Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слова из известной песни Булата Окуджавы вспомнились очень кстати




Предисловие ко второму изданию.

 

С момента выхода первой книги прошло два года. Она быстро «разошлась» по регионам. Интерес вызвала большой. Отклики поступали к нам из разных концов и нашей страны, и из-за рубежа, так как вопросы, поднятые на ее страницах актуальны для очень многих. Благодаря ей, у нас появились новые знакомые в Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Вологде, Хабаровске, Великих Луках, Костомукше, Таллинне, Москве, Якутске, Берлине и, конечно, в родном Питере.

Много вопросов задали нам эти разные люди. Они же стали торопить нас с выпуском второй книги и с переизданием первой. Как мы и предполагали, тема затронула за «живое». Нашей деятельностью заинтересовались и психологи, и врачи, и педагоги, и логопеды, и просто родители. Спасибо всем!

Идя навстречу пожеланиям, переиздаем первую книгу с исправлениями и дополнениями и добавляем вторую.

Первая книга была написана от первого лица, так как ожидалось, что ее читателями, в первую очередь, будут мамы и учительницы, а для установления с ними психологического контакта лучше всего было писать от лица женщины, то есть от Татьяны Васильевны. Над самим же текстом работа шла совместно. На деле авторов было двое, поэтому теперь во втором издании и первая, и вторая книга выходят под общим авторством: Александр и Татьяна Прель.

За время, прошедшее с момента издания книги, наша деятельность приобрела и новые очертания. Резко возросла доля индивидуальной работы с клиентами. Желание клиента заниматься со специалистом индивидуально связано со стремлением получить более дифференцированную помощь, достичь доверительных отношений, наладить близкие контакты, продлить отношения, переведя их в русло постоянных консультаций.

Людям не хватает общения с теми, кто хорошо знает психологию личности, психофизиологию, психоанализ, педагогическую психологию. Только при индивидуальной работе человек получает себе и личного и семейного психолога, способного помочь в самых различных вопросах. Не случайно за рубежом так распространены, например, семейные врачи.

Так, что милости просим приступить к чтению. Желаем успеха!

 

От автора

Во-первых, хочу представиться: Татьяна Васильевна Прель. Психолог – практик. О людях и их проблемах знаю не понаслышке, а из практики своей личной работы. Несколько лет провожу вместе с мужем, Прелем Александром Михайловичем, курсы-тренинги по развитию способностей к обучению для детей и взрослых: «Искусство красивого грамотного письма», «Техника эффективного чтения» (иначе «Динамическое чтение» или «Быстрое чтение» 1 и 2 ступень), «Интеллект-Плюс», семинар для учителей «Психофизиологические причины школьной неуспеваемости», «Психоанализ для учителей», для взрослых «Психоанализ для деловых людей», для родителей «Родительские университеты», для учителей лекции по теме: «Психологические основы формирования орфографического внимания», для старшеклассников и молодежи «Успешная самореализация», индивидуальные консультации и занятия.

За книгу пришлось сесть под «давлением общественности». Говорила, что писать никогда не буду, так как некогда мне этим заниматься, мне работать надо!

Однажды в г. Магадане после тренинга подошел ко мне солидный мужчина и настоятельно потребовал, чтобы я написала для народа «Букварь по психологии». Он был военным, деловым и напористым. Я не сразу поняла, о каком букваре идет речь, и стала рекомендовать ему обратиться к «Букварю 21 века» Анатолия Ильина, замечательного психолога-практика. Мой слушатель заявил, что именно я должна написать книгу, которая бы дала людям широкий набор практических знаний по психологии.

-У Вас получится! Просто напишите то, что вы нам тут говорили. Это нужно людям!

Потом были другие люди, консультации, тренинги, семинары... То тут, то там раздавался вопрос:

-Где об этом можно прочитать? Вы об этом написали?

Спрашивали родители, учителя, врачи, молодые люди. Стала раздавать короткие памятки с рекомендациями. Сначала на 3-х листах, потом на 5-ти,… Разрешала делать видео- и аудиозаписи.

Поняла, что рамки тренингов и даже семинаров не вмещают того, что хотят услышать и использовать люди в своей повседневной жизни.

А я это знаю и могу им дать!

Встал вопрос: «Писать или не писать? Может быть еще рано? Может еще поднабраться опыта, и уж тогда…. Когда? А вдруг!…И никто не узнает…». Вспомнились слова Виктора Константиновича Толкачева: «Можешь не писать – не пиши»! Не слышали о таком? Жаль. Поинтересуйтесь. Не пожалеете. Гениальный психолог - практик! Автор книги «Роскошь системного мышления» (СПб, 1999г). Но и он же сказал: «Нет лучшей процедуры для формирования системного мышления, чем процедура создания текста». Для саморазвития полезно! Чего не сделаешь для «себя любимого». Неужели придется писать книгу? Видно придется.

Так что простите, уважаемые, если что не так.

Г л а в а 1

Кстати, о психологии и психологах,

Об учителях и учениках

 

Кстати, о психологии и психологах.

Странное у нас в стране представление о психологии и психологах. Не знаю, как за рубежом, а у нас я встречаю полную «кашу» в головах по этому вопросу. Как объявили у нас в стране психологию «лженаукой» в первой половине 20 века, так с тех пор и тянется такое к ней отношение.

Вот характерное наблюдение.

Диалог в школе:

– Куда это Петьку?

– К «психу»…

– А-а-а! Понятно.

Что понятно? Что, руководствуясь принципом «свой свояка видит издалека», «психанувшего» Петьку отводят к ему подобным? Мол, с нормальными людьми ему больше делать нечего? Да нет! Так сокращенно в школе называют психолога: «псих». Коротко и… совсем не ясно.

Однажды на мой вопрос: «Имели ли Вы когда-нибудь дело с психологами?», – девочка-школьница ответила: «Да! Она мне партой палец придавила».

Бывает же такое!

Часто встречала недоумение со стороны родителей и детей: «Зачем посылаете к психологу? Он не «псих», он нормальный ребенок!»

Чем этот таинственный психолог занимается в школе – детям не понятно. Да и родителям не очень. В старших классах он немного почитал курс психологии семейных отношений, некоторых учащихся к нему отправляли на какое-то тестирование. Правда, один раз он тренинг проводил, группу набирал маленькую, 8 человек. Кто в нее попал, рассказывал взахлеб о каких-то развивающих играх, работе в парах, тестах, результатах. В общем, что-то было. Да что вспоминать, если больше не повторялось! Говорят, тренинг этот для отчета провели, для «галочки».

Уважаемые школьные психологи! Я нисколько не умаляю Вашей роли! Я была в Вашей шкуре. Ваш труд необходим. Но Вас мало. На единицу нуждающихся. И информации о Вашей деятельности и возможностях нет в должном объеме. А об уровне профессионализма говорить не буду, считаю, что «на всякую барышню свой жених найдется».

Кстати, о женихах, то есть я хотела сказать, об учителях и учениках.

В школе сколько учеников? Много. А психологов сколько? Один. Кто к нему попадет на прием? Только тот, кто более всех нуждается, тот, который не вписывается в школьную жизнь. И, скорее всего, не впишется, так как психолог не Господь Бог и не сможет сходу его скорректировать (исправить). А время не терпит! Учителя жалуются, у родителей руки давно опустились, на друзей он оказывает дурное влияние или совсем друзей у него нет, и вообще… «пошло-поехало». Что тогда получит ученик от этого контакта? Официальное разрешение о переводе в специализированную школу для детей «с задержкой психического развития», или для «умственно отсталых».

Но, может, он просто неудобный ученик, трудно вписываемый в рамки так называемой «средней» школы, где все должны быть «средними»? Этот же – выдающийся, то есть «выдается» из общей массы. Его одаренность пока еще не раскрыта! В чем она? Тут нужны бы развивающие психологические программы, индивидуальная и групповая работа с ним. Как это сделать? А кто платить будет? Вопрос повисает в воздухе.

Иногда помогает перевод в другую школу или другой класс, старшим детям – поступление в профессиональные учебные заведения, где делается упор на развитие конкретных профессиональных навыков, а не на зубрежку чисто теоретических дисциплин. Всегда есть вероятность, что в новых условиях (новый коллектив, новые учителя, другие требования) у ученика, наконец-то, проснется интерес («Хочу»!) к учебе. Он соберет себя в «кучку» и наступит долгожданный прорыв к успеху.

Уверяю Вас, уважаемый читатель, нет безнадежных «нехочух», есть безнадежно задавленные способности. Природа наградила каждого человека стремлением к познанию. Вопрос только в том: «Зачем познавать? Что? С кем? И в какие сроки?»

 

Не секрет, что дети любят предмет тогда, когда они любят учителя, а учитель любит и предмет, и учеников. Любят ходить в школу, если им нравится в этом классе с этими детьми. Поэтому создание душевно обогащающей обстановки в школе повышает фактор успеха под № 1 – «Хочу!» (подробнее о нем в специальной главе).

Безусловно, в этом вопросе неоценимую помощь может оказать школьный психолог. Он может продиагностировать микроклимат в классе, найти и устранить причину конфликта, дать учителю рекомендации для более эффективного взаимодействия с учеником или группой, побеседовать с родителями.

Ребенку надо помочь любить школу, несмотря на его личные трудности там.

Подробнее о факторах успеха – в главе «Как появляется успех».

Г л а в а 2

«Жизнь короткая такая…»?!

Слова из известной песни Булата Окуджавы вспомнились очень кстати

Теперь чуть-чуть поговорим о сроках.

Считается, что детям в младших классах книгу, например, надо читать медленно, чтобы лучше «дошло». Как бы не так!

Есть у нас в Санкт-Петербурге физик-математик Смирнов Владимир Сергеевич. Так вот он выпустил книгу «Феномен золотого сечения или божественный материализм» (1 и 2 том, СПб., 1998 г.), в которой раскрывает зависимость скорости течения времени от возраста человека. Он убедительно доказывает, что время ребенка и время взрослого – это, как говорят в Одессе, «две большие разни-цы». А год сорокалетнего человека в 4,5 раза короче, чем у младшего школьника, и укорачивается он в дальнейшем все в более быстром темпе.

Взрослые! Вы замечали: только что был Новый Год и вдруг… опять Новый Год? Конечно, замечали. Это не иллюзия.

Оказывается, к 17-и годам человек уже прожил половину жизни! Осталось прожить просто большее количество постоянно укорачивающихся «годков».

Вот почему восьмидесятилетние старушки говорят: «Вчерась ходила в магазин…». А Вы точно знаете, что это было 2 месяца назад! Но это по Вашему «летоисчислению», а Вы пока помоложе!

Так что не лгите больше себе и своим детям, что после окончания школы у них вся жизнь впереди! «Дудки, Мария Ивановна!» Проехали половину! Обидно, если зря!

Поэтому вопрос развития способностей в период обучения в школе стоит острее острого.

Если не смогли развить, и получил ребенок печать на лоб – «слабый ученик», прожил уже с ней первую половину жизни, а в конце еще и документ подтверждающий получил (аттестат, то есть), то где гарантия, что вторая половина принесет ему успех? И вообще, не укоротили ли мы ее, не отяготили ли?

«Научные исследования показывают, что трудности усвоения тех или иных школьных предметов (среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма) являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже криминального поведения». Это пишет А.Н. Корнев в своей книге «Нарушения чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение» – СПб.,1998 г.

Чтение и письмо для очень многих детей становятся камнем преткновения в школе. А низкий уровень развития способностей к этой деятельности ограничивает в дальнейшем сферу их профессиональной реализации. Дорога в вузы для них закрыта.

Теперь вернемся к уроку в школе в младшем классе.

Взрослый – учительница, например, за свою минуту только-только успевает детям полстранички прочесть, а ребенок за эту же минуту и под парту слазал, и соседку за косу дернул, и в портфеле поковырялся, и о мороженом помечтал, пока ее, учительницу, слушал. Скажете, он просто невнимательный?! Нет. Дело совсем в другом.

Слишком медленно поступала информация! Понимание ребенка гораздо стремительнее. Чтобы ему не оставалось времени на отвлечения, подача информации должна происходить гораздо (в 2–4 раза!) быстрее, чем сейчас в школе. А вот что касается скорости воспроизведения, тут скорость у детей гораздо ниже.

Следует помнить всегда, что скорость воспроизведения (выдачи) информации на порядок ниже, чем скорость восприятия (приема) этой информации. То есть понимать-то ребенок – понимает, а вот сказать или написать с такой скоростью никогда не сможет. Это закон. Сильно торопить с ответом опасно. Может произойти срыв в работе нервной системы и речевого аппарата (заикание, «ораторская лихорадка», речевой спазм, писчий спазм).

Почему так? Это связано с очередностью формирования этих двух функций (восприятия и воспроизведения) в человеке.

Вспомним детство. Ребенок еще не умеет говорить, но уже прекрасно понимает речь окружающих, а воспроизводит информацию им в ответ сначала только жестами, мимикой и нечленораздельными звуками. Пройдет 1,5–2,5 года, прежде чем Вы услышите от него связный ответ. И это отставание будет всю жизнь. А чтобы этот ответ выдать в письменном виде, потребуется еще больше времени (6–7 лет). Поэтому ответ ребенка в школе у доски очень часто растягивается и сопровождается теми самыми детскими нечленораздельными звуками: «М-м, Ну-у, Гм-м, …». Особенно в младших классах.

Но это не должно сдерживать темп изложения материала самим учителем, особенно при повторе темы. Главное, рассказывать как можно более простым языком, используя максимально все каналы восприятия: слух, зрение, обоняние (а почему бы и нет?!), вкус(!), тактильные и мышечные ощущения. Необходимые научные термины с их переводом выучивать с детьми отдельно (хором, причем сначала в медленном темпе, а потом с ускорением), помня, что это основа дальнейшего умения говорить на языке изучаемой науки, и этому надо посвятить определенное время на уроке.

Отставание с возрастом будет постепенно уменьшаться, и у взро-слых уже мало заметно, хотя и проявляется, особенно при усвоении принципиально новых знаний и выдачи информации в письменном виде. Тут, правда, на помощь приходят технические средства (например, компьютер), и тогда взрослому, зачастую, становится гораздо легче написать реферат, чем ответить устно. Проблема грамотности и каллиграфии при этом также решается технически.

Теперь Вам, надеюсь, понятно, почему дети медленно читают?

Еще нет?!

Но это же так просто! Они же никогда не слышали стремительного чтения со скоростью 240–250 слов в минуту (вообще-то максимально быстрое разборчивое чтение, которое мы можем осуществлять длительное время, достигает 300 слов в минуту). Учителя читают детям в младших классах вслух не быстрее, чем 120 –150 слов в минуту, да еще с остановками. Дети даже не слышали более быстрого чтения! Восприняв на слух такую скорость воспроизведения информации, они, ориентируясь на нее и попадая в зависимость от описанного выше феномена отставания, никак не могут шагнуть выше скорости в 60–90–120 слов. Потому-то эта скорость и принята за некую «норму» в младшей школе!

Получается искусственное снижение скорости мышления ребенка! Вот это да!

Однажды мне с мужем пришлось заниматься реабилитацией целого 1-го класса в одной из петербургских школ. Класс целиком собирались оставить на 2-й год, то есть сделать вместо трехлетнего, четырехлетнее обучение в младшей школе. Был уже апрель, когда мы пришли в этот класс.

Класс вела очень молодая учительница (молодая – это хорошо!). Это была ее первая «проба пера». Она старалась все медленно разжевывать, медленно спрашивать, но… и медленно объяснять. Она хотела, чтобы они ее слушали, а они отвлекались постоянно, даже ходили по классу.

Мы провели с детьми тренинг по «Быстрому чтению», а с учительницей – «разъяснительную работу».

Она выполнила все наши рекомендации (молодая – это хорошо!). При этом радостно сообщила, что успевает теперь за один урок пройти с классом в 3–4 раза больше материала, чем раньше. И дети не отвлекаются! Только вот пальцы болят. Ведь приходится в несколько раз больше писать на доске, да и мел быстро кончается.

Результат не заставил себя ждать. Всех перевели в следующий класс, а учительница… успешно вышла замуж.

Детям повезло, что учитель молодой. Не каждый учитель сможет работать в быстром темпе! Учителю старше 45-ти лет такой темп не потянуть в принципе. Если только он специально не занимается ускорением своего мышления, например, на курсах того же быстрого чтения, или интеллектуального развития, или от природы обладает холерическим темпераментом.

Скорость мышления сорока–пятидесятилетних учителей лучше подойдет для работы со старшеклассниками. А молодых – с первоклашками – третьеклашками.

Но это по быстроте мышления и скорости течения времени. А как быть с самим знанием предмета и опытом преподавания?

Я хорошо помню слова той учительницы: «Почему нам в институте этого не преподавали?»

Мне, в моем институте, тоже ничего похожего не преподавали, я это все по крупицам собирала. Слава Богу, мне всегда везло на интересных, знающих людей и хорошие книги!

Кстати, не советую надеяться на то, что получение «корочки» о высшем образовании дает право успокоиться и больше не заниматься поиском нового, саморазвитием или приобретением новой профессии. Остановка в развитии дополнительно укорачивает продуктивную часть жизни, так как неминуемо ведет к старческому слабоумию.

Поясню свою мысль примером.

Во время моей учебы в «Международной Интернатуре Практической Психологии» (негосударственное образовательное учреждение в Санкт-Петербурге), я узнала об интересных исследованиях одной моей сокурсницы – врача-гомеопата.

Ее интересовала проблема склероза, и она специально участвовала во вскрытиях старичков, имевших диагноз: «склероз … степени». Результаты вскрытия указывали на отсутствие склеротических бляшек в их мозговых сосудах! Мозг не «хрустел» под скальпелем! Действительные органические склеротики встречались крайне редко (что-то вроде 1 на 100). Остальные получались – симулянты! Почему?

Просто бабушки и дедушки не развивали свое мышление, не тренировали память, фиксировались на воспоминаниях своего «розового» детства и дошли до полного распада личности, выразившемся в старческом маразме.

Берегитесь маразма! Не прекращайте своего развития. Ведите плодотворную жизнь до последнего вздоха!

Кстати, психологами ЛГУ в результате многолетних исследований и наблюдений за группами взрослых испытуемых, восполнявших пробелы в образовании, прерванном войной, было установлено, что высокая умственная и нравственная активность статистически достоверно продлевает жизнь. Через много лет сравнили 2 контрольных группы испытуемых: «пассивных», т.е. не учившихся, и «активных» – продолжавших учебу, не останавливаясь на достигнутом. Оказалось, что «активные» в целом значительно превзошли «пассивных» в продлении своей молодости и долголетия. Об этом можно прочитать у Георгия Михайлова в его книге «Наша душа. Антология психической реальности» (СПб., 1999 г.) на странице 12.

Заметьте, в приведенном выше факте речь идет о тех, кто «активен» сам по себе, а не по принуждению извне. Существует огромная разница между теми, кто сам стремится к учебе и теми, кого «отправляют» на учебу. Так что практикуемые насильственные «отправки» на повышение квалификации зачастую малоэффективны. Хотя без них совсем туго, особенно учителям.

Теперь, поговорив о взрослых, вернемся опять к детям.

Нет гарантии, что учитель Вашего ребенка прочитает мою книгу или сходит ко мне на семинар.

Чем можете помочь Вы сами своему ребенку?

Помочь может Ваше быстрое чтение вслух для того, чтобы ребенок (речь идет о младшей – средней школе) наслушался быстрой связной речи, понял, что значит «читать быстро». Кроме этого, необходимо дополнительное развитие у ребенка речевого аппарата на занятиях с логопедом или со специалистом по ораторскому мастерству, потому что дети даже без логопедических отклонений «медленно ворочают языком». Также хорошо помогает пение в хоре и чтение скороговорок на время. Только не наизусть, а глядя в текст, быстро бегая глазками по строчкам, прочитывая одну и ту же скороговорку несколько раз сначала медленно, а потом с ускорением. И лучше хором, вместе с Вами.

Ну, о чтении мы поговорим дальше подробнее.

Вообще, скоростью чтения в нашей стране серьезно занимаются несколько специалистов.

Широко известен метод акад. Андреева (г. Москва), его последователи работают в разных городах, в том числе и в Петербурге.

Сейчас на прилавках появилось много отечественной литературы по чтению. Лично мне импонирует «Букварь 21 века» Анатолия Ильина, он отражает психологический подход автора к проблеме.

Из зарубежной литературы, хорошо раскрыта тема у Ли Кларка, у Мани и Эрика де Лиу, Тони Бьюзена.

Достаточно распространен способ обучения чтению маленьких детей с помощью «кубиков Зайцева».

Одно плохо, что родителям просто некогда все это изучать, а трудности у ребенка растут с каждым днем.

Тогда можно привести ребенка к нам на тренинг «Динамиче-ское чтение» (т.е. чтение с различной скоростью, в зависимости от конкретных условий и цели). Его еще называют «Быстрым чтением», «Эффективным чтением». Это 10-12 занятий по 1,5 часа в присутствии родителей (что очень важно для понимания методики и для закрепления результата).

Сразу предупрежу, что если занятия не индивидуальные, а в группе, то группы у нас обычно разновозрастные. И вот почему.

Деление на возрастные группы оправдано в школе, так как там преподаются определенные знания, сложность которых для разных возрастов разная. У нас же тренинг по развитию основ – способностей. А проблема развития способностей у всех возрастов одинаковая.

Поэтому на занятиях вместе и младшая школа, и средняя, и старшая, и родители, и студенты, и взрослые. Каждый из присутствующих, делая одни и те же упражнения, развивает свои недостающие способности. Кроме того, срабатывает эффект разницы в интеллектуальном потенциале. Старшие многое умеют, но уже порастрясли свой природный потенциал, более консервативны, недоверчивы, закомплексованы. Младшие, наоборот, непосредственны, активны, энергичны, устремлены в будущее, легко схватывают все новое.

Попадая в смешанную возрастную среду, каждый из участников вступает в обменные процессы с окружающими и получает недостающее: старшие – активизируются и раскомплексовываются, а младшие – остепеняются и умнеют прямо на глазах.

Ну, а отдельно для тех, кто уже достаточно повзрослел (уже имеет паспорт), очень подойдет курс «Успешная самореализация», а для родителей и взрослых – «Родительские университеты». На них Вы получите информацию о личностных, даже интимных особенностях. Вплотную займетесь самопознанием. Поймете, что на самом деле движет людьми. Точнее сориентируетесь в выборе учебного заведения, профессии, хобби. Разберетесь в истинных причинах семейных неурядиц, в своей личной жизни, профессиональной карьере, отношениях с людьми.

Наконец-то, Вы сможете легко понимать себя и других! Будете знать, например, почему некоторые дети и взрослые играючи идут по жизни, а другие – преодолевая постоянные трудности. Почему чесание спины(!), например, помогает в развитии логического мышления. И как другие простейшие процедуры влияют на продуктивность деятельности человека, в том числе и обучаемость.

Вы даже избавитесь от томительного ожидания ответа, как в песенке: «…Ты скажи, ты скажи, чё те надо? Может, дам, чё ты хошь». Будете точно знать, «чё» от Вас хотят и чего самому себе на самом деле сейчас надо.

На семинаре пойдет речь и о психологических причинах многих болезней, в том числе сколиоза, снижения зрения и слуха, астмы, энуреза, заболеваний кожи, щитовидной железы.

Вы станете счастливым обладателем составляющей успеха под № 3 «Знаю, что и как делать в своей жизни», о которой пойдет речь в следующей главе: «Как появляется успех».

Г л а в а 3

Как появляется успех

 

Вспоминается случай из моей практики.

Начало учебного года. Провожу в Петербурге тренинг по развитию способностей в области письменной речи. Коротко: «Красивое грамотное письмо». В группе детей 3–5 класса – мальчик-первоклассник. Он только-только начал обучаться в школе. Из-за специфического поведения (тихий, неуверенный, «весь в себе») у него заподозрили «задержку психического развития». Хотят переводить в соответствующую школу.

Родители перепугались, привели ко мне на курс «Красивое грамотное письмо».

В группе ребенок позанимался активизацией и развитием своего мозга с помощью пальчикового игротренинга, улучшил параметры внимания, научился хорошо владеть рукой при письме, освоил алгоритм безошибочного списывания, развил аналитико-синтетическое мышление в области письменной речи, применял эффективные приемы проверки, научился составлять связные рассказы по опорным вопросам.

Родители, конечно, проявили живой интерес, присутствовали на всех занятиях, закрепляли дома. А на последнем 8-м занятии мальчишка поразил всех решением текстовой задачки. Из набора в 10 букв он сложил не отдельные слова (как это сделали старшие дети), а осмысленную законченную фразу из 5-и слов, причем некоторые слова состояли из 6-и–8-и букв! Родители убедились воочию, что у ребенка есть колоссальный потенциал, и поняли, что только от его развития зависит успех их чада. Теперь уж никто не сможет смутить их рассказами о тупости этого ребенка!

Но ведь многие родители даже и не подозревают, что способности к обучению можно развить!

Да, действительно таких специалистов не так уж много, но если поставить цель найти, то обязательно найдутся.

Многие родители могли бы себе это позволить, но им даже не указывают на такую возможность. Хорошо, если они сами докопаются, найдут психологические центры, тренинги, хороших профессионалов. Иногда школа присоветует репетиторство по предмету, но это часто не срабатывает. Почему? Разговор об этом будет впереди.

К нам на курсы приходят и дети, и взрослые, многие дети с родителями. На первом занятии спрашиваем, зачем они пришли. Детей чаще всего приводят насильно. Они школу-то терпеть не могут (ну, скажем помягче, «не сильно любят»), а тут еще после школы сидеть!

Начинаем выяснять, в чем тут дело, пользуясь матрицей Виктора Константиновича Толкачева «Условия успешной деятельности» (см. «Роскошь системного мышления»). Оказывается, что все гениальное – просто.

Чтобы был успех, надо выполнить 4 условия:

1. Я хочу это делать.

2. Я знаю, что и как делать.

3. Я могу это делать.

4. Я успеваю в срок.

Чему из приведенного в этой таблице учат в школе? Конечно, «Знать, что и как делать»! Недаром появилось крылатое выражение: «В школе дается багаж знаний».

Багаж-то выдается, да у «носильщика руки дырявые». Он половину по дороге растерял. Сколько раз приходилось слышать фразу: «В одно ухо влетает, а в другое…». А «руки-крюки»? Продолжать не обязательно.

Так на что рассчитана такая система обучения?

На то, что в «среднюю» школу придет «средний» ученик со «средним» уровнем развития способностей к обучению, состоящим из остальных 3-х параметров. Для него-то и предназначен этот драгоценный груз знаний!

Кто же должен развить у ребенка этот «средний» уровень способностей?

Для этого есть семья, родители, курсы подготовки к школе и детский сад. Но что-то там не так, если и после них ребенок не может успешно учиться в школе.

И вот дальше раскручивается до боли знакомый сценарий: «Первый раз в первый класс»!

Улыбка до ушей. Ребенок очень хочет в школу! Но много ли он знает? Нет. Вот он получил долгожданный первый «чемоданчик знаний». Узнал, например, как пишутся буквы. Попробовал сам и… не получилось! Он не смог. Как-то не так взял ручку, рука, оказывается, с трудом подчиняется командам от головы, глаза отвлекаются и… «И-и-и» – слезы, обида, отброшенная тетрадь. А тут его еще «утешили» чьим-то примером: «Посмотри! Вот у Машеньки же хорошо получается. И ты постарайся!»

Думаете, он не старался?

Еще как старался, аж рука вспотела, ручка даже выскальзывала.

Кстати, на практике я заметила, что у детей с проблемами письма часто холодные мокрые руки, даже у старшеклассников! Это связано со страхом. Такие дети боятся ошибиться, сделать некрасиво, получить плохую оценку.

В следующей главе «Не хочу учиться! – Почему?» мы как раз и поговорим о таких детях и их «хотении».

Г л а в а 4

Не хочу учиться! – Почему?

 

Первый уровень «Хочу» и второй – «Знаю» пройдены, а вот третий – «Могу» подвел. Ребенок не «смог». Пока он пытался как-то «смочь», он отстал от остальных и теперь уже не успевает за темпом класса, то есть не выполняет четвертое условие: «Я успеваю в срок». А это уже грозит оставлением на второй год, заданием на каникулы, переэкзаменовкой, просиживанием за уроками все «выходные-проходные». Но система его успеха дала новый крен. Он ведь уже кричит: «Не хочу в школу»!

«Хочу» – пропало! А можно ли что-то хорошо сделать через «не хочу»?

Попробуйте, вы, взрослые, изо дня в день сталкиваться с неудачами и через «не хочу» идти на это еще раз и еще. Ну, вам, может быть, за это деньги платят, и вы на них потом любимое пиво покупаете или макароны. Все-таки радость! А ребенку никакой радости.

Вдумайтесь! Ведь это хуже каторжных работ. Там хоть искупают вину за преступление. А здесь за что?

Вот и приходят ко мне и ко мне подобным такие детки, у которых от одного слова «диктант» уже пот прошибает. Я не утрирую. Не только пот, но и понос! От страха. Приходили ко мне такие дети, которые половину диктанта сидят в туалете.

Кстати, от страха человек может быстрее бежать, выше прыгнуть, поднять сверхтяжелое. Одна девочка на курсе рассказывала, что ее старенькая бабушка от страха запрыгнула на стол, а потом они ее всей семьей оттуда снимали! А вот можно ли от страха качественнее решать задачки или писать диктанты?

От страха человек «звереет», а звери, как известно, диктантов не пишут и задачками не интересуются. Вот так-то.

Зачем же тогда пугать детей экзаменами, контрольными, двойками? Других способов привлечь внимание ребенка, повысить его сосредоточенность, активизировать его память что – не знают?

Существует теория локализации психических функций в человеческом мозгу (подробнее поговорим об этом в конце книги). Согласно этой теории, память находится в правом полушарии, там же, где эмоционально-чувственная сфера. Активизировать эту часть мозга можно с помощью переживания сильных эмоций радости или страха. Но как запрограммировать ребенка на переживание сильной радости при слове «диктант»? Какая радость от диктанта? Вы о чем? Серьезное дело! Значит, остается активизировать на страхе.

«Нагнав страха», учитель добивается кратковременной активности этого полушария. Дальше разворачивается следующая цепочка событий:

1. наступает контрольная,

2. усиливается чувство страха,

3. активизируется память,

4. происходит выполнение работы

 

А дальше?

Дальше – «отходняк»!

 

Теперь в нормальном или радостном психоэмоциональном состоянии ребенок отвечает урок даже хуже. Произошла фиксация на отрицательных эмоциях. Нет страха – нет ответа. Причем надо учесть, что страх заставляет активизировать работу организма: повышается давление, потоотделение, изменяется ритм дыхания, усиливается напряжение мышц, появляется дрожь.

Пройдет ли это бесследно для человека? Нет. Это скажется на здоровье. Не надо «иметь семь пядей во лбу», чтобы понять это.

Привыкнув к такого рода «успешной деятельности», как он будет работать на производстве? «Со страху»? «Как бы не уволили»? «А вдруг проверка»?

Так и работает. Я называю это явление «негативным наслаждением».

Какая уж тут любовь к делу или к самому себе?!

Теперь вспомните тех детей, у которых уже и так ручки потные, у которых письмо уже вызывает тоскливое состояние полного бессилия перед неминуемой двойкой или тройкой с минусом. Куда их еще дальше пугать?!

Между прочим, дрожать начинают не только отстающие ученики, но и успевающие! Боясь ошибиться, заболевают перед контрольными или после!

Таких скоро придется лечить у невропатолога или психиатра, особо «чувствительных» освободят от экзаменов по состоянию здоровья. А в вуз-то экзамены сдавать придется. Как тогда?

Теперь Вам, конечно, понятно, почему появляется «не хочу учиться». Это, оказывается, способ психологической защиты, уклонение от психотравмирующей ситуации.

Хорошо, если пройдет такой ребенок специальные психокорректирующие тренинги или индивидуальные занятия с психологом. А если таковых не найдут?

Значит, его шансы попасть в вуз близки к нулю, а к невропатологу – высоки.

Г л а в а 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...