Психологическая подготовка. к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Информационная карта программы. Пояснительная записка
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр», отдел социально-профилактической работы
Программа Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ Автор: специалист по социальной работе с молодежью, психолог Наговицына Е. И.
Глазов, 2017 г.
Оглавление
Информационная карта программы.. 3 Пояснительная записка. 4 Адресаты программы.. 4 Сроки реализации программы.. 4 Условия обучения. 4 Содержание программы.. 4 Материально-техническое обеспечение. 5 Критерии оценки эффективности. 5 Предполагаемые результаты.. 5 Список использованной литературы.. 7 Приложение. 8
Информационная карта программы
Пояснительная записка Основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в Российской Федерации с 2009 г. для выпускников школ является единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ как форма контроля позволяет объективно оценить знания учащихся, существенно снизить психологическую нагрузку и поступать в любые вузы России независимо от места жительства. Содержание единого государственного экзамена охватывает практически весь объем учебного материала, в сравнении с традиционным экзаменом, когда ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т. д. ). Все вышесказанное актуализирует проблему успешной подготовки и прохождения выпускниками школ процедуры ЕГЭ. Стоит отметить, что ЕГЭ как форма экзамена, появившаяся сравнительно недавно, является для выпускников непривычной, пугающей и вызывает определенные трудности. Особую обеспокоенность психологов вызывает процесс формирования тревожных состояний у школьников при подготовке и сдачи ЕГЭ. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивость. Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил остается на учебную деятельность. Если раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что во многом способствовало снижению тревоги при поступлении в институт, то сейчас единый государственный экзамен – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что способствует повышению уровня тревоги учащихся.
Необходимость исследования проблемы экзаменационной тревожности и факторов, на нее влияющих, обусловлена важностью эффективного обучения в современном обществе. Согласно данным, полученным Е. В. Щербатых, 75% российских учащихся в условиях экзаменационного стресса имеют высокий уровень ситуационной тревожности, 8, 6% — сверхвысокий, 16, 4% — средний. С целью оказания психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ могут организовываться тренинговые занятия. По мнению Е. Ю. Шрагиной, оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к экзамену являются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга. На этих занятиях не просто происходит обучение технологиям, а формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. В работе могут использоваться разнообразные формы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях. Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования, ужесточатся формы контроля. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением. Разработанная нами программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ОГЭ. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать. Практическая значимость данной программы определяется тем, что справившись с негативными влияниями стресса, выпускники смогут в большей степени сконцентрироваться на самих экзаменационных заданиях и, тем самым, повысить качество выполнения этих заданий.
Цель: обучение старшеклассников способам снятия тревожности и психологического напряжения, возникающего во время стрессовых ситуаций, таких как сдача экзаменов, а так же обучение техникам концентрации внимания. Задачи: 1. Повышение сопротивляемости стрессу. 2. Отработка навыков поведения на экзамене. 3. Развитие уверенности в себе. 4. Развитие коммуникативной компетентности. 5. Развитие навыков самоконтроля. 6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
Адресаты программы: учащиеся школ города 15-18 лет. В дальнейшем, при положительных результатах программы, планируется выезд в школы Глазовского района и близлежащих районов.
Сроки реализации программы: январь 2017 г. – май 2017 г.
Условия обучения: в свободное время, на добровольной основе, бесплатно. Организуются группы от 8 до 12 человек, учащиеся одной параллели (9, 10, 11 класс); переход человека из одной группы в другую нежелателен. Длительность каждого занятия 45 – 60 мин. Каждое занятие проводится раз в неделю. Параллельно (в разные дни недели) можно вести несколько групп.
Содержание программы:
Подробное описание всех занятий представлено в приложении 1.
Материально-техническое обеспечение: 1. Доска/ватман для записей; 2. блокноты/тетради и ручки по количеству участников; 3. бейджики по количеству участников; 4. фломастеры, маркеры; 5. аппаратура (колонки и ноутбук/компьютер, проектор, экран); 6. мягкая игрушка/мячик; 7. коврики для йоги.
Критерии оценки эффективности: 1. Снижение показателей по Шкале психологического стресса psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Приложение 2) 2. Увеличение своего положения на шкале уверенности в себе (Приложение 3)
Предполагаемые результаты: 1. Повышение сопротивляемости стрессу. 2. Развитие уверенности в себе. 3. Развитие коммуникативной компетентности. 4. Развитие навыков самоконтроля. 5. Осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
Список использованной литературы: 1. Игонин А. С., Голубев А. Н., Сураев С. П. Проект: «Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ». URL: http: //www. pfo. ru/? id=21319 12. 12. 2014. 2. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников) // Школьный психолог. 2008. № 9. 3. Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога). Казань: РИО ГМЦ, 2011. С. 6. 4. Рубштейн Н. Тренинг управления эмоциями. 42 простых упражнения, которые научать вас справляться с ревностью, обидой или страхом. И радоваться жизни! / Нина Рубштейн. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с. – (Психология. Ваш персональный тренер) 5. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. 6. Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе) 7. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Дис. д-ра биол. н. Воронеж, 2001. С. 32. 8. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс] – режим доступа http: //azps. ru/
9. Методика диагностики уверенности в себе Райдаса [Электронный ресурс] – режим доступа https: //scicenter. online/knigi-biznes-idei-scicenter/metodika-diagnostiki-stepeni-uverennosti-sebe-18919. html 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|