Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Диагностический минимум в психолого-педагогическом




3. 2. Диагностический минимум в психолого-педагогическом

сопровождении учащихся

Главное назначение психодиагностики в деятельности школьной СППС – оценка индивидуально-психологических свойств личности учащегося с целью информационного обеспечения процесса психологического сопровождения.

При разработке психодиагностической деятельности педагога- психолога мы постарались учесть специфику психодиагностики в школе. В рамках этой деятельности мы выделяем две основные диагностические схемы: диагностический минимум и диагностика в контексте оказания психологической помощи. Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения ребенка, обладает своей «разрешающей» способностью. Вместе с тем они органично взаимосвязаны друг с другом и в реальной школьной практике применяются в определенной системе, последовательности.

Диагностический минимум представляет собой комплексное психолого-педагогическое обследование всех учащихся в определенной параллели. Схема ориентирована на выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Реализация схемы позволяет, во-первых, определить группу учащихся, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде, во-вторых, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы всех учащихся обследуемой параллели, знание которых необходимо для успешного сопровождения. К первым относятся, например, высокий уровень личностной или школьной тревожности, слабое развитие определенных когнитивных процессов и навыков (произвольное внимание, сформированность важнейших умственных действий и др. ), признаки социальной дезадаптации в поведении и общении и т. д. Ко вторым относятся умственная работоспособность и темп умственной деятельности, особенности системы отношений школьника к миру и самому себе и пр.

Диагностический минимум [6] является основной психодиа гностической схемой в рамках модели школьной деятельности педагога-психолога, поскольку:

– носит дифференцированный характер. Позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы: «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии;

– позволяет охватить всех школьников определенной параллели. Его проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка (поступление в школу, переход в среднее звено, наиболее острый период подросткового возраста, подготовка к уходу из школьной среды), что делает информацию, получаемую в ходе обследования, более значимой;

– диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по определенным статусным критериям на протяжении всего периода школьного обучения;

– служит основным механизмом, запускающим следующие этапы психодиагностики: дифференциация нормы и патологии и углубленное обследование личности школьника (табл. 1).

Таблица 1 – Примерный диагностический минимум основных

(общешкольных) психодиагностических исследований

Класс Название психологического исследования Цель
1-е классы 1. «Тест мотивационной готовности к школьному обучению» (Л. А. Венгер); «Тест скрининговой оценки школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)*. 2. «Домик» Н. И. Гуткиной Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффективности профилактической и коррекционно- развивающей работы. Диагностика уровня развития произвольной сферы; определение готовности детей к школьному обучению

 

Класс Название психологического исследования Цель
  3. «Цветовой тест эмоциональных состояний» (модификация «Цветового теста отношений» А. О. Прохорова). 4. «Методика диагностики минимальных мозговых дисфункций» (Р. Тулуз-Пьерон). 5. Анкета фиксирующего наблюдения для учителей. 6. «Цветные прогрессивные матрицы» (модификация Т. В. Розановой) Диагностика субъективного эмоционального состояния школьников в различных сферах учебной деятельности и жизнедеятельности.   Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций у детей начальной школы.   Содержит расшифровку отдельных проявлений школьной дезадаптации, по которым классный руководитель может наблюдать и фиксировать их проявления в поведении ребенка.    Диагностика уровня развития наглядно-образного и логического мышления
 4-е классы 1. «Тест скрининговой оценки школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)*. 2. «Методика для определения уровня умственного развития детей 7–9 лет» (Э. Ф. Замбицявичене); «Прогрессивные матрицы Равена»; Тест математических способностей (ГИТ).   3. Социометрия   Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффективности профилактической и коррек ционно- развивающей работы.   Диагностика уровня развития словесно- логического мышления и математических способностей.   Диагностика социометрического статуса учащихся и групповой структуры  

 

Класс Название психологического исследования Цель
5-е классы 6-е классы 1. «Тест скрининговой оценки школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)*. 2. «Методика оценки школьной тревожности» (Ф. Филипс); «Шкала личностной тревожности» (А. М. Прихожан).   3. «Социометрия»; «Оценка отношений подростка с классом» (Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко)* Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, па рал - лели, отслеживание эффективности профилактической и коррек ционно развивающей работы.   Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей. Выявление детей с высокой школьной тревожностью с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания.   Диагностика социометрического статуса учащихся и групповой структуры. Выявление детей-аутсайдеров с ц елью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы
7-е классы 8-е классы 9-е классы 1. «Школьный тест умственного развития» (ШТУР); «Тест структуры интеллекта Амтхауэра» (ТСИ). 2. «Карта интересов» (А. Е. Голомшток); «Дифференциально-диагности ческий опросник» (Е. А. Климов) Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный). Отслеживание динамики результатов по годам и по классам. Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении. Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся

 

Класс

Название психологического исследования

Цель

 

3. «Опросник К. Леонгарда»

(Х. Шмишек);

«Патохарактерологический

диагностический опросник»

(А. Е. Личко)*;

«Темперамент и социотипы»

(Г. Хейманс);

«Методика оценки темперамента» (Дж. Кейрси).

4. «Определение психологического климата группы»

(А. Н. Лутошкин);

 «Ценностно-ориентационное единство группы» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев)*

Характерологические особенности школьников, личностные свойства.

Оценка некоторых основных проявлений психологического климата коллектива, отношения внутри группы, сплоченность

10-е классы 11-е классы

1. «Тест структуры интеллекта

Амтхауэра» (ТСИ);

«Школьный тест умственного развития» (ШТУР).

2. «Дифференциальнодиагностический опросник»

(Е. А. Климов);

«Карта интересов»

(А. Е. Голомш ток);

«Активизирующая профориентационная методика» (Н. Пряжников); «Оценка профессиональной направленности личности» (Дж. Голланд)

Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).

Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.

 

Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся

 

Класс

Название психологического исследования

Цель
 

 

3. «Коммуникативные и организаторские склонности»

(В. В. Синявский,

В. А. Федорошин);

«Интеллектуальная лабильность»;

«Методика исследования социального интеллекта» (Ф. Гилфорд, Г. Салливен, адаптация Е. Михайловой);

«Профиль мышления»

(Дж. Брунер);

«Ведущий способ группировки» (А. П. Лобанов)*;

«Мотивация успеха и боязнь неудач» (А. А. Реан)

Диагностика интересов, способностей, в плане профессионально-важных качеств. Оценка собственных ресурсов и способностей школьниками в свете предстоящей профессиональной деятельности. Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный)    
           

* – описание методики, стимульный материал и ключи приводятся в приложении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...