3.3. Мониторинг социально-психологических особенностей статуса учащихся посредством диагностического минимума
Проведение диагностического минимума планируется педагогом-психологом в годовом плане в начале учебного года как часть воспитательного плана школы и представляет собой, в основном, экспресс-диагностическое обследование детей и подростков, которое сведено к минимуму и проводится комплексными методиками в режиме группового исследования. Общая цель диагностического минимума – мониторинг процесса обучения, уровня и специфики актуального развития учащегося, предоставление информации классным руководителям, учителям, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально- педагогических и психологических условий в образовательном процессе, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. По результатам проведенной диагностики педагог-психолог составляет заключение. Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка – центральный, по определению Л. С. Выготского, узловой этап, во имя которого развертываются все предшествующие и, исходя из которого, могут строиться последующие действия [10, с. 314]. Один из основных принципов написания заключения – безоценочность представляемых выводов. Примерная схема заключения включает в себя: цель исследования, данные анамнеза, методы исследования, интерпретацию результатов исследования, психологический диагноз, прогноз, рекомендации. Условно в структуре заключения можно выделить 4 блока. 1-й блоквключает в себя: описание целей, условий, в которых проводилось конкретное исследование (групповое или индивидуальное, дата, время суток, особенности ситуации тестирования, состояние обследуемого), данные анамнеза.
2-й блок– описание методов исследования. 3-й блок– интерпретация полученных данных. 4-й блок– диагноз, прогноз и рекомендации психолога. 5-й блок – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований. Напомним, что психологическую психодиагностику необходимо рассматривать в неразрывном единстве с задачами психического и личностного развития ребенка или коррекции этого развития. Полученные данные диагностики заносятся в сводные таблицы и оформляются документально: – «Анализ психологического исследования класса»; – «Анализ психологического исследования по параллели»; – «Общешкольный анализ психологического исследования»; – «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики». Все результаты проведенного диагностического минимума по учебным классам аккумулируются в банк данных о психологическом статусе учащихся школьного класса. Они сохраняются на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Данные результаты позволяют осуществлять контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учреждениях образования, а также являются основанием психологической коррекции с целью создания оптимальных возможностей и условий развития учащихся. Результаты диагностики учащихся могут также использоваться для информирования самих школьников, их родителей, педагогического коллектива и администрации школы; для подготовки ребенка (или класса) к психолого-педагогическому консилиуму, медико-психолого-педагогической комиссии. Знакомя с диагностическим заключением заинтересованных в нем людей – педагогов, родителей, детей, – его, прежде всего, нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии. Сообщая результаты обследования родителям, целесообразно дать более полную информацию о ребенке. При этом рекомендуется начать изложение с описания наиболее развитых, сформированных психических свойств и личностных качеств, а также указывать на потенциальные возможности ребенка.
При изложении результатов психодиагностики учителям или администрации школы описание результатов не должно выходить за границы, обозначенные целями обследования. При этом педагог-психолог отвечает на конкретный запрос, также обращая внимание на потенциальные возможности ученического коллектива и конкретного ребенка. При сообщении результатов обследования психолого-педагогическому консилиуму или комиссии возможно (и целесообразно) указание конкретных цифровых показателей, а также средних оценок с приведением краткой интерпретации. Эффективность диагностической деятельности педагога-психолога зависит, прежде всего, от уровня его профессиональной квалификации. Помимо безусловного знания педагогической психологии и психологии развития, квалификация педагога-психолога предполагает соответствующий уровень владения самыми разнообразными психологическими методами обследования ребенка, достаточно высокое собственное интеллектуальное и личностное развитие. Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключения на основании анализа этих данных о психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка и т. п. Й. Шванцара специально обра щает внимание на то, что интерпретация является, прежде всего, функцией синтетических способностей психолога и никогда не является механическим продуктом следования постоянной диагностической схеме [44]. Чтобы педагог-психолог и администрация учреждения общего среднего образования могли планировать временные затраты на психодиагностическую деятельность и другие виды профессиональной деятельности педагога-психолога СППС, в таблице 2 приводим ориентировочные нормы деятельности, полученные в результате обобщения опыта отечественных психологов в системе образования [35, с. 146].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|