Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему этому не учат в школе?




Этот вопрос я очень часто слышу на курсах. Чтобы ответить на него, давайте еще раз вспомним приведенный ранее алгоритм успеха в любом деле. А в данном случае речь пойдет об успехе внедрения в деятельность школы психологических развивающих программ-тренингов.

Вот и поразмышляем над каждым из указанных составляющих успеха (рис.15). Нас же интересует только успех, неуспехов у нас и так хватает!

1. Я хочу это делать!

2. Я знаю, как это делать!

3. Я могу это делать!

4. Я успеваю в срок!

 

   
   
Рис.15. Система условий успешной деятельности.

 

Во-первых, кто будет делать? Кто этот «Я»? Отдельный учитель? А он хочет брать на себя эту дополнительную нагрузку – стать еще и психотренером? Да или нет? Если нет, то и говорить больше не о чем! Ничего путного все равно не получится.

А вдруг учитель все-таки захотел. Рассмотрим этот случай. Сможет ли он, в принципе, это делать? Где он получит необходимые знания? В какие сроки будет действовать? Кому поможет?

Если он преподаватель младшей школы, то может помочь только одному своему классу. А если старшей? Тогда по своему предмету. По какому? По физике? По биологии? По английскому? Чувствуете, что его возможности резко ограничены специализацией? Я уж не говорю о том, что ему надо овладеть профессией психолога, да еще со специализацией «развитие способностей к обучению»! (Скажу по секрету, такой специализации пока в вузах не существует).

Кстати, учителя захаживают ко мне на курсы, но не для того, чтобы поучиться. Нет. Для того, чтобы помогли их собственным чадам, у которых не ладится с учебой. «Сапожник без сапог» – не редкость.

Были случаи, когда администрация школ организовывала для своего коллектива психологические семинары. Мы с мужем проводили их, делились с педагогами своими психологическими знаниями. Семинар, конечно, вызывал большой интерес. Но он ограничен по времени. Он только дает толчок к пониманию причин некоторых главных школьных проблем. Далее требуется скрупулезный пересмотр всех своих действий, разработка новой тактики и стратегии ведения уроков, внешкольной работы, общения с детьми и родителями. Требуется пересмотреть свои «правила и принципы», а не все готовы ими «поступиться». Кто же возьмет на себя такой титанический труд? Ведь потребуется масса времени и сил. А окупится ли?

Лично мы к профессии психотренера шли несколько лет. Учеба в вузе не в счет! Еще Карл Юнг говорил, что психологию нельзя изучить по учебнику, а только в реальной практике. И мы знаний и опыта набирались по крупицам. Работали индивидуально и группами. Сейчас можем работать с группами по 25–30 человек. В день бывает проводим по 4–5 тренингов плюс индивидуальные консультации и семинарские занятия для взрослых. Иногда это 8-10 часов в день! Причем каждое занятие или консультация – маленькая диссертация, решение какой-то серьезной многолетней проблемы ребенка или взрослого. Только большая увлеченность и личностный ресурс (см. главу 7) дает возможность выдерживать такую нагрузку.

Не каждому учителю это под силу. Мы не раз замеряли личностный ресурс учителей. Он очень часто так низок, что становится не удивительным, что они сами часто болеют, а дети их «не слушаются».

Вспоминается такой случай. К нам обратилась за помощью зам. декана подготовительного отделения одного петербургского вуза. У преподавателя физики разладилась работа с абитуриентами. Да так, что успеваемость почти у всех упала до «неудовлетворительной». А это значит, что за свои же деньги учащиеся не получат ожидаемой помощи для поступления в вуз. Скандал! Причем преподаватель работает не первый год. Раньше проблем не было. Теперь подумывают уволить. Где же взять лучшего, да еще в середине учебного года? Ведь дело было в феврале.

Мы провели замер личностного ресурса у каждого члена группы и у преподавателя. Выяснилось, что в группе все в порядке (а там больше сорока человек). Проблема у педагога. Его ресурс упал до критической отметки. Он не может в таком состоянии «тянуть» группу. Ему бы, как говориться, самому не «упасть».

Что же произошло? Он ведь не спился, не пустился во все тяжкие.

Он просто отказался от всех своих удовольствий и увлечений, рассудив, что сейчас не до «пустяков». Некогда да денег жалко. Только работа да работа. На этом фоне и с женой начались нелады. Раньше он любил послушать музыку, сходить в спортзал, в баньку, на лыжах прокатиться. В общем, что-то сделать для души! А теперь, как он высказался: «Не до того!»

Пришлось объяснить, что он встал на тупиковый путь.

Человек он был умный. Все понял. Твердо решил исправиться. Кроме всего прочего, мы подсказали ему, как наладить нарушенные взаимоотношения с женой и с некоторыми учащимися в группе. Да еще каждому учащемуся выдали письменные рекомендации по повышению своего личностного ресурса. Администрации тоже дали некоторые советы. И работа пошла!

В июле нам опять позвонила зам. декана этого подготовительного отделения и поблагодарила за помощь. Все абитуриенты поступили! Вот здорово!

А если бы администрация не обратилась к нам, а просто уволила человека. Что бы стало с ним? А с учащимися? Страшно подумать!

Так что учителя сами-то зачастую нуждаются в помощи! Не получив ее, мучаются со своими проблемами, из последних сил стараясь научить наших детей! Да еще тянут своих собственных детишек. Напряжение нервной системы колоссальное. Глотают валидол и «от давления». Так что не от них надо ждать помощи, а им самим оказывать!

Вот если бы кто-то за них развил у их учащихся недостающие способности! Вот бы было здорово! Насколько легче учить «понятливых», которые все на «лету схватывают».

Но кто разовьет? Приглашать специалиста? А кто платить будет? И где его взять? Есть, конечно, в школах психолог. Но, как я уже говорила в главе 1, его усилия тонут в море проблем.

Если же это будет не один, а несколько школьных психологов? Это бы хорошо. Но тогда их надо не менее 1-го на каждую возрастную группу. Это по количеству. А по качеству? Надо овладеть всеми необходимыми знаниями и набраться опыта их применения. Где?

В вузе они, что могли, уже получили. У них – диплом психолога. Но этого так мало! Этого хватит только для начала. Еще надо иметь колоссальный личностный ресурс, который позволит «вытянуть» детей на более высокий как интеллектуальный, так и психо-эмоциональный уровень. Иначе получится еще один урок по психологии и ничего больше. А психолог будет такой же замученный, как и учитель.

Так что, если откровенно, то не вижу я в школе пока такой эффективной структуры, которая могла бы заменить нас – психологов-практиков.

«Почему же этому не учат в школе»? Правильно. Некому и нет возможностей.

Но если будет большое желание, то дело может сдвинуться. «Хочу»! – начало успеха!

Чаще всего такое «Хочу»! появляется у родителя «неудачливого» ученика. «Хочу, чтоб мой сын (дочь) стал успешным учеником! Верю, что ему можно помочь. Надо найти выход»!

И начинает поиск. И выход обязательно находится!

«…ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» – это слова Священного Писания (Евангелие от Луки 11:10). Лучше не сказать.

Г л а в а 17

«А мне курсы не помогли!»

Бывает и такое. Почему? Причин, как правило, три.

Во-первых, у ребенка к моменту начала занятий мог быть до предела снижен личностный ресурс (см. гл. 7 и рис.16). А от его уровня напрямую зависит состояние всех основных сфер человеческой жизни. Таких как:

1. Деятельность.

2. Общение.

3. Состояние здоровья.

4. Перспективы на будущее.

   
   
Рис. 16. Система составляющих личностного ресурса человека из основных сфер его жизни.

 

Встречаются на практике такие детки. Подрастеряли они свой ресурс в неравной борьбе за «выживание». И учатся плоховато, и с учителем конфликт, и с друзьями тоже «не очень». Жалобы на здоровье.

На фоне пониженного иммунитета у них частые простуды. Могут быть уже и хронические заболевания системы пищеварения, глаз, ушей, частые головные боли, повышенная нервозность, аллергии, дерматиты, энурез, дисбактериоз; а также последствия травм головы и позвоночника.

Для таких деток характерны «приступы» лени или нервные срывы. А лень – это защитная реакция на перегрузку нервной системы.

В будущее особо не заглядывают, планов не строят. День прошел – и ладно.

Еще хочу сказать Вам, уважаемые взрослые, что мы перевариваем пищу точно так же, как и информацию. То есть «несварение» в голове начинается с несварения в желудке и кишечнике.

Поэтому такое распространенное заболевание, как лямблиоз и другие глистные формы, очень сильно мешают интеллектуальному развитию Вашего ребенка и его успешной учебе. Одна мама делилась со мной информацией о своей дочке. У девочки проблемы с письмом держались до тех пор, пока мать очень серьезно не взялась за здоровье ребенка и не вылечила ей лямблиоз.

Как правило, трудности с письмом или чтением у таких детей давнишние. Как говорится, «застарелая мозоль». Причем дела с математикой могут идти не так плохо. Я уже говорила, что с математикой чуть проще (см. гл. 5).

А вот отношения с учителями могут быть «натянутыми». Часто учителя говорят про таких детей: «Может, но не хочет. Ленится. Не старается».

Это не так. На самом деле ребенку уже давно надо было помочь. И причем комплексно. И со здоровьем, и с психоэмоциональным состоянием, и с развитием способностей, и с налаживанием межличностных отношений в школе и в семье.

Да все «руки не доходили». Надеялись, что подрастет – возьмется сам за ум. Не тут-то было. Упущенного не вернуть. Он уже потерял веру в себя и «Хочу» у него полностью отсутствует. «Знаю» – тоже слабовато. «Могу» – сменилось на «не могу». Он так и говорит: «Я не смогу. У меня не получится». А насчет «Успеваю» как? А так. Нет «Успеваю».

И вот такой ребенок попадает ко мне или к моему мужу на тренинг.

Сел и сидит. Часто хмурый или, наоборот, суетливый, не к месту и невпопад «хихикающий».

Недаром существует даже тест «юмористических фраз», с помощью которого можно мерить некоторые психологические характеристики, вплоть до уровня развития интеллекта. Так что по отношению к юмору можно очень многое сказать о человеке.

Что будет на тренинге дальше? То, что и должно быть по закону: «Условия успешной деятельности».

Постепенно начнет налаживаться его «могу». Его личностный ресурс стабилизируется, но пока еще не начнет расти. Он просто в ходе курса перестанет снижаться за счет коррекции его психо-эмоционального состояния. Ведь все наши занятия проходят на высоком эмоциональном уровне. То есть весело, радостно. Задачу «раскрепостить» и повысить интерес к интеллектуальной деятельности постепенно удается решить. На этом фоне начинает медленно формироваться уверенность в себе.

Но есть основные психические процессы: память, внимание, мышление, речь, воля, уровень самосознания, другие параметры. С ними у него явно плоховато. Надо их развивать. А когда? Курс-то уже подходит к концу, а ребенок только-только начал, образно говоря, «поднимать голову».

Так что же получилось?

То, что и должно было получиться. Львиная доля курса пошла на то, чтобы хотя бы приостановить у ребенка давно начавшийся процесс потери интереса к учебе и учителям вообще, иногда даже к самой жизни(!). А на путь вверх по этой кривой времени уже не осталось. Тренинг кончился.

Что делать? Я советую пройти индивидуальную консультацию для выявления истинных причин. А потом только делать выводы, что предпринять дальше.

Часто помогает повторение курса. Или дополнение пройденного курса, например, «Чтения» курсом «Письма» или наоборот. Можно позаниматься дома с ребенком по полученным специальным письменным рекомендациям. Очень хорошо начинать с курса «Интеллект-Плюс». Это многим помогало. Хорошо, если родители проходят наш семинар для взрослых. Это повышает их личностный ресурс и дает в руки необходимые знания, как помочь и себе, и своему ребенку.

Но родители иногда рано опускают руки и бросают начатое дело: «Сразу не помогло, значит и потом не поможет». А тут, как при застарелой болезни – от одной таблетки не вылечишься. Надо всю упаковку принять, да еще многое изменить в своей жизни, чтобы действительно поправиться.

Во-вторых, бывает еще и так. Курс помог. Окрыленные первым успехом дети и родители прекращают заниматься по изученной методике и… По прошествии времени возвращаются на почти прежний уровень. А потом говорят, что курс не помог совсем.

Ну, не правда же! Если Вас научили быстро бегать или красиво танцевать, так надо этим заниматься! А то и «жиром заплыть» можно!

Так и тут. Научили тебя быстро читать, так читай! Развили способности к письму, так применяй их на практике! Тренируйся!

Да что говорить!.. Пока все хорошо, разве «русский мужик перекрестится»? Особенности национального характера?!

Надо всегда помнить, что ребенок постоянно растет и переходит из класса в класс. Уже через полгода у него совершенно другое тело. А развитие интеллектуальных способностей может запаздывать. Поэтому тренировки желательно повторять на каждом новом году жизни, а то и раз в полгода. Не всем, конечно.

Теперь скажу о третьей причине. Вообще-то это, скорее, следствие, а не причина. Следствие неверно поставленной цели.

На курс пришли не за тем, что он дает на самом деле. Ожидали другого. Чего?

Например, на курсе «Быстрое чтение» упор делается на чтение «про себя», а чтение вслух – «постольку-поскольку». Оно сильно зависит от развития речевого аппарата у ребенка. Этому посвящено первое занятие и частично второе и третье. Кто хочет читать вслух, должен упор сделать именно на это. А некоторые родители упускают данное обстоятельство. Потом недовольство – вслух ребенок стал читать только чуть-чуть быстрее. А обещали в 2–3 раза! Обещали-то – «про себя»!

Так займитесь речью! Но не всем детям легко дается быстрая разборчивая речь! Тут «попотеть» придется. Одним детям достаточно упражнений, данных в ходе курса, а другим нужны специальные занятия с логопедом.

А если родители на курс не заглядывали, а только оплатили?.. Они понятия не имеют, что там и как. Дети не всегда могут толково объяснить, что надо. Мы даже «Рекомендации» к каждому курсу напечатали, чтобы «с листа» хотя бы прочитали. Но многих родителей мы так ни разу и не видели!

С «Письмом» тоже бывают казусы. Мы ведь там никаких правил не учим. Зачем нам дублировать школу? Это не наша профессия. Мы развиваем способности применять уже полученные знания.

А если пробел в знаниях у ребенка большой?

Тогда после нашего курса надо пригласить ему репетитора, и ребенок «на свежую» голову быстро усвоит недостающие знания (гораздо быстрее и прочнее, чем было бы раньше). В ряде случаев даже самостоятельно может освоить их по учебнику. Надо только направить и проконтролировать. Но если ждали, что он их получит на курсе, то ошибались. Как говорится, запрос был «не по адресу»!

Принято считать, что на подобные развивающие курсы надо идти только тогда, когда есть серьезные проблемы. По принципу: «Пойду к врачу, когда «прихватит»! Напрасно. Я – за профилактику, а лечение – это уже крайняя мера.

Гораздо разумнее поступают те, кто не доводит до «проблем». Кто не довольствуется «четверкой» и даже «пятеркой» по предмету, а всегда стремится к чему-то большему. Кто ценит жизнь и хочет добиться многого. И не откладывает на «потом». Кто в любом возрасте хочет радостно идти по жизни. А это напрямую зависит от развития его способностей (об этом у нас речь впереди еще будет.)

Кто открыт новому. Кто любит себя по-настоящему, так сильно, что может сам себя «в угол поставить» и заставить «делать дело»!

Для таких – наша работа. Для таких наша встреча – залог успеха.

Давайте встретимся!

Г л а в а 18

«Денег не напасешься»!

Знакомое высказывание, не правда ли? А вот современный анекдот, который может служить эпиграфом к нашему курсу «Интеллект-Плюс»:

«Никто не жалуется на нехватку ума, но все жалуются на нехватку денег»!

Слыхали? Чувствуете, на что намекаю?

Почему-то принято считать, что интеллект надо развивать только тем, кому поставлен диагноз «умственная отсталость» или «задержка психического развития», а всем остальным это не надо. Прямо скажу – опасное мнение. «Интеллект» – это латинский перевод древнегреческого слова «нус», что значит «ум», а без четкого ясного ума успеха в жизни ожидать не приходится. Об этом мы погово-рим еще и в следующей главе.

Предположим, что сейчас у Вас хорошо с учебой или профессиональной деятельностью. Условия могут резко измениться как у ребенка, так и у взрослого: другой учитель, новый класс, душевная травма (например, отвергнутая любовь, предательство друга), увольнение или необходимость освоить новую профессию, а, может быть, заболевание. Тогда вместо того, чтобы быстро адаптироваться (приспособиться) и продолжать успешно жить дальше, человек «пасует» и «опускает руки». Взрослые при этом могут начать «заливать» неудачи, а дети теряют интерес к школе, и у них начинает страдать дисциплина, появляются вредные привычки. Перечитайте еще раз мою 2-ую главу и тогда, может быть, Вы проникнитесь идеей, что остановка в развитии своих интеллектуальных способностей не допустима ни в каком возрасте!

По-моему, поговорка: «Лучше быть бедным и здоровым, чем богатым и больным» – на самом деле иллюстрирует размышления человека над уровнем освоения им своих природных дарований. Она не категорична, а скорее философична. Смысл ее: «Чего я уже достиг и чего мне сейчас не хватает»?

Человек может находиться на этапе второй половины этой поговорки: «Я богат, но болен». Тогда для его жизни актуален дефицит физического и связанного с ним психического здоровья при наличии больших резервов материальных ресурсов. Вплоть до уровня: «денег…куры не клюют»! На этой стадии своей жизни человек может начать использовать материальное богатство для облегчения своего физического и психического состояния:

«Не могу быстро бегать – куплю крутую машину».

«Не могу похвастаться красивой фигурой – зато какой костюм!».

«От бессонницы круги под глазами и плохой цвет лица – напрягу своего косметолога».

«Не получается с этой женой – возьму другую».

«Нервы никуда – поеду в Майями».

И так далее.

Какое-то время такое положение дел может вполне устраивать. Особенно пока болезни не слишком докучают их владельцу. К «болезням» я отношу не только физическое недомогание, но и психологический дискомфорт (мнительность, подозрительность, тревожность, забывчивость, раздражительность).

Но время идет. Физические недомогания и неудачи начинают надоедать и становиться непереносимым грузом проблем. Уже ничто не мило.

Вот тут-то и становится актуальной первая половина приведенной выше поговорки. Теперь человек готов пожертвовать всем материальным ради душевного и физического благополучия. «Уж лучше быть бедным, но здоровым»!

Теперь, стараясь поддержать физическое здоровье, не скупясь, человек тратит деньги на традиционные методы лечения: на врачей, медикаменты, операции. «Кошелек худеет», но проблемы остаются. Тогда вспоминает про душу и обращается к… к кому? Для начала к экстрасенсу или к «бабке», чтоб «сняли сглаз» или «порчу».

Легчает ненадолго. А почему не насовсем?

«Насовсем» не получится, так как не выполнены все те же «условия успешной деятельности». В данном случае «жизнедеятельности». Какие? А все те же:

 

1. Я хочу жить здоровым!

2. Я знаю, как жить здоровым!

3. Я могу жить здоровым!

4. Я успеваю стать здоровым!

   
   
Рис. 17. Условия успешной жизнедеятельности человека.

 

Параметр «Хочу» – есть? Есть. Хотеть-то хочу!

А «Знаю» – есть? Будем считать, что есть. Хотя знаний маловато.

Ну, знает, конечно, что пить и курить вредно, что переохлаждаться и переедать нежелательно, что работа и отдых должны дополнять друг друга, а не заменять. Слышал, что «все болезни от нервов», а беспорядочные сексуальные связи чреваты «осложнениями». Знает, что печень и желудок надо лечить вовремя, а не когда зрение упало, зубы разрушились, а изо рта … «как из помойки». Даже знает кое-что о наследственности, о профилактике СПИДа, об опасности перерастания запущенных заболеваний в хронические. Знать-то знает. А что толку?

Здесь как в школе. Та же проблема. Проблема уровня развития «способностей жить здоровым». Не слыхали о такой? Само слово «способности» не намекает ли нам на «способ нести» самого себя по жизни? «Нести»(!), а не «влачить»! А сможетли данный человек в создавшихся условиях жить здоровым и успеет ли он стать здоровым или «час его уже пробил»?

Да или нет?

Оказывается, мало «хотеть», надо еще «смочь» и «успеть». Да и «знать» побольше очень бы не помешало.

О знаниях чуть позже, а сейчас самое время поговорить о факторе «могу» («а могу ли я жить здоровым»?).

Много ли мы встречаем здоровых людей? И физически, и психологически?

Вот пример типичного диалога: «Как здоровье?», – «Да ничего пока».

Что значит «ничего»? А то и значит, что пока ничего не болит. На данный, как говорится, момент. А что завтра будет, кто знает? У гомеопатов, в отличие от традиционной медицины, вообще «симптомы болезни» называются «симптомами выздоровления». А если нет таковых (то есть симптомов), то можно сказать, что «болезнь протекает в скрытой форме». Так что получается – нет здоровых, а есть «скрыто больные» или «явно выздоравливающие».

Прием у врача. Вопрос: «На что жалуетесь?»

Ответ: «На голову, (уши, ноги, руки)…».

«Вот Вам – от головы, вот – от ушей, это – для ноги, а этим мажьте руки.

Следующий»!

Традиционный подход. «Симптоматическое лечение» – лечение от симптомов. Теперь человек знает, что, если прихватило то же самое, то к врачу уже не надо. Прими известную таблетку и все! Вот если что-то новенькое заболит...

Я не против этого метода. Сама пользуюсь слабительным, когда запор и йодом, когда порежусь. Метод по-своему хорош. Оперативен. Доступен. Легко распространяем. Аптека – рядом. Зачастую и к врачу не надо. Пришел к фармацевту: «Дайте что-нибудь успокаивающее», – «Двадцать рублей», – «А что-нибудь получше», – «Сто двадцать рублей». (Верит, что подороже – лучше.)

«…по вере Вашей да будет Вам», – слова Иисуса Христа.(От Матфея 9:29)

Принял лекарство – и порядок!

«А что Вы хотите?! Экология… наследственность… нервное напряжение… растление нравов… Да мало ли еще что в наше-то время»!

Заметьте, каждая эпоха норовит говорить о своей особой неблагополучности, неблагоприятности. «Последние времена!» – и это тянется еще с древнейших времен!

Извечная проблема. Человек не может просто так взять и быть здоровым. Эта способность им утрачена, и поэтому требуются мощные усилия, чтобы поддерживать свое здоровье на приличном уровне. Какие мощности требуются? А вот какие.

Главное:амогу ли я четко управлять своим поведением и, между прочим, мышлением(!), чтобы не попадать в травмирующие психологические и физические ситуации. А если все-таки попадаю, то насколько быстро смогу ликвидировать последствия?

Если сам не могу, то нанимаю «силовиков», которые отвечают за мою безопасность. А у них самих как с этим фактором?

С мышлением что ли? Да никак – «одна извилина, переходящая в прямую кишку». Так что не стоит обольщаться и рассчитывать на внешнюю защиту своего драгоценного здоровья.

Что же: «Спасение утопающих – дело самих утопающих»?

И да, и нет. Помочь, конечно, можно, но львиная доля усилий требуется от самого человека. Но человек пока этого не понимает.

Конечно, если я и знать не желаю, отчего у меня что-то болит, то ничего другого мне и не надо! Выпил-помазал… и забыл. До следующего раза.

А будет следующий раз?

Будет, Вы же о причине болезни не задумались.

«Как не задумался? Знаю, что понервничал, выпил лишнего, потом неудачно закусил…»

А выводы? Выводы сделали?

Сделал: «Коньяк теперь буду пить, а не водку, он, говорят, полезнее, сосуды расширяет. И натощак курить не буду, доктор сказал, что вредно».

Вот и все выводы.

Многие скажут: «И то хорошо! Вот мой (муж, отец, сын, сосед…) так совсем не «просыхает»! Заметьте, уважаемые читатели, что при всем этом все заранее знают(!)о вреде.Знают и все равно вредят своему здоровью.Почему же так делают? Скажу банальность – привычка!

Да, да. Элементарная привязанность разрешать привычную ситуацию привычными методами. Привычек у нас хоть отбавляй!

Привык спать на левом боку, хотя врач говорит, что на правом полезнее. Привык наедаться на ночь, хотя знает, что тяжело будет спать. Привык при встрече спрашивать о здоровье (как будто больше и говорить не о чем!). Привык «строить» своих домашних (по принципу: «бей своих, чтобы чужие боялись»). Привык закупать продукты впрок (а вдруг подорожает или еще что-нибудь).

Привык… привык… привык. Поведение человека сплошь построено на привычных действиях. Стереотипные фразы, стереотипы поведения. Есть полезные привычки, но сколько угодно вредных.

Кстати, даже полезная привычка в некоторых случаях становится тягостной. Поясню примером.

Привык человек по утрам чистить зубы. Попал в ситуацию, где невозможно это осуществить (ну, нет условий!). И человек страдает. Чувствует себя «не в своей тарелке». Стесняется заговорить с людьми. А то и понять даже не может, отчего так «муторно» на душе. Не хватает знаете чего? Оказывается, «уровня развития интеллекта». Ведь способность легко вырабатывать нужные стереотипы поведения (привычки) и легко избавляться от ненужных, потерявших актуальность, напрямую зависит от развития этого самого ума.

Неужели нехватка ума приводит к алкоголизму, наркомании, привычным домашним скандалам и тому подобному? Ведь столько умненьких мучается! Столько талантливых страдает!

Я не оговорилась. Именно ума!

Просто ум, зачастую, понимается нами слишком примитивно, узко.

«Какой умный»! – скажут про человека, который так и «брызжет» цитатами, легко умножает в уме трехзначные числа, безошибочно пишет. На самом деле это только малая толика ума.

А УМение налаживать контакты с людьми? А УМение прощать обидчиков? А УМение делать с собой только полезное в любой конкретной ситуации, а вредного, наоборот, избегать? Распознавать, что хорошо, а что худо, что на пользу, а что во вред? Легко и быстро ориентироваться в трудной ситуации и выходить из нее либо победителем, либо хотя бы с минимальными «потерями»?

Здесь нужна хорошо развитая способность к интеллектуальной деятельности, способность к УМной деятельности. Это не набор каких-то знаний, а целый блок взаимосвязанных психиче-ских функций.

Нам с мужем пришлось разработать специальный групповой тренинг «Интеллект-Плюс» и его варианты под конкретного индивидуального клиента, чтобы было где и у кого людям (и детям, и взрослым) «набираться ума». Не «знаний»! Их школы и вузы дают в избытке, а «ума», того самого, о котором столько поговорок и пословиц наш народ сложил. Ну, хоть бы и эту: «Ум – дороже золота»!

И только по-настоящему УМным удается быть и богатым, и здоровым, да еще и другим помочь «поправиться». Лично мы сторонники именно такой формулировки: «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Гораздо приятнее!

Как в Священном писании: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» (Евангелие от Матфея гл. 5, стих 48).

Сказано, между прочим, в повелительном наклонении! И в другом месте: «…жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19). А в третьем: «А мы имеем ум Христов» (1Коринфянам, гл. 2, стих 16).

Вот это – да-а! Что-то редко в жизни таковые умы попадаются!

А Христос мог и деньги из морской рыбы достать, и пятью хлебами пять тысяч накормить, больных исцелить, и мертвых воскресить, и ученикам силу такую передать, да еще и о распинающих его на кресте молиться! Кстати, помните какими словами? «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (От Луки, гл. 23, стих 34). Проблема, как говорится, умственного характера!

Вообще об интеллекте много чего толкуют. Даже нет единого мнения, что подразумевать под этим термином. Мы с мужем практики. Нам надо действовать. Развивать этот самый «интеллект».

В следующей главе вернемся к этому разговору еще раз.

Г л а в а 19

Об уме и интеллекте

Читаем в «Толковом словаре» В. И. Даля (М. 2001 г, стр. 886):

«Ум – общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить. Быть в уме, в полном уме, в своем уме – в памяти, сознании, рассудке. Держать в уме – помнить. Из ума выжить – одуреть годами».

К своему удивлению прочитала там же, что«задумчивый» это «умалишенный»или«сумасшедший» из разряда«тихо помешанных».А в бытуслышишь как комплимент:«Какая задумчивая девушка»!

Как полезно читать словари!

«Интеллект – (от латинского слова intellectus – понимание, понятие). Ум, рассудок, мыслительная способность у человека». Это определение «Толкового словаря русского языка» под ред. проф. Д.Н. Ушакова (М. 1935 г., стр. 1214).

В общем, – «одна малина». Читая эти определения, успокаиваешься. Думаешь: «Я же мыслю! Значит, все у меня с интеллектом в порядке и у ребенка моего тоже». Так, да не так.

Все зависит от того, как мыслить, о чем мыслить, какие по качеству выводы делать, как быстро думать, как точно мыслить, насколько хорошо помнить, как быстро вспоминать, как легко и непринужденно заниматься этим «мыслением-мышлением» в течение всей жизни и «не одуреть годами»?!

В книге американца Роберта Кийосаки и Шерон Л. Лектор «Богатый ребенок, умный ребенок» (Минск, 2001, стр. 36) встретилось такое определение интеллекта, которое дает автор со слов своего отца, видного специалиста США по образованию: «Интеллект – способность проводить более тонкие различия».

Рискну уточнить: не сам интеллект, а уровень его развития характеризуется способностью улавливать различия. Важна сила ума!

Естественно, интеллект есть у всех. Только степень его развития различна. И для одного вида деятельности ее достаточно, а для другого – нет. Например, для рубки дров – хватит, а для того, чтобы на этих дровах обед сварить – недостаточно, а, уж, чтобы про это событие сочинение написать – тем паче!

Теперь давайте на минутку задумаемся над проблемой дисграфии и дислексии. Это специфическая неспособность овладеть письмом и чтением (соответственно). Такой логопедический диагноз.

Теперь понятно, с чем проблема у этих людей? Да с интеллектом же!

Эти люди все время путают что-то с чем-то в текстах при чтении или при письме. Они не чувствуют различий! Но, в первую очередь, они что-то с чем-то путают в самих себе! Вспомните, что было сказано в гл.11 про различение пальцев на ногах! С этого надо начинать коррекцию!

А как эту проблему решают в логопедии?

Длительными упражнениями, направленными на развитие способностей более тонко различать зрительные, речедвигательные (артикуляционные), звуковые, смысловые и моторные (при письме) нюансы письменной речи. Кропотливая ювелирная работа. Обычно занятия проходят индивидуально, длительно и довольно однообразно. Результат если и наступает, то через продолжительное время. Так как телом не занимались, а только головой!

Многие из Вас слышали и вот такие фразы:

«Не может проанализировать прочитанное»;

«Затрудняется выполнить задание даже после того, как только что разобрали аналогичное»;

«Не способен выделить главное – вязнет в деталях»;

«Тормозит» с ответом»…

Это как раз и связано с уровнем развития интеллекта. Интеллект – это еще и способность анализировать и синтезировать, то есть различать части и целое, познавать различное и общее.

Что такое анализ? Расчленение целого на составные части. Один быстро и четко скажет Вам, из чего состоит данный предмет (например, велосипед), а другой – будет мучительно вспоминать и половину забудет. А ведь это простейший пример. Не думайте, что это характерно только для младшей школы или дошкольников. Старший возраст затрудняется не меньше. При этом сначала бойко начинают отвечать, а потом останавливаются, силясь вспомнить, а вспомнить не могут!

А синтез? Составлять из частей целое. Например, слова из букв, текст из слов, компьютер из деталей и так далее.

Вот сейчас самое время и поговорить о глобальном различии процесса письма от чтения.

Г л а в а 20

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...