Нарушения психического развития
Нарушения психического развития Трудности: Нарушения поведения – во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, Школьная неуспеваемость – в выполнении школьных норм и правилповедения, в овладении учебной деятельностью Отрицательное отношение соучеников, Негативное отношение учителя, низкий социальный статус неверный педагогический подход к ученику Состояние эмоционального дискомфорта Школьная дезадаптация Дальнейшие Формирование негативных Возникновение отклонения в поведении, личностных качеств, соматической формирование асоциальной дальнейшие нарушения и нервно-психической направленности личности личности патологии Рисунок 2 – Схема взаимодействия различных факторов риска в процессе развития школьной дезадаптации Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации связаны с кризисными периодами развития ребенка, психическими состояниями, спровоцированными психотравмирующими обстоят ельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность) и др. Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность. Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками: отсутствие навыков общения; неадекватная оценка себя в системе общения; высокие требования к окружающим; эмоциональная неуравновешенность; установки, препятствующие общению; тревожность и боязнь общения; замкнутость.
Под педагогической запущенностью понимают устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании [18]. Педагогически запущенный учащийся является физически и психически здоровым, но не обладает необходимыми для его возраста знаниями и умениями. Различают понятия педагогической запущенности и трудновоспитуемости. Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя определенные стадии. Первая стадия (отмечается преимущественно в дошкольном возрасте) возникает в результате неправильного воспитания в семье (избыток и недостаток родительского внимания, конфликты между родителями, отсутствие полезного общения, депривация), а также ошибок воспитательной работы в учреждении дошкольного образования. Вторая стадия (начальная школа) возникает как следствие слабой психологической и педагогической готовности учащегося к школьному обучению. На этой стадии у ребенка, испытывающего трудности в учебе и общении с одноклассниками, появляются начальные формы негативного отношения к окружающей жизни. Третья и четвертая стадии наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. На третьей стадии уже могут проявляться асоциальные тенденции, а на четвертой – закрепляются антиобщественные формы поведения, которые могут перейти в правонарушения и преступления. Для предупреждения педагогической запущенности необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения учащихся с учетом типичных отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания, основанную на личн остном и индивидуальном подходе к ребенку, взаимодействии семьи и школы, создании условий, способствующих раскрытию способностей учащегося и признанию его в коллективе.
4. 2. Девиантное поведение учащихся Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным (отклоняющимся) поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, а возраст начала употребления алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ) имеет тенденцию к снижению. Это обусловлено увеличением числа провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося по ведения [44–45]. Отклоняющееся поведение – это устойчиво повторяющееся нарушение социальных норм и вытекающее из этого противоправное поведение. Отклоняющееся поведение может носить как асоциальный, так и криминогенный характер. К асоциальному типу отклоняющегося поведения относятся, например: бродяжничество как следствие детской безнадзорности и беспризорности; явления алкоголизма, наркомании, токсикомании; аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда собственному здоровью вплоть до суицида; агрессивное поведение по отношению к окружающим, не переходящее рамки закона. К криминогенному типу отклоняющегося поведения можно отнести любое поведение, нарушающее административное либо уголовное законодательство. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и связано с разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют: • биологические факторы – неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т. д. ); • психологические факторы – психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка; • социально-психологические факторы – недостатки семейного, школьного и общественного воспитания. В их основе – игнори рование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушению процесса социализации. В отечественной психологии истоки девиантного поведения и, соответственно, правонарушений подростков и юношей принято связывать с трудновоспитуемостью, педагогической или социально-культурной запущенностью. Трудновоспитуемость как невосприимчивость к положительному социальному опыту является следствием педагогической запущенности, которую определяют как длительное, неблагоприятное для развития состояние личности ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием микросреды, преломленным через внутренние условия.
Существуют следующие стадии развития асоциального поведения [21]: • неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство); • порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей); • девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки); • делинквентное (предпреступное) поведение; • преступное поведение; • деструктивное поведение. Обычно дети, демонстрирующие отклоняющееся поведение, относятся к категории «трудных». Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Часто забывается о том, что дети с отклоняющимся поведением трудны, в первую очередь, для самих себя. Итак, «трудные» дети – категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Обычно ребенка относят в эту категорию по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормальной учебы в школе. Психологи и педагоги предложили несколько систем типологизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда «трудный» ребенок становится асоциальным подростком, что часто создает путаницу в понимании сути явления и формирует стереотип «трудного» ребенка как неуправляемого подростка. Одна из наиболее полно разработанных систем принадлежит А. И. Кочетову [17]. Он выделяет следующие типы «трудных» детей (до 6–8-летнего возраста): 1) дети с нарушениями в сфере общения; 2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);
3) дети с недостатками умственного развития; 4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные). В дальнейшем из трудных детей формируются подростки и юноши с отклоняющимся поведением [15], которых можно разделить на следующие категории (от 6–8 лет и до 17–20 лет): 1) циники – вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу; 2) неустойчивые, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять; 3) зависимые – подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные желания: зрелищ, развлечений, вкусной еды, табака, алкоголя, наркотиков и т. д. Эти желания оказываются у них сильнее, чем нравственные чувства и «внутренние тормоза», и удовлетворяются недозволенным образом; 4) аффективные – подростки, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы. Среди типов отклоняющегося поведения особое место занимают зависимости: алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания и др. Под синдромом зависимости обычно подразумевается сочетание физиологических и психологических явлений, при которых употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, токсические вещества) либо определенные действия, вызывающие активную выработку в организме человека психоактивных веществ (азартная игра; ситуации, связанные с высоким риском и др. ), начинают занимать в жизни и системе ценностей конкретного человека ведущее значение. Основная характеристика многочисленных симптомов любой зависимости – возникновение потребности, часто очень сильной и неодолимой. Это импульсивное, неконтролируемое человеком влечение. Мотивы влечения не осознаются, человек не сопротивляется ему до тех пор, пока не получит удовлетворения при употреблении психоактивных средств либо совершении некоторых действий (игра, экстрим и др. ). Осознание наступления зависимости приходит позже, при попытке прекращения приема психоактивного средства либо прекращения игры. На формирование зависимости оказывает влияние целый комплекс причин. Сюда входят и генетически обусловленные особенности психики, и особенности личности, сформировавшиеся в ходе возрастного развития, и жизненный опыт, и социальные условия, в которых живет человек, и др.
Среди возможных предпосылок и мотивов употребления психоактивных веществ авторы выделяют [39, с. 9–10]: 1. Социальные: – неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья); – широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности; – активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов (клубная культура, некоторые стили музыки – рейв, «кислотные направления», джангл, психоделические аранжировки и т. п. ), завуа лированная пропаганда легализации наркотиков, про водимая отдельными СМИ; – неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; – проживание в районах с низким имущественным цензом. 2. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями. 3. Традиционные: культурно-этническое потребление психоактивных веществ в данной местности. 4. Индивидуально-психологические: – подражание более старшим или авторитетным сверстникам; – попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания; – стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников; – аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комформность, неустойчивость характера); – протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов); – самодеструктивное поведение; – любопытство; – подчинение давлению и угрозам. Обобщая возможные мотивы употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками, важно осознавать, что оно зачастую начинается с беспроблемной ситуации. Это видно, прежде всего, при экспериментировании с ПАВ, прежде всего – с курительными смесями, содержащими синтетические каннабиоиды. Поэтому сопровождающим следует не только рассматривать употребление наркотиков как таковое, но и учитывать связанные с ним мотивы [39, с. 52]. Перечислим их: любопытство; эксперимент / смещение границ; расслабление; поиск собственного «Я»; пример родителей; недовольство актуальной ситуацией (одиночество, страх); высокая степень проблем в обществе; скука; напряженная ситуация в семье; слишком строгое / вседозволяющее воспитание; нормы и давление группы; средство для установления контактов; неадекватный подход и отношение к проблемам; реакция протеста. В каждом случае важно понять, стоит ли за ним проблемная ситуация. Если обратиться к этапам возрастного развития [15], то нарушения в формировании ребенка могут создавать предпосылки для риска употребления ПАВ. Так, сформировавшееся на первом этапе (до 2 лет) возрастного развития базовое недоверие к миру создает постоянное высокое внутреннее напряжение у ребенка, которое может быть временно снижено с помощью психоактивных веществ. Испытав быстрое облегчение от приема алкоголя либо наркотиков, сильный эмоциональный подъем, эйфорию, необычные ощущения, ребенок выбирает этот способ сброса напряжения и постепенно попадает от него в зависимость. На втором этапе (до 7 лет) развития закладывается основа волевых качеств и самостоятельности личности. При нарушениях в данной сфере ребенок становится ведомым, внутренне слабым, легко подпадающим под влияние, неспособным бороться, преодолевать трудности. Это благодатная почва для вовлечения под различными предлогами в злоупотребление ПАВ. Такие личностные особенности способствуют тому, что в сложных жизненных ситуациях человек избегает борьбы и пытается уйти от трудностей. А один из наиболее распространенных способов ухода – это уход в различного рода зависимости. На третьем этапе (до 16 лет) развития во многом закладываются ценностные ориентиры личности, нормы общественной морали и общественных взаимоотношений. Нарушения в ценностной сфере выливаются в асоциальное поведение, конфликты, формирование и закрепление акцентуированных черт характера. А это, в свою очередь, также ведет к употреблению психоактивных веществ как способу занять соответствующее место в референтной группе, уйти от «враждебной» действительности, противопоставить себя обществу, самоутвердиться в глазах значимого окружения. Развитие любой зависимости проходит три стадии [15]. Продолжительность каждой стадии определяется многими факторами: • характером психоактивного вещества; • способами его введения в организм; • индивидуальными особенностями (возраст, пол, исходное состояние физического и психического здоровья, особенности нервной системы); • социальным окружением, семейной обстановкой; • возможностью заболеваний (СПИД, гепатит и т. п. ) и др. Стадия 1 – стадия психического влечения к психоактивному веществу. Она начинается с исследовательского этапа. Для этого этапа характерны: • естественное любопытство, «желание просто попробовать»; • активный поиск новых видов «кайфа»; • неумение сказать «нет»; • попадание под влияние различных мифов о химических веществах; • страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»; • неосознанное (или осознанное) желание убежать от сложностей жизни; • равнодушное отношение к себе и своей жизни; • скука и, соответственно, желание сделать свою жизнь интересной и наполненной; • незнание фактического действия наркотиков на психику и организм человека; • необычайно высокий пик ощущений в организме, «кайф», связанный с тем, что первые дозы психоактивного вещества вызывают резкий сбой нейрохимического баланса головного мозга. Далее следует этап удовольствия. Процесс приема психоактивного вещества начинает нравиться. Для этого этапа характерны: • осознанное желание получать «кайф» с помощью наркотика; • планирование употребления; • поиск разумных оправданий употребления; • поиск «подходящей» компании; • наркотики становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха; • наркотики начинают использоваться как: средство против «комплексов», «лекарство» от стресса, способ общения, «спутник» сексуальных отношений; • рост требуемой для получения нужных ощущений дозы; • формирование особой «тусовки»: свой вид наркотиков, своя музыка, стиль одежды, юмор. На этапе зависимости, чаще всего, употребляющие психоактивные вещества погибают от передозировки наркотических препаратов, несчастных случаев, суицидов. В результате регулярного употребления психоактивных веществ на первой стадии возникает синдром психической зависимости от препарата. Психическая зависимость – это осознанная или неосознанная потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта. Это связано с тем, что на данной стадии прием психоактивных веществ позволяет несовершеннолетнему на какое-то время уйти от серой повседневности в гораздо более яркий мир грез, фантазий, видений, ощутить состояние легкости и свободы, получить кратковременное избавление от трудностей, проблем и всего того, с чем связана повседневная жизнь. Необходимо знать, что сильная психологическая зависимость может возникать уже после первого приема эфедринов, 2–3 приемов героина, 10–12 приемов морфина. Продолжительность жизни при употреблении сильных наркотиков обычно составляет от 2 до 5 лет. Начавшие принимать «сильные» наркотики в юношеском возрасте редко доживают до 20–25 лет. Стадия 2 – наркоманическая. Характеризуется постепенным формированием физической зависимости от психоактивного вещества. Наркоманическая стадия начинается с этапа возникновения и роста проблем, для которого характерны: проблемы со здоровьем (похмелье, «ломка», неприятные ощущения после употреб ления, инфекционные заболевания; потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал); неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях); скандалы в семье; проблемы с учебой, неприятности в школе; финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег); конфликты с друзьями; основной круг общения составляют те, кто употребляет наркотики; конфликты с законом, приводы в милицию. На данном этапе зависимости личностные качества несовершеннолетнего уплощаются, поведение становится устойчиво асоциальным с предпочтением проводить время в «своей компании». Как правило, там процветают агрессивность, хулиганство, половая распущенность, склонность к уходу из дома и бродяжничество. Зависимый в течение нескольких недель или месяцев резко худеет, слабеет физически, его кожа становится сухой и бледной, часто возникают ознобы, расстраиваются сон и аппетит. Стадия 3 – развитие соматической патологии. Для этой стадии характерны: употребление ради употребления; постоянная потребность в наркотике; использование крайних средств в поисках дозы; разрушение нравственных ценностей; апатия и нежелание жить, утрата смысла существования; попытки самоубийства; серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний; разрыв с семьей, друзьями, обществом. На данном этапе введение психоактивного вещества не вызывает эйфорического эффекта, поэтому прием препарата необходим лишь для снятия синдрома абстиненции. Кроме психических дефектов в виде негативных эмоционально-волевых расстройств (апатии, слабости) формируются также соматические дефекты в виде перерождения сердечной мышцы, атрофических изменений половых органов, изменений в ЦНС (нарушения структуры нервных клеток, в особенности нейронов коры больших полушарий). Как правило, наблюдается общее истощение. Смертельные исходы в основном связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, присоединившейся инфекцией, передозировкой. Количество вещества, требуемое для возвращения мозга к нормальному функционированию, становится критическим для жизнедеятельности организма в целом. Завершают цикл патологических изменений в организме полная физическая зависимость от наркотика и органические изменения органов и тканей. Несмотря на различие в химическом строении, все вещества, вызывающие формирование зависимости, имеют сходную этапность развития патологических процессов в организме человека. Исследователи выделяют несколько моделей зависимого поведения [15]: Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие напряжения, достижения расслабления: успокоение, уход от неприглядной действительности, от сложных жизненных проблем. Доминирующим мотивом употребления наркотиков оказывается высокий уровень внутреннего психического напряжения, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью. Отдельные подростки употребляют психоактивные вещества для коррекции эмоционального состоя ния: снижения уровня тревоги, депрессии, апатии. Упот ребление ПАВ используется как способ самолечения на начальных этапах развития эмоциональных расстройств. Коммуникативная модель. Данная модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ облегчает общение со сверстниками своег о и противоположного пола. Преодолевается чувство замкн утости, стеснительности, появляется уверенность в себе. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки. Активирующая модель. В ряде случаев подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости. Подростки с заниженной самооценкой, неуверенные в своих силах и возможностях, пытаются достичь уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия. Гедонистическая модель. Психоактивные вещества употребляют также и для получения приятных ощущений, создания психического и физического комфорта. Стремление подростков уйти в фантазийный, галлюцинаторный мир с целью пережить состояние эйфории может привести к формированию болезненного пристрастия. Конформная модель. «Быть со всеми, быть как все». Стремление подростков подражать, быть принятыми группой, самоутвердиться в группе — все это может быть причиной употребления психоактивных веществ. В большей степени эта модель характерна для высоковнушаемых, тревожно-мнительных подростков, которые слепо подражают своим лидерам, некритически перенимают все правила поведения группы. Манипулятивная модель. Использование психоактивных веществ для манипулирования другими, демонстрации своей исключительности. Чтобы привлечь внимание и завоевать авторитет, демонстративные подростки употребляют наркотики или алкоголь. Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармоничность характера. Жизненные трудности, конфликты в школе и дома могут выступать как повод для протестного поведения подростков, выражающегося, в том числе, и в употреблении психоактивных веществ. Употребление ПАВ, какие бы мотивы к нему не привели, является по своей сути аутоагрессией, то есть агрессивным действием, направленным на самого себя. Помимо употребления, аутоагрессия проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида. Крайней формой аутоагрессивного поведения является суицид. Проблема суицидального поведения практически не встречается среди младших школьников, но среди подростков, начиная примерно с 11 лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Суицидальные мысли обусловлены депрессивным мироощущением подростка. Его составными компонентами, являются: • чувство тоски и тревоги; • ощущение беспомощности, бесперспективности, безрадостности, бессилия. Относительный удельный вес этих компонентов определяет особенности суицидальных переживаний. При преобладании безрадостности, бесперспективности подросток испытывает не столько стремление умереть, сколько нежелание жить. Ощущение беспомощности, бессилия порождает страх перед жизнью и ее проблемами и, соответственно, стремление уйти от них любой ценой, даже ценой смерти. Вероятность реализации суицидальных намерений зависит от взаимодействия трех факторов: • интенсивности суицидных побуждений; • психологического «антисуицидального барьера» — комплекса факторов, включающих в себя страх смерти, страх боли, боязнь неизвестного, инстинкт самосохранения, страх причинить боль близким, отрицательное отношение к самоубийству общества и др.; • различных влияний, ослабляющих, размывающих этот барьер. Типичные мотивы суицидальных попыток в подростковом возрасте можно объединить в несколько групп [35, с. 466]. Один из наиболее распространенных мотивов – демонстрация/манипуляция. Подросток решается на этот шаг, желая «наказать обидчиков». Ими могут быть родители, сверстники своего или противоположного пола. Иногда подросток совершает суицидальную попытку, чувствуя угрозу утраты родительской любви (при рождении младшего ребенка, появлении в семье отчима и т. д. ). Попытка может быть предпринята подростком как средство шантажа, но без серьезного намерения уйти из жизни. Опасность в том, что действия, начатые как простое запугивание, могут обернуться непоправимой трагедией, тем более что, по данным суицидологов, подростки часто действуют в подобных случаях при суженном сознании, то есть плохо контролируя себя. Отмечено, что такой вид суицидальных попыток совершается чаще всего подростками с истероидной и неустойчивой акцентуациями характера. Другой вид мотивов суицидального поведения – переживание тупика или безысходности. В реальности такие мотивы часто сливаются с названными выше, однако имеет смысл рассмотреть их отдельно. Риск таких переживаний у подростков особенно велик из-за высокой тревожности, типичной для возраста, а также недостаточности социального опыта, когда какая-либо житейская ситуация воспринимается подростком как безвыходная. Среди подростков и юношей встречается также еще один вид мотивации – следование групповой норме. Возможно, для таких подростков крайняя степень зависимости от групповых норм сочеталась с острым желанием испытать яркие и острые, пусть даже сугубо отрицательные ощущения. В качестве основных психологических факторов риска суицидального поведения можно выделить: • сниженный фон настроения; • повышенную склонность к аутоагрессии и нарушение коммуникативных навыков; • негативизм самовосприятия и неустойчивость самооценки; • душевные болезни, расстройства личности, а также злоупотребление психоактивными веществами; • соматические болезни, особенно хронические; • наличие предыдущих суицидальных попыток; • наличие случаев суицида среди родственников. При наличии признаков депрессии у подростка необходимо выявить у него риск суицидальных попыток либо нанесения себе самоповреждений. Для этого следует помнить наиболее общие симптомы депрессии, которыми являются: • всепоглощающее горе и глубокая печаль; • отсутствие надежды на улучшение; • мысли о причинении себе вреда; • слезливость; • постоянное беспокойство; • тревога и напряжение; • отсутствие радости жизни; • недостаток энергии, быстрая утомляемость; • физические жалобы (например, на непроходящие головные боли); • плохой сон; • потеря веса; • проблемы с концентрацией внимания и памятью; • ощущение себя плохим, никчемным, покинутым. При выявлении явных признаков депрессии у подростка необходимо определить наличие у него суицидальных мыслей. Для этого необходимо установить достаточно глубокий и доверительный контакт с ребенком. Далее, внимательно наблюдая его внешние реакции и соблюдая большую осторожность, в контекст беседы можно встраивать следующие прямые вопросы [15]: – Ты думаешь, что жизнь не стоит того, чтобы жить? – (при положительном ответе на предыдущий вопрос) – Ты предпочел бы умереть? – (при положительном ответе на предыдущий вопрос) — Думаешь ли ты о самоубийстве? – (при положительном ответе на предыдущий вопрос) – Пытался ли ты покончить с собой или намереваешься это сделать? Убежден ли ты в необходимости этого шага? Есть ли у тебя конкретный план? В ходе беседы с подростком необходимо обращать внимание на ряд моментов, наличие даже одного из которых резко повышает угрозу осуществления суицида. • Ребенок слышит, ощущает запахи или видит вещи, реально не существующие. Особенно опасно, когда слышатся голоса, приказывающие убить себя или других. • Ребенок по какой-то причине убежден, что скоро умрет (либо все умрут). • У ребенка имеется детальный план самоубийства либо убийства какого-то другого человека. • У ребенка были попытки покончить с собой, либо суицидальные попытки совершал кто-то из ближайшего окружения. • Ребенок страдает от неизлечимой болезни. • Ребенок большое количество времени находится один и не может быть защищен от нанесения самоповреждений. • Ребенок употребляет алкоголь или наркотики. • Ребенок имеет свободный доступ к средствам, которые могут быть использованы для самоубийства (лекарственные препараты, яды, оружие и др. ). В случае наличия у ребенка явных признаков депрессии и хотя бы одного из перечисленных выше факторов, необходима немедленная консультация психолога либо психиатра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|