Занятие четвертое. Я на экзамене
Занятие четвертое. Я на экзамене Цели: моделирование ситуации экзамена, овладение способов снижения влияния стрессовой ситуации Материалы: мягкая игрушка, листы с заданиями, гимнастические коврики. Упражнение разминки «Я хочу больше всех» Упражнение разминки для программы группового психологического тренинга. Участники в свободном порядке соревнуются в своих желаниях: кто сможет загадать желание самое крутое. Оценка " крутости" - коллективная. Упражнение разминки «Парафраз по кругу» Разминка участников группового тренинга. Полезно в том числе для того, чтобы разговорить " молчунов" и развить навыки слушания. Ведущий объясняет условия упражнения: он начинает, делая короткое сообщение (это может быть короткое фактическое сообщение, например из " жизни" тренинговой группы, цитата из СМИ, просто какое-то жизненное наблюдение, может быть с психологическим уклоном). Следующий по кругу участник повторяет за ведущим, начиная слова так: " Оксана сказала, что... " Его задача - пересказать сообщение и немного приврать, то есть пересказать то, что на самом деле не говорилось. Следующий участник повторяет уже слова своего предшественника. Аналогично он должен и повторить, и приврать. Все остальные участники следят за тем, чтобы: а) не было полной отсебятины, б) было немного вранья, и это враньё должно быть новым, оригинальным, в) пересказывалось только сообщение предшественника, а не предшественников предшественника. Если участник не справился, его просят повторить попытку. 1 упр. «Самое трудное» Ведущий показывает детям игрушку и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках игрушка, должен продолжить фразу: “самое трудное на экзамене – это…” – и бросить игрушку любому другому человеку. Нельзя бросать игрушку одному и тому же человеку больше одного раза.
2 упр. «Я на экзамене» Участникам раздаются листки с заданиями и ручки. Задания могут быть разнообразные, от детских загадок, до вариантов ЕГЭ. Участники должны за определенный промежуток времени (3 мин) выполнить как можно больше заданий. Рефлексия: что было самым трудным при выполнении задания? Что вы чувствовали, когда выполняли задания? 3 упр. Аутотренинг Сегодня мы с вами попробуем научиться нескольким методам, которые помогут справиться со стрессом на самом экзамене. Один из таких методов – это аутотренинг. Правила составления формулы аутотренинга: · Все утверждения должны быть составлены в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается. · Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться, стараться» Пример: Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен. Далее участникам предлагается самим составить утверждения, в это время играем спокойная музыка 4 упр. «Состояние тревоги и покоя» Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу и стресс. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Фоном играет тревожная музыка. Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой дети чувствуют себя спокойной, уверенно. Снова следует обратить внимание на самочувствие. Фоном играет спокойная музыка и продолжается во время рефлексии. Рефлексия: Что вы чувствовали? Как изменялось ваше физическое состояние? 5 упр. Релаксация Фоном играет спокойная музыка.
Мы уже пробовали с вами методы релаксации. Давайте же сейчас повторим эти методы и попробуем новые, которые помогут вам за короткое время привести себя в состояние спокойствия. Мышечная релаксация. Закройте глаза. Сожмите руки в кулаках как можно сильнее и подержите их в таком состоянии пару секунд. Затем расслабьте их, и представьте, как напряжение покидает ваши руки, как теплеют руки, как они становятся легкими. Представьте, как напряжение покидает все ваше тело, как мысли становятся связными и понятными. Открывайте глаза и продолжайте работу Дыхательная релаксация. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Дышите животом и считайте про себя от 11 до 14. На четыре счета (11, 12, 13, 14) делаем глубокий вдох, на четы счета (11-14) задерживаем дыхание и на четыре счета выдыхаем. Можно повторить 2-4 раза. Медитация. Выберите предмет. В течении определенного времени (не более 5 мин) сосредоточить все свое внимание на это предмете. Старайтесь не отвлекаться на все остальное. Только этот предмет. Рефлексия: Изменилось ли ваше состояние? Что именно вы чувствовали при выполнении упражнений? Какой из способов снятия тревоги вам больше всего подходит? 6 упр. Антистрессовая техника " Словесный натюрморт" Кроме релаксации существует еще множество способов справиться со стрессом, предлагаю сейчас попробовать еще одну методику. Техника направлена на восстановление самоконтроля в стрессовой ситуации. Содержание Данная техника сама по себе не избавит вас от стрессовой ситуации. Сама по себе она даже не поможет снять стрессовое состояние. Предназначение техники - вернуть себе утерянный самоконтроль в состоянии стресса. · на одни раздражители реагирует слишком бурно, на другие вообще не реагирует; · интеллектуальные способности могут не пострадать (а даже обостриться), но способности разума меняются в худшую сторону: человек хуже рефлексирует себя и ситуацию, теряется способность к объективности, происходит тяга к привычному и понятному, резко снижается критичность;
· происходит как бы отчуждение собственных мыслей (возникает ощущение, будто в голове играет " радио" или включен некий " магнитофон", из которого выскакивают те или иные слова). Человек - существо разумное, и для самоконтроля ему необходимо контролировать (да, тавтология) в первую очередь собственный внутренний голос, не допуская того, чтобы мысли в буквальном смысле слова путались. Для этого можно освоить данную технику, которую и применять в экстренных ситуациях. Все просто. Надо просто взять лист бумаги (открыть блокнот или ежедневник на чистой странице, создать новый текстовый файл на компьютере) и написать ОДНО предложение. В этом предложении описывается что-то мелкое, бытовое - одним словом, натюрморт. Напомним, что " натюрморт" происходит от французского " nature morte" - " мертвая природа". Обычно под натюрмортом подразумевается картина, на которой изображены какие-то неживые предметы: ваза с цветами, корзинка с яблоками, кучка орешков и т. д. Вот и вы должны в своем предложении описать подобную картину. Только описать словами. Поэтому техника и называется " Словесный натюрморт". Почему одно предложение? Это на самом деле важно. Когда " мысли путаются", это в первую очередь приводит к тому, что внутренняя речь человека сводится к коротким, при этом плохо связанным друг с другом коротким предложениям. Составив длинное, развернутое предложение, вы докажете самому себе, что можете размышлять еще цепко, грамотно, вдумчиво. В своих словесных натюрмортах вы можете описывать как то, что находится перед глазами, так и то, о чем просто приятно вспомнить. Описывать насущное проще, зато описание приятного имеет еще некоторый успокаивающий заряд. В натюрморте не должно присутствовать человека: ни вас, ни родственников, ни знакомых. Даже не стоит начинать натюрморт словами: " Я вижу... ", " Мне представляется... " Натюрморт должен быть сугубо ОПИСАТЕЛЬНЫМ. Примеры таких словесных натюрмортов:
- На столе стоит черная пластмассовая подставка для ручек: синих, красных, черных, а также для карандашей. - На стоянке стоит машина веселенького розового цвета, сзади грязная, а сзади чистая, с тонированными стеклами и литыми дисками. - У самой воды на песке лежит большой плоский черный камень, похожий на большой кусок шоколада, неровно отломанный от плитки, мокрый и скользкий, но с солнечной стороны сухой и зеленый. - Ровная гладь озера, в которой отражается солнце и облака, деревья и кустарники, цветы и камни, похожая на большое, просто огромное зеркало, в которое смотрится небо. Далее участникам раздаются листочки и ручки и предлагается записать несколько таких предложений, в это время играет спокойная музыка. Рефлексия всего тренинга: На сколько важно умение справляться со стрессом и тревогой на экзамене? Какое из упражнений вам подходит больше всего?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|