Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая подготовка. к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Информационная карта программы. Пояснительная записка




Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр»,

отдел социально-профилактической работы

 

 

Программа

Психологическая подготовка

к сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Автор:

специалист

по социальной работе

с молодежью,

психолог

Наговицына Е. И.

 

Глазов, 2017 г.


 

Оглавление

 

Информационная карта программы.. 3

Пояснительная записка. 4

Адресаты программы.. 4

Сроки реализации программы.. 4

Условия обучения. 4

Содержание программы.. 4

Материально-техническое обеспечение. 5

Критерии оценки эффективности. 5

Предполагаемые результаты.. 5

Список использованной литературы.. 7

Приложение. 8

 


Информационная карта программы

 

Полное название программы Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ
Тип программы Психологический тренинг
Категории обучающихся Учащиеся средней общеобразовательной школы в возрасте 15 – 17 лет
Цель программы Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ
Объем времени 10 часов
Режим занятий 1 – 2 часов в неделю
Направление деятельности, специфика программы Социально-профилактическое направление; снижение негативного влияния стрессовой ситуации, вызванной ЕГЭ и ОГЭ
Краткое содержание программы Занятие первое. Введение в работу. Занятие второе. А что я получу? Занятие третье. Учимся справляться со стрессом Занятие четвертое. Я на экзамене Занятие пятое. Я все могу! Семинар для родителей Семинар для учителей
Авторы программы Наговицына Е. И.
Руководитель программы Наговицына Е. И.
Название проводящей организации МБУ «Молодежный центр», отдел социально-профилактической работы
Адрес организации УР, г. Глазов, ул. Кирова, 71 б
Телефон, факс, электронная почта (341 41) 5-16-76
Место реализации программы УР, г. Глазов, ул. Кирова, 71 б
География участников программы Город Глазов
Сроки реализации программы Январь – май 2017 г.

 

Пояснительная записка

Основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в Российской Федерации с 2009 г. для выпускников школ является единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ как форма контроля позволяет объективно оценить знания учащихся, существенно снизить психологическую нагрузку и поступать в любые вузы России независимо от места жительства. Содержание единого государственного экзамена охватывает практически весь объем учебного материала, в сравнении с традиционным экзаменом, когда ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т. д. ). Все вышесказанное актуализирует проблему успешной подготовки и прохождения выпускниками школ процедуры ЕГЭ. Стоит отметить, что ЕГЭ как форма экзамена, появившаяся сравнительно недавно, является для выпускников непривычной, пугающей и вызывает определенные трудности.

Особую обеспокоенность психологов вызывает процесс формирования тревожных состояний у школьников при подготовке и сдачи ЕГЭ. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивость. Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил остается на учебную деятельность. Если раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что во многом способствовало снижению тревоги при поступлении в институт, то сейчас единый государственный экзамен – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что способствует повышению уровня тревоги учащихся.

Необходимость исследования проблемы экзаменационной тревожности и факторов, на нее влияющих, обусловлена важностью эффективного обучения в современном обществе. Согласно данным, полученным Е. В. Щербатых, 75% российских учащихся в условиях экзаменационного стресса имеют высокий уровень ситуационной тревожности, 8, 6% — сверхвысокий, 16, 4% — средний.

С целью оказания психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ могут организовываться тренинговые занятия. По мнению Е. Ю. Шрагиной, оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к экзамену являются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга. На этих занятиях не просто происходит обучение технологиям, а формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. В работе могут использоваться разнообразные формы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях.

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования, ужесточатся формы контроля. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Разработанная нами программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ОГЭ. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Практическая значимость данной программы определяется тем, что справившись с негативными влияниями стресса, выпускники смогут в большей степени сконцентрироваться на самих экзаменационных заданиях и, тем самым, повысить качество выполнения этих заданий.

 

Цель: обучение старшеклассников способам снятия тревожности и психологического напряжения, возникающего во время стрессовых ситуаций, таких как сдача экзаменов, а так же обучение техникам концентрации внимания.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

 

Адресаты программы: учащиеся школ города 15-18 лет. В дальнейшем, при положительных результатах программы, планируется выезд в школы Глазовского района и близлежащих районов.

 

Сроки реализации программы: январь 2017 г. – май 2017 г.

 

Условия обучения: в свободное время, на добровольной основе, бесплатно. Организуются группы от 8 до 12 человек, учащиеся одной параллели (9, 10, 11 класс); переход человека из одной группы в другую нежелателен. Длительность каждого занятия 45 – 60 мин.

Каждое занятие проводится раз в неделю. Параллельно (в разные дни недели) можно вести несколько групп.

 

Содержание программы:

Этап Содержание Сроки
Подготовительный этап. Подбор участников: · реклама в школах города и СМИ предстоящей работы; · сотрудничество с директорами и классными руководителями школ; · формирование групп. Январь – февраль 2017 г.
Основной этап. Проведение тренингов и семинаров. 1. Введение в работу. Цели для психолога: познакомиться с группой; сделать выводы о настрое группы на работу; узнать цели прихода детей на занятия; определить основные направления работы. Цели для группы: познакомиться с психологом; определить для себя основные направления работы: выявить проблемные вопросы; эмоциональная разрядка. 2. А что я получу? Цели: Определение своих целей и перспектив 3. Учимся справляться со стрессом Цели: Освоение навыков самостоятельного снижения негативного влияния стресса 4. Я на экзамене Цели: моделирование ситуации экзамена, овладение способов снижения влияния стрессовой ситуации 5. Я все могу! Цели: закрепление полученных навыков, подведение итогов 6. Семинар для родителей Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия. 7. Семинар для учителей Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия. Март – апрель 2017 г
Завершающий этап. Подведение итогов проведенной программы. Май 2017 г.

 Подробное описание всех занятий представлено в приложении 1.

 

Материально-техническое обеспечение:

1. Доска/ватман для записей;

2. блокноты/тетради и ручки по количеству участников;

3. бейджики по количеству участников;

4. фломастеры, маркеры;

5. аппаратура (колонки и ноутбук/компьютер, проектор, экран);

6. мягкая игрушка/мячик;

7. коврики для йоги.

 

Критерии оценки эффективности:

1. Снижение показателей по Шкале психологического стресса psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Приложение 2)

2. Увеличение своего положения на шкале уверенности в себе (Приложение 3)

 

Предполагаемые результаты:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Развитие уверенности в себе.

3. Развитие коммуникативной компетентности.

4. Развитие навыков самоконтроля.

5. Осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

 


 

Список использованной литературы:

1. Игонин А. С., Голубев А. Н., Сураев С. П. Проект: «Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ». URL: http: //www. pfo. ru/? id=21319 12. 12. 2014.

2. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников) // Школьный психолог. 2008. № 9.

3. Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога). Казань: РИО ГМЦ, 2011. С. 6.

4. Рубштейн Н. Тренинг управления эмоциями. 42 простых упражнения, которые научать вас справляться с ревностью, обидой или страхом. И радоваться жизни! / Нина Рубштейн. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с. – (Психология. Ваш персональный тренер)

5. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

6. Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе)

7. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Дис. д-ра биол. н. Воронеж, 2001. С. 32.

8. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс] – режим доступа http: //azps. ru/

9. Методика диагностики уверенности в себе Райдаса [Электронный ресурс] – режим доступа https: //scicenter. online/knigi-biznes-idei-scicenter/metodika-diagnostiki-stepeni-uverennosti-sebe-18919. html


6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...