Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерм специализированной программы




1. Одушевленные предметы
  Цель (для «средних» детей): ребенок называет две самые яркие, по его мнению, характеристики, лежащие в основе объединения предметов по признаку одушев-ленности и неодушевленности, и указывает причины своего выбора. Цель (для одаренных): ребенок называет все извест-ные ему характеристики, лежащие в основе объедине-ния предметов по вышеуказанному признаку, и обос-новывает свои заключения. Материалы для учителя: доска, мел, черная плотная бумага, кувшины, черепаха, червяк, кошка, рыба, кар-тинки с изображениями животных. Материалы для учащихся: никаких не требуется.
  Взаимодействие учителя с ребенком   Формируемый когнитивный процесс
  «В комнате и на нашей игровой пло- щадке имеется много всевозможных вещей, которые можно сгруппиро-вать самыми различными способа-ми. Давайте подумаем о некоторых из них».     Быстрота Гибкость
Можно помочъ «среднему» ребенку наводящими фразами: «Предметы можно группировать по цвету: все нредметы зеленого цвета в одну группу, а все красные предме-ты в другую. Таким же образом мож-но сгруппировать все съедобные и несъедобные предметы. Может ли кто-нибудь из вас предло-жить другие способы группировки предметов, находящихся в комнате и на шющадке для игр?»       Быстрота Гибкость

 

  Старайтесь поощритъ дивергентное мышление у каждого ребенка. Напри-мер: «Давайте придумаем что-нибудь необычное. Высказывайте свои идеи и будьте изобретательны!» «Одним из способов классификации всех предметов, используемых уче-ными, является разделение их на жи-вые и неживые. Во время сегодняш-них занятий мы должны научиться отличать их друг от друга. Для этого мы сначала узнаем, что же объеди-няет все живые объекты, а затем бу-дем анализировать их особенности».     Оригинальность Творчество  
  «Кто знает, каким образом можно обнаружить свойства, присущие жи-вым существам?» (Ребенок отвечает: «При помощи наблюдения за ними».) «Да, это один из способов. Я принес в класс несколько живых существ для того, чтобы мы вместе могли внимателыю ознакомиться с ними. Вы видите черепаху, червя, кошку, рыбу и пучок гравы. Кто из вас мо можные добавления: ученик и растение.) «Для того чтобы обнаружить свойства живых существ, можно провести с ними эксперименты и затем пронаблюдать за их реакцией».     Оригинальность  
  «Билл, скажи, пожалуйста, что мы можем предпринять в качестве такого эксперимента?» «Есть ли еще какой-нибудь вариант?» «Можете ли, вы предложить совершенно иной способ»?         Оригинальность Быстрота Гибкость  
  Для ребенка со средшми способностями имеет смысл прибегнуть к конкретным опытам. Например, можно поместитъ растение в герме- тичньт контейпер, чтобы пронаблюдать за происходящими в связи с этим изменениями. Естъ ситуации, которые певозможно смоделировать (например, лишитъ человека воздуха, чтобы узнать, что из этого полу- чится). В этом случае ученикам следует мысленно представитъ себе резулыпаты подобного опыта. (В данном конкретном случае можно исполъзоватъ примеры утоплениика и погребенного.) Затем спросите: «Что произойдет в этом случае с растением (человеком, рыбой и т. д.)?»       Познание  
  Подытоживая приведенные примеры, спросите: «Итак, что же произойдет с любым живым существом, если его лишить (воздуха)? В чем нуждается все живое на земле?» После экспериментов можно продолжитъ обсуждение свойств живой природы. Для активизации продуктивного мышления можно исполъ- зоватъ следующие вопросы.     Понимание
  «Назовите еще одно отличительное свойство живых организмов».     Быстрота
  «Расскажите мне еще об одном признаке». «Это хорошая мысль, но мо- гли бы вы назвать еще один нризнак, полностью отличный от того, кото- рый вы сейчас назвали?»     Гибкость
  «Что происходит, когда живое существо умирает»   Синтез
  «Назовите такой признак живых объектов, который ранее никто не называл. Задача каждого — высказать по возможности самую необычную мысль».     Оригинальность Творчество
  «Мне нравится ваша мысль. Прошу вас изложить ее более подробно».»     Точность
  «Считаете ли вы, что предложенный вами отличительный признак применим ко всем живым объектам?» «Что нужно добавить, чтобы назван-ный признак был действительно ха-рактерен для всех живых объектов?»       Оценка Точность
  «Вы считаете, что все живое может передвигаться. Но деревья тоже жи- вые. Передвигаются ли деревья с одного места на другое? Каким обра- зом? Вы в этом уверены? На чем основывается ваше заключение: на ре- альных наблюдениях, фактах или это просто мнение?»       Критичность
  Оценка  
  «Мы перечислили многие признаки живых организмов. (Прочтите их вслух.) Теперь перед каждым из вас стоит задача выбрать два признака, которые, по вашему мнению, наилучшим образом подходят для клас-сификации объектов на живые и не-живые. Обоснуйте свой выбор». Условия выполнения этого задания несколъко усложнены для одаренных детей. Например: 1. На классификацию объектов дается менъше времени. 2. Ученик сортирует объекты в темноте. 3. Ознакомление с предметами (и их классификация) происходит по картинкам с их изображениями. 4. Ребенок может выбрать толъ-ко один характерный признак. Поставъте перед одаренными детъ-ми задачу обосноватъ свой выбор.       Оценка Критичность
  Контрольные (заключительные) занятия  
  1. «Перед нами стоит задача сконструировать машину, которая способна классифицировать объекты на живые и неживые на основе при-знаков, присущих живым организ-мам. Прежде чем мы приступим к изготовлению этой машины, каж-дый из вас должен представить свой проект».         Оригинальность
  «Вы можете выбрать любой из открытых вами признаков и в любом количестве. Детально опишите ту часть машины, которая предназначена для проверки каждого вы-бранного вами признака. Обозначьте части машины. Выберите цвет для вашей машины и дайте ей название...»         Критичность
После того как каждый ребенок нарисует свой вариант машины, по-ставьте перед классом задачу вы-братъ проект, по которому будет строиться машина (это может быть рисунок, сделанный каким-то одним ребенком, или комбинация из несколъких рисунков). Сконструируйте машину из материалов, вы-бранных учениками (картон, папъе-маше, и т.п.).     Оценка
2. Самостоятелъные занятия для одаренных детей включают изу-чение способа дыхания рыб через жа-бры и исследование режима питания     Навыки самообучения Критичность
3. Поставъте перед детьми зада-ние исследоватъ беспозвоночных, записатъ их характеристики и срав-нить их с характеристиками живых существ.     Анализ Синтез Оценка Критичность Навыки самообучения Анализ Оценка Навыки наблюдения Навыки классификации    
  2. Домашние животные
Целъ (для «средних» детей): Детям показывают по три картинки с изо-бражением домашних и диких жи вотных (картинки составлены таким образом, чтобы при внимательном рассмотрении можно было бы найти отличительные признаки). По каж-дой картинке нужно дать один пра-вильный ответ относительно при-надлежности животного к домаш-ним или другим видам. Целъ (для одаренных): Детям пока-зывают два набора картинок по две в каждом — на одной изображен хищник, а на другой домашнее жи-вотное из этого же семейства. Учи-тель рассказывает детям историю, в которой содержится информация об изучаемых животных. Дети дол-жны назвать две причины, по кото-рым каждое животное можно отне-сти к тому или иному виду. По норме ученики дают три четвер-ти правильных ответов от общего числа. Материалы для учителя: Картинки с изображениями домашних живот-ных с наводящей информацией; два набора картинок по две в каждом — с изображением хищника и с изобра-жением домашнего животного из то-го же семейства; картинки с изобра-жением животных, не являющихся домашними, с наводящей информа-цией. Материалы для учеников: Никаких не требуется.    
Взаимодействие учителя с ребенком Формируемый когнитивный процесс
Попросите детей принести в школу фотографии с изображением домаш-них животных, живущих у них в се-мье. (Если у ребенка нет фотогра-фии, попросите его нарисоватъ такое животное. Если у ребенка вообще нет животного дома, помогите ему выбрать картинку с изображением своего воображаемого любимца.) По-ложите все картинки на стол и по-просите детей опознатъ животных. Попросите каждого ребенка расска-затъ о своем домашнем животномописатъ его размеры, объяснить, как за ним надо ухаживатъ, можно ли с ним играть и т. д.     Познание
  После того как все ученики расска-жут о своих животных, которых они держат у себя дома, обсудите общие характеристики домашних животных. «Можно иметь самых разных до-машних животных. У Билла есть ко-шка, у Тома есть змея, а у Марианны даже домашний червь. Все эти суще-ства сильно отличаются друг от дру-га, но их объединяет то, что они яв-ляются домашними любимцами. Да-вайте попытаемся назвать все качест-ва, которые делают их таковыми». Попросите детей ответитъ на во-просы. Для того чтобы помочъ детям проанализироватъ и оценитъ свои ответы, можно восполъзова-ться следующими вопросами.   Понимание
«Верно ли это в отношении дикобраза?» (Ребенку со средними способно-стями необходимо показатъ картин-ку с изображением дикобраза.)     Анализ
«Насколько это верно в отношении змеи Тома?»       Анализ
«Поясните свой ответ»     Точность
Стимулируйте у детей быстроту мышления. «Билл, ты рассказал нам об одной особенности своего до-машнего животного. Можешь ли ты сказать о нем что-нибудь еще?»   Быстрота
  «Салли, можешь лй ты назватъ такую особенность домашнего животного, которую здесь еще никто не называл?» Кроме этого, можно восполъзова-ться следующими вопросами для то-го, чтобы помочъ детям со средтши способностями назвать отличи-телъные признаки домашних живот-ных.     Быстрота Оригинальность Творчество
«Можем ли мы сшределитъ, принадлежит животное к домашним или нет, зная, какую пищу оно употре-бляет?»     Анализ
«Можно ли по цвету животного определить, принадлежит ли оно к домашним или нет?»     Анализ
«Можно ли определить, принадлежит животное к домашним или нет, зная место, где оно спит?»   Анализ
«Естъ ли какие-нибудь общие свойства у кошки и собаки? Синтез Прямая аналогия
  «Есть ли какие-нибудь общие свой-ства у лошади и канарейки?» После того как все дети выскажут- ся, следует зачитатъ перед всем классом список признаков и характе-ристик домашних животных.   Синтез Прямая аналогия
  «Теперь мы знакомы со многими признаками. Можете ли вы назвать такие признаки, которые, по вашему мненито, не относятся к домашним животным? Поясните свой ответ».   Оценка Критичность
Предоставъте детям необходимое время для того, чтобы они могли дать ответы, объяснитъ их, выра-зитъ свое несогласие и дать соответ-ствующие объяснения. Сотрите с до-ски те признаки, которые, по мнению класса, не относятся к домашним животным.       Оценка Критичность
«Оставшиеся на доске признаки ха-рактеризуют домашних животных. Давайте прочтем их всем классом». «Теперь каждый из нас должен по очереди дать свое определение до-машних животных. Постарайтесь это сделать своими словами».     Понимание
Дети со средними способностями мо-гут частично повторятъ даваемые Вами определения.     Познание
Оценка
Задание для детей со средними спо-собностями: Покажите ребенку 6 кар тинок с изображением домашних и диких животных. Каждая картинка должна содержатъ наводящую ин-формацию, с помощъю которой ребе-нок должен по одному признаку оп-ределить, домашнее это животное или дикое (например, мальчик играет в мяч с собакой; лев готовится к прыжку и т.п.).     Понимание Анализ Синтез
Задание для одаренных детей: Покажите ребенку 4 картинки с изображением домашних и диких живот-ных, принадлежащих к одному семей-ству. Познакомъте малыша с особен-ностями жизни этих животных. В отличие от первого задания ребе-нок должен классифицироватъ жи-вотных на домашних и диких не по одному, а по двум признакам и датъ не менее трех праеильных ответов.   Синтез Оценка
Заключительные (контрольные) занятия
«Предсгавьте себе, что каждый из вас на какое-то время может стать домашним животным. В какое именно животное вы хотели бы превратиться?» «Смогли бы вы быть умным и добрым животным? Что бы вы ели? Что бы вы делали? Как бы ваш хозяин к вам относился? Где бы вы спали'?» «Попытайтесь составить рассказ на тему " День и ночь в жизни домашне- го любимца"».   Синтез Личная аналогия
«Вы являетесь сторожевой собакой: в один прекрасный день к вашей конуре прибежали несколько бродячих собак. Среди них вы узнали вашего отца, мать и брата. Они зовут вас побродяжничать вместе с ними. Что бы вы выбрали: продолжать слу-жить людям или свободу и бродя-чую жизнь? Составьте свой рассказ. Если есть желание, можно сделать к нему иллюстрации».     Синтез Личная аналогия
«Представьте себе, что домашние животные исчезли. Как, по вашему мнению, это отразится на образе жизни людей?»     Оригинальность Творчество
«Могут ли неодушевленные предметы выступатъ в роли домашних любимцев? Если да (нет), то почему? Перечислите три причины, согласно которым неодушевленный предмет может быть домашним любимцем, и три причины, согласно которым он таковым являться не может».   Критичность
  «Назовите какой-нибудь неодушевленный предмет, выступающий в ро- ли вашего любимца. Представьте, что он у вас есть. Перечислите поло- жительные и отрицательные моменты подобной ситуации»     Критичность    

 

 

Таким образом, при разработке курса обучения для одаренных детей необходимо учитывать следующие факторы: а) потребности и интересы детей; б) планы родителей в отношении своих детей и степень их уча-, стия в обучении; в) основные теоретические принципы и цели обучения; г) личные качества, позицию и профессиональный уровень учителя; д) оформление и обору-дование помещения для занятий; е) финансовые ассигнования; ж) поддержку со стороны официальных лиц и общественных организаций.

Комбинированно применяемые положения, содер-жащиеся в различных концептуальных моделях, являются базой для разработки курса обучения для одарен-ных детей. Благодаря этим моделям учителя имеют возможность более четко и продуманно планировать учебный процесс и разрабатывать соответствующие задания. Универсальной модели не существует, и поэтому учителя, работающие с одаренными детьми, поль-зуются двумя или более моделями. Какие бы модели ни использовались, главными качествами учителя должны оставаться компетентность, целеустремленность, искренность. Даже самый одаренный ребенок не может быть одарен всесторонне, его талант проявляется обычно в одной, реже — в нескольких областях. Например, 4-летний малыш может читать не хуже ученика третьего класса, но эмоционально и социально он ско-рее всего будет соответствовать своему календарному возрасту. Таким образом, при составлении программ обучения для одаренных детей должен учитываться и возрастной критерий.

 

Глава 6

АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

К. Абромс

Почему мы сочли необходимым посвятить целую главу рассмотрению вопросов, связанных с аффектив-ным (эмоциональным) развитием личности? Для мно-гих педагогов этот вопрос имеет чисто риторический смысл. Проблемы аффективного развития в течение ряда лет являлись объектом присталыюго внимания со стороны многих специалистов (Dewey, 1938; Krathwohl, Bloom and Masia, 1964). Одновременно с этим приходит-ся констатировать, что аффективные аспекты разви-тия личяости все еще не нашли должного отражения в учебных программах.

Особое сожаление вызывает факт недооценки этой стороны развития в отношении одаренных дошкольни-ков. Чрезвычайная чувствительность таких детей к окружающей среде, обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи ме-жду эмоциональным настроем, способностью к само-регулированию и школьной успеваемостью говорят о том, что аффективное развитие должно стать предме-, том пристального внимания при обучении одаренных детей.

Что же подразумевается под аффективным разви-тием и каковы его основные цели?

Среди целей можно выделить три, которые пред-ставляются нам наиболее важными.

1. Обеспечение развития адекватной Я-концепции и самоуважения.

2. Развитие способности чуткого отношения к лю-дям.

3. Формирование навыков обучения и социального взаимо действия.

Очень важно, чтобы родители одаренных детей чет-ко сознавали, чтс правильное домашнее воспитание является основой хорошего образования. Совершенно очевидно, что вполне определенная ответственность лежит на учителях, общение с которыми оказывает зна-чительное влияние на аффективное развитие детей.

Чувства и эмоции не развиваются изолированно. са-ми по себе. Они эволюционируют внутри социального контекста, вместе с личностным «Я», другими окру-жающими людьми и вещами (Morse, Ardizzone, McDonald and Pasick, 1980). Таким образом, в настоящей гла-ве вопросы аффективного развития одаренных детей рассматриваются в связи с развитием общения и меж-личностных отношений. Значительное место в этой главе уделяется тем основным вехам, которые прохо-дит ребенок со дня своего появления на свет и до дости-жения 5-летнего возраста. Здесь анализируются факто-ры и условия аффективного развития ребенка — вза-имоотношения с родителями и учителями, наличие соответствующей благоприятной атмосферы и т. д.,, а также рассматриваются основы и методы эмоциона-льного воспитания ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...