы, смысл которых может выходить за рамки данных занятий в классе.

Схема 5.4, составленная на основе модели Блума, охватывает блок «весна». В схеме отражены все выде-ляемые уровни мышления и даются примеры видов активности, характерные для каждого из них. Некото-рые виды активности предполагают полноценную про-работку задачи на предшествующем уровне. Напри-мер, деятельность на уровне практического приме-нения знаний требует от детей написать или продик-товать рассказ иль. стихотворение об изменениях, про-исходящих весной. Ребенок, который занимается реше-нием этой задачи, должен сначала произвести наблю-дение за этими изменениями, что соответствует деятель-ности познавательного уровня.

Учителя, работающие с одарёнными детьми, основ-ное свое внимание должны уделять таким видам актив-ности, которые развивают сложные, высшие формы мышления. Вместе с этим в отношении определенных детей часто бывает необходимым вовлечь их сначала в деятельность, требующую более элементарных форм мышления, и постепенно занимать их деятельностью, активизирующей высшие формы мышления.

 

Схема 5.4

 

Всена

Цель: Обнаружение изменений, присходящих весной
  Мыслительный навык Познание и постижение   Деятельность Совершите пешеходную прогулку. Назовите признаки наступления весны, например набухшие почки на кустах и де-ревьях, проросшие цветочные луковицы, вновъ появившаяся молодая трава, насекомые, жи-вотные. Возьмите с собой уве-личительное стекло. Прислушайтесъ к весенним зву-кам. Захватите с собой магни-тофон. Принюхайтесъ к весенним запа-хам. Возъмите коллекцию разно-образных семян. Отметьте про-исшедшие изменения в их форме, размере и структуре. Посадите семена в горшки, находящиеся в классе. Пронаблюдайте за ростом растений в со-лнечных и теневых участках комнаты, в различных условиях, например в песке, рядом с про-мокательной бумагой, тканями, губкой и т. д. Проведите наблюдение за жи-зненным циклом некоторых насекомых—мотыльков, бабочек и т.п. Обсудите изменения в нашей одежде в весеннее время.  

 

Цель:обнаружение изменений, происходящих весной
    Практическое применение знаний   Проведите коллективное обсуждение всех изменений, связанных с приходом весны (по методу брейнсторминга — «мозгового штурма»). Обеспечъте прорастание семян и ведите запись их роста. Отберите наиболее быстро прорастающие семена (под солнцем, в тени или в разных средах). Перечислите животных, кото-рые впадают в зимнюю спячку и которые этого не делают. Напишите или продиктуйте рассказы или стихи, посвященные весенним изменениям.
  Анализ Сравните между собой темпы роста разных семян. Промаркируйте различные предметы, увиденные во время прогулки. Например: растения (деревья, трава, земля- ные цветы, мхи). 1111 Всего 4. насекомые (муравьи, черви, пауки). 111 Всего 3. Взвесъте семена (в чашках) для того, чтобы знать, какие из них тяжелее. Составьте классификацию птиц в зависимости от пищи, которой они питаются.  
  Синтез Придумайте новый вид семени, из которого, по замыслу, может вырасти растение высотой с дом. Как будет выглядеть это семя? Предположите наличие самых разнообразных окру-жающих условий. Представъте, что весна не на-ступила вообще. Что в этом слу-чае произойдет с растениями, животными, насекомыми и т. д.? Каким будет лето? Опшиите, какие изменения мо-гли бы вы заметить, если бы бы-ли размером с муравья.
  Оценка После выращивания растений из нескольких видов семян в класе решите, какое из них вы хотели бы иметь дома. Что определило ваш выбор? Проведите наблюдения за раз-личными цветами или деревья-ми и решите, какое из них вам нравится больше всех. Обсудите все «за» и «против» относительно возможностей содержания какого-нибудь живот-ного в школе. Решите, какое животное более всего подошло бы для содержа-ния в условиях класса. Выберите подходящее имя для вашего любимца.

 

Следующая схема (5.5) посвящена блоку насекомых. Приведение этих блоков сопровождается примерами того, как «Таксономия» Блума может быть использо-вана для специализации программ обучения для ода-ренных малышей по трем предметам изучения. Табли-ца ключевых слов и фраз, применяемых на каждом уровне «Таксономии» Блума, включает примеры по использованию этой концептуальной модели.

Схема 5.5 Насекомые

 

Тема: Каким образом насекомые переживают зиму? (Адаптация). Проблема: Где прячутся муравьи? (Дети заинтересовались исчезновением насекомых в холодную погоду.) База знаний: Данные о строении, функциях, жизненном цикле и среде обитания различных насекомых. Информация, полученная из книг и прогулок по полям. Собранные насекомые. Результаты деятелыюсти «Общества наблюдате-лей за муравьями». Информация, полученная у сведущих людей. Просмотр фотографий и диафильмов. Прочитанные рассказы и стихи о насекомых. Песни о насекомых. Практическое применение знаний: Сбор насекомых. Запись того нового, что узнали. Изображение диаграмм, рисунков и пр. иллю-страций. Отчет о проведенных исследованиях. Изготовление информационного стенда. Анализ: Сравнение насекомых по разным параметрам. Сравнительный анализ способов адаптации насе-комых и людей к сезонным условиям. Наглядное изображение способов адаптации насе-комых к зимним условиям. Синектика: Сравнение муравья с грузовой машиной с макси-мально возможных точек зрения. Синтез: Соединение информации с целью создания образа насекомого (включая среду обитания и окружение), возможно живущего на другой планете. Гипотетиче-ское описание способов адаптации этого насекомого к своей окружающей среде. Обсуждение свойств это-го насекомого. Рассказ или стихотворение о «насекомом, от кото-рого нет покоя». Соединение двух насекомых в одном. Оценка: Обсуждение и оценка работы, проделанной деть-ми. Проведение дискуссии на тему о возможности со-зданного насекомого прижиться в окружающих его условиях. В задачу детей входит обоснование своих ответов.

Тема насекомых, основанная на модели Блума, бы-ла разработана (СЬегШй', 1979) для одаренных дошкольников с учетом интересов самих детей. В этом блоке также соблюдалась последовательность в пере-ходе от простого уровня мышления к более сложному.

Схемы 5.6, 5.7 и 5.8 содержат варианты развития на-выков анализа, синтеза и оценки в трех изучаемых предметах — математике, естествознании и языке. Од-новременно даются примеры применения знаний, так как данный уровень мышления может служить исход-ной точкой для обучения навыкам более высокого уровня. Обучение прикладным навыкам самым поло-жительным образом сказывается и на «средних» уча-щихся, если они обучаются в одном классе с одаренны-ми детьми.

Математика

Овладевая более сложными мыслительными приемами, дети приобретают способность на практике применять математические знания. Таким образом, математика приобретает в глазах ребенка осмыслен-ный и полезный характер. Математический курс, преподаваемый для детей дошкольного возраста, обычно включает ознакомление учащихся с цифрами, счетом, сложением, понятием равенства, измерени-ем, геометрическими фигурами, исчислением време-ни и счетомденег. Примеры методов, стимулирующих овладение прикладными навыками, умение анализировать, синтезировать и оценивать приведены на схеме 5.6.

 

 

Схема 5.6

Практическое применение знаний: 1. Помогите детям проследить применение мате-матических понятий на практике. Например, попро-сите детей подсчитать, сколько осталось дней до ка-кого-либо интересного и значительного для них со-бытия, к примеру поездки за город. Вы можете также спросить: «Хватит ли салфеток для всех сидящих за столом?» Процесс приготовления пищи также дает возможность практического применения математиче-ских знаний (отмеривание исходных продуктов при помощи чашек, чайных ложек и т. п.). Вы можете ска-зать: «Том, разрежь, пожалуйста, этот торт попо-лам» или «Салли, подай мне, пожалуйста, миксер». 2. Помогите детям организовать в классе импро-визированный магазин. Предоставьте им самим решать, что продавать, какие устанавливать цены, как регистрировать закупки и т.д. 3. Поставьте перед детьми задачу проиллюстри-ровать математические действия с помощью самых разнообразных предметов, например показать на ку-биках уравнение 2 + 2 = 4. Анализ: 1. Предложите детям несколько задач (головоло-мок) на классификацию геометрических фигур по цветам и размерам. Пример: Нарисуйте (или укажите) фигуру, которая должна идти следом за треугольником. r O * r O * r __ 2. Попросите детей выстроить жестяные банки по высоте. Затем заполните эти банки различным мате риалом и попросите детей поставить их в порядке возрастания веса. Синтез: 1. Поставьте перед малышами задачу придумать новую денежную систему с изготовлением образцов новых денежных знаков и объяснением сущности системы. В продолжение этого задания проведите аукцион в классе.Предложите кому-нибудь из детей выступать в роли аукционера с целью распродажи вещей за новую валюту. 2. Предложите детям изобрести новую геометри-ческую фигуру и дать ей название. Например, какой- нибудь малыш может сказать, что фигура …… является комбинацией квадрата и круга и поэтому называется «квадругом». 3. Скажите детям, что как будто какой-то граби-тель похитил все имеющиеся в городе часы. Спросите детей, каким образом они смогут следить за ходом времени, пока в городе не будут установлены новые часы. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребе-нок высказал несколько соображений на этот счет. Оцеика: (а) Спросите детей, какой инструмент (линейка или стандартное мерило) больше подходит для изме-рения представленных объектов. муравей ваш рост бревно ваш палец ваш дом машина грудной ребенок карандаш (б) Спросите детей: «Чем лучше отмерить компонен-ты, входящие в шоколадный кекс, измерительными ложками или чашками?» мука вода соль сахар ванилин какао (в) Теперь скажите детям, что предстоит выпол-нить очень трудную работу. Всем классом нужно приготовить завтрак для Пола Буньяна и его коллег-лесорубов. Расскажите детям историю об этом знаме-нитом дровосеке-великане. Затем спросите: «Что луч-ше ишользовать, чтобы измерить перечислшные компоненты завтрака для героев рассказа,— кувши-ны или коробки?» мука для ола- молоко для питья дий молоко для апельсиновый сок оладий масло для соль и перец оладий сирон яйца
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...