3.2. Диагностический минимум в психолого-педагогическом
3. 2. Диагностический минимум в психолого-педагогическом
сопровождении учащихся
Главное назначение психодиагностики в деятельности школьной СППС – оценка индивидуально-психологических свойств личности учащегося с целью информационного обеспечения процесса психологического сопровождения.
При разработке психодиагностической деятельности педагога- психолога мы постарались учесть специфику психодиагностики в школе. В рамках этой деятельности мы выделяем две основные диагностические схемы: диагностический минимум и диагностика в контексте оказания психологической помощи. Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения ребенка, обладает своей «разрешающей» способностью. Вместе с тем они органично взаимосвязаны друг с другом и в реальной школьной практике применяются в определенной системе, последовательности.
Диагностический минимум представляет собой комплексное психолого-педагогическое обследование всех учащихся в определенной параллели. Схема ориентирована на выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Реализация схемы позволяет, во-первых, определить группу учащихся, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде, во-вторых, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы всех учащихся обследуемой параллели, знание которых необходимо для успешного сопровождения. К первым относятся, например, высокий уровень личностной или школьной тревожности, слабое развитие определенных когнитивных процессов и навыков (произвольное внимание, сформированность важнейших умственных действий и др. ), признаки социальной дезадаптации в поведении и общении и т. д. Ко вторым относятся умственная работоспособность и темп умственной деятельности, особенности системы отношений школьника к миру и самому себе и пр.
Диагностический минимум [6] является основной психодиа гностической схемой в рамках модели школьной деятельности педагога-психолога, поскольку:
– носит дифференцированный характер. Позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы: «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии;
– позволяет охватить всех школьников определенной параллели. Его проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка (поступление в школу, переход в среднее звено, наиболее острый период подросткового возраста, подготовка к уходу из школьной среды), что делает информацию, получаемую в ходе обследования, более значимой;
– диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по определенным статусным критериям на протяжении всего периода школьного обучения;
– служит основным механизмом, запускающим следующие этапы психодиагностики: дифференциация нормы и патологии и углубленное обследование личности школьника (табл. 1).
Таблица 1 – Примерный диагностический минимум основных
(общешкольных) психодиагностических исследований
Класс
| Название психологического исследования
| Цель
|
1-е
классы
| 1. «Тест мотивационной готовности к школьному обучению» (Л. А. Венгер);
«Тест скрининговой оценки школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)*.
2. «Домик» Н. И. Гуткиной
| Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффективности профилактической и коррекционно- развивающей работы.
Диагностика уровня развития произвольной сферы; определение готовности детей к школьному обучению
|
Класс
| Название психологического исследования
| Цель
|
| 3. «Цветовой тест эмоциональных состояний» (модификация «Цветового теста отношений» А. О. Прохорова).
4. «Методика диагностики минимальных мозговых дисфункций» (Р. Тулуз-Пьерон).
5. Анкета фиксирующего наблюдения для учителей.
6. «Цветные прогрессивные матрицы» (модификация
Т. В. Розановой)
| Диагностика субъективного эмоционального состояния школьников в различных сферах учебной деятельности и жизнедеятельности.
Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций у детей начальной школы.
Содержит расшифровку отдельных проявлений школьной дезадаптации, по которым классный руководитель может наблюдать и фиксировать их проявления в поведении ребенка.
Диагностика уровня развития наглядно-образного и логического мышления
|
4-е
классы
| 1. «Тест скрининговой оценки школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)*.
2. «Методика для определения уровня умственного развития детей 7–9 лет» (Э. Ф. Замбицявичене);
«Прогрессивные матрицы
Равена»;
Тест математических способностей (ГИТ).
3. Социометрия
| Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффективности профилактической и коррек ционно- развивающей работы.
Диагностика уровня развития словесно- логического мышления и математических способностей.
Диагностика социометрического статуса учащихся и групповой структуры
|
Класс
| Название психологического исследования
| Цель
|
5-е
классы
6-е
классы
| 1. «Тест скрининговой оценки школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)*.
2. «Методика оценки школьной тревожности»
(Ф. Филипс);
«Шкала личностной тревожности» (А. М. Прихожан).
3. «Социометрия»;
«Оценка отношений подростка с классом» (Л. А. Головей,
Е. Ф. Рыбалко)*
| Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, па рал - лели, отслеживание эффективности профилактической и коррек ционно развивающей работы.
Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей.
Выявление детей с высокой школьной тревожностью с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания.
Диагностика социометрического статуса учащихся и групповой структуры. Выявление детей-аутсайдеров с ц елью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы
|
7-е классы
8-е
классы 9-е классы
| 1. «Школьный тест умственного развития» (ШТУР); «Тест структуры интеллекта Амтхауэра» (ТСИ).
2. «Карта интересов»
(А. Е. Голомшток);
«Дифференциально-диагности ческий опросник»
(Е. А. Климов)
| Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).
Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении. Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся
|
Класс
|
Название психологического исследования
|
Цель
|
| 3. «Опросник К. Леонгарда»
(Х. Шмишек);
«Патохарактерологический
диагностический опросник»
(А. Е. Личко)*;
«Темперамент и социотипы»
(Г. Хейманс);
«Методика оценки темперамента» (Дж. Кейрси).
4. «Определение психологического климата группы»
(А. Н. Лутошкин);
«Ценностно-ориентационное единство группы» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев)*
| Характерологические особенности школьников, личностные свойства.
Оценка некоторых основных проявлений психологического климата коллектива, отношения внутри группы, сплоченность
|
10-е классы 11-е классы
| 1. «Тест структуры интеллекта
Амтхауэра» (ТСИ);
«Школьный тест умственного развития» (ШТУР).
2. «Дифференциальнодиагностический опросник»
(Е. А. Климов);
«Карта интересов»
(А. Е. Голомш ток);
«Активизирующая профориентационная методика» (Н. Пряжников); «Оценка профессиональной направленности личности» (Дж. Голланд)
| Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).
Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся
|
|
Класс
|
Название психологического исследования
| Цель
|
|
| 3. «Коммуникативные и организаторские склонности»
(В. В. Синявский,
В. А. Федорошин);
«Интеллектуальная лабильность»;
«Методика исследования социального интеллекта» (Ф. Гилфорд, Г. Салливен, адаптация Е. Михайловой);
«Профиль мышления»
(Дж. Брунер);
«Ведущий способ группировки» (А. П. Лобанов)*;
«Мотивация успеха и боязнь неудач» (А. А. Реан)
| Диагностика интересов, способностей, в плане профессионально-важных качеств. Оценка собственных ресурсов и способностей школьниками в свете предстоящей профессиональной деятельности.
Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный)
|
| | | | | |
* – описание методики, стимульный материал и ключи приводятся в приложении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: