Почему репетиторство не всем помогает
Вот теперь уместно вспомнить о репетиторстве. Оно полезно всем, у кого пробел в знаниях, то есть тем, у кого фактор успеха под № 2 «Знаю, что и как делать» отсутствует или очень слабоват. Репетиторство бывает групповым и индивидуальным. К репетиторским групповым курсам относятся все подготовительные отделения при всех учебных заведениях. Своим клиентам я всегда рекомендую пользоваться их услугами, так как это верный способ проникнуть в «святая святых» приемных отделений и комиссий. Это шанс наладить контакты, связи, втереться в доверие к преподавателям, узнать требования, которые будут предъявляться при поступлении. Ну, и, конечно, это доступный способ освежить в памяти под руководством специалистов необходимые предметы перед сдачей. Только освежить! Если не знаете чего-то совсем, особенно если многого, то не обольщайтесь. Вам желательно позаниматься еще и индивидуально с репетитором. Хорошо, если преподаватель будет из этого же учебного заведения. К репетиторским курсам относятся все те, на которых обучают предмету: математике, русскому языку, физике, литературе и т. д. Чаще всего там преподаются те же знания, что и на уроке в школе, но только в более или менее удобоваримом виде. Делается упор на применение их в конкретных условиях. Конкретность, системность, практичность, живой понятный язык изложения – если все это будет присутствовать на курсе, то внимание слушателя активизируется и повысится эффективность обучения. Если этого не будет, то толку будет мало. Существуют репетиторские курсы по запросам: «написание сочинений», «изложений», «диктантов», «разговорного иностранного языка» и так далее. Все они выполняют задачу дополнительного напоминания слушателю уже изученного или изучаемого в школе материала плюс некоторое углубление с прибавкой или разбором конкретной ситуации..
Репетиторские курсы, наверное, будут всегда. Может быть, станут в будущем видео-курсами или CD-курсами: приходите в приемную комиссию, покупаете диск или кассету и домой – наверстывать упущенное! Да и поступление будет по «Интернету», и сама учеба. Теперь поговорим об индивидуальном репетиторстве. Индивидуальный репетитор по конкретному предмету для старшеклассника и для младшего школьника – это разные «вещи». У младшего школьника «хромает» либо чтение, либо русский, либо математика. Математика, кстати, реже, чем чтение и русский. Почему? В основе математики лежит операция с числами. Если хорошо понял, что такое числа, то дело пойдет. Оперирование числами – это, в принципе, оперирование одним и тем же качеством – понятием единицы: 1+1=2, 1+1+1=3, 1+1+…=1000…=1000000… Но единица – это еще и мера количества: одно яблоко, два, три… Причем «одно» яблоко и «единичное» яблоко – разные вещи! Одно – это количество, а единичное – качество. Множество «единичных» качеств может быть описано понятием «количества». Оно-то и лежит в основе математики. Считать, что бочки, что тетрадки, что землекопов – «ВСЕ ЕДИНО»! Оперирование большим количеством, конечно, сложнее, чем малым. (Да и в жизни сто бочек погрузить проще, чем сто тысяч бочек.) Количество может пугать. Возникает страх неизвестного: тяжело, не справлюсь! Но, научившись группировать количества, например, в разряды (в «вагоны по тысяче бочек»), ребенок осваивает и большие числа. Вот с задачками бывает сложнее. Почему? Потому что задачка – это текст, из которого надо быстро и точно уяснить 4 момента: «Что дано? Сколько? Зачем? И что требуется найти?» Поняв это, дальше дело с числами пойдет легко. То есть решение задач требует высокой скорости чтения и пониманиясути прочитанного. А как у ребенка с чтением?
Чтение и письмо (как, впрочем, и иностранные языки) оперирует различными качествами. В их основе лежит алфавит: а,б,в…я. Составляющие его элементы принципиально отличаются друг от друга: «а» – это совсем не «б», а «б» – совсем не «в», а «в»… Невозможно каким-либо способом получить из «а», например, «у» или «г». И таких качественных первоэлементов в основе не один, как в математике, а 33 (количество букв в современном русском языке). А объединения этих «первоэлементов» в группы дают не упрощение, а усложнение качества: качественно новые понятия – «слова»! В словаре русского языка С.И. Ожегова (изд. 1972 г.) приводится 57000 слов! Таким образом, из 33-х разных качеств получаются еще 57000 новых качеств! Причем одно и то же слово в разном контексте имеет совершенно разный смысл. Одно дело «хвост» прически и совсем другое «хвост» у двоечника. Но и это еще не все. Слова группируются в предложения и там могут получать дополнительное обособление и выделение интонацией и пунктуацией! Вспомните классическое: «Казнить нельзя помиловать»! Как понять? Разобравшись с буквами, ребенок тонет в словарном море, а потом в текстовом. Прочитав: «Лук был прекрасен» – он понял, что ничего не понял! Он думал, что автор нахваливает эту гадость – жареный лук, а оказалось, что это комплимент папе, который смастерил сынишке замечательное оружие для стрельбы стрелами. Поэтому соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку по скорости и точности обработки текстовой информации, намного сложнее, чем информации числовой. В связи с этим для обработки текстов требуется гораздо более высокий уровень развития способностей, чем для обработки чисел. Интеллект должен быть более высокого уровня. О нем мы будем говорить дальше. В главе «Жизнь короткая такая…» мы уже коснулись темы скорости чтения. Далее мы к ней вернемся еще, а сейчас уместно сказать главное. Репетиторы по чтению могут быть бесполезны или мало полезны в случае, если у ребенка низкий уровень аналитико-синтетического мышления в области речи, плохо работает память, низкий уровень внимания, слабый самоконтроль, проблемы с артикуляцией, то есть слабо развиты сами способности к чтению («способы нести» знания по жизни и успешно их применять).
Одна учительница хвалилась, что у нее в 1 классе был трудный ребенок. Она, помимо школьных уроков, индивидуальнозанималась с ним еще и дополнительно. И за год (!) «подняла» его скорость чтения на 50 слов (с 11-и до 60-и). Для сравнения могу сказать, что после прохождения одного группового тренинга «Быстрое чтение»(8 занятий, то есть максимум от 2 до 4 недель!), дети этого возраста легко выходят на рубеж скорости в 80–100 слов в минуту сразу. А после повтора курса или домашних самостоятельных занятий еще через пару недель достигают 120–160 слов «вслух» и 200–250 про себя (а то и больше, например, 600–650, как бывало уже не раз у первоклашек в моей группе)! Просто метод, подход – другие. Там – педагог, а тут – психолог. Там знают, чему и как учить, а тут раскрывают «глаза, рот, мозги и уши» для усвоения этих знаний. Эффект поразительный! А вообще, с какой скоростью может читать человек? Про скорость чтения вслух скажем, что тренированный человек на скороговорках в течение нескольких секунд развивает скорость до 450 слов в минуту! Что касается чтения «про себя», то пока на курсах зафиксированы максимальные скорости: клиент у Александра Михайловича в 2001 году прочитал 20000 слов в минуту, а клиент у меня в декабре 2004 года – 22400 слов в минуту (с последующим пересказом). Думаем, это не предел. У человека открывается совершенно иной уровень мышления, на порядок выше, чем до тренировки. Кстати, шестиклассник, который продемонстрировал указанную выше скорость чтения, сказал, что накануне дома он читал «медленно», всего со скоростью 5700(!) слов в минуту. Это для него уже казалось медленным! Как быстро человек привыкает к хорошему! Между прочим, когда он пришел на курс, то читал про себя 216 слов в минуту, а вслух 156. В школе его считали быстро читающим ребенком (на фоне остальных, конечно). Он хотел научиться читать вслух со скоростью 200 слов, а про себя – 500. Вслух он достиг 250 слов в минуту, несмотря на логопедические трудности – в садике «шипящие» были «поставлены» не до конца. А уж про себя!.. Ну, а скорости 500-600 слов в минуту (конечно, с пересказом!) являются просто «рядовым» результатом.
Был у меня интересный случай. Стоял конец мая. Курсы в Петербурге уже заканчивали работу. Кто-то позвонил диспетчеру со слезной просьбой помочь его ребенку с чтением. Ребенок не справлялся с нормой по чтению, и его оставляли на второй год в третьем классе, хотя по математике и другим предметам претензий к нему не было. Но скорость в 56 слов в минуту закрывала ему доступ в пятый класс. Звонок был во вторник. В среду вечером я позанималась с ним индивидуально в течение часа. Дала задание, которое он сделал с бабушкой, потратив еще полчаса самостоятельно. На следующий день было второе занятие со мной. А в пятницу, неожиданно, его «проэкзаменовали». Он поразил всех! Скорость была 120 слов в минуту! За 2 дня возросла на 64 слова! От дальнейших занятий со мной они отказались, потому что надобность в них полностью отпала. Вот так! Интересная подробность: родители не сказали в школе, что их ребенку помогло то, что он позанимался с психологом. Побоялись, что это отрицательно скажется на отношении учителей к их чаду. Так что не узнали в школе, как такие чудеса делаются. К чему я веду разговор? А к тому, чторепетитор не умеет развивать способности. Это не его профессия.Поэтому львиная доля времени занятий с ним часто проходит впустую. Результат не наступает, пока постепенно, с течением времени (ребенок ведь растет, его психика созревает), впихиваемые знания не найдут, наконец, пристанища в его голове. Короче, пока он до них не созреет. Репетитор здесь хорош для того, чтобы успокоить и его, и родителей, и учителя: «Ребенок дополнительно занимается предметом, результат скоро должен быть». Причем это «скоро» и месяц, и три, и год. В общем, «ждите ответа». Вернемся еще раз к проблеме мотивации. У того мальчишки, о котором я только что говорила, мотивация («хочу!») была высокой, потому что он очень не хотел отстать от своего класса, хотя психологических проблем у него было «выше крыши». Кстати, он был из так называемых «гиперактивных» и настроение у него менялось каждые 5 минут. Родители, между прочим, обращались за помощью к его учительнице, но она честно отказалась, так как не представляла себе, как добиться результата в такой короткий срок, если она за 3 года не смогла. Вот если бы еще год, тогда конечно! Хорошо, они услышали рекламу по радио. А если ребенок уже не хочет, потому что не верит в себя? «Вера» это параметр из раздела «Могу!». Она может быть подорвана путем многократных неудач, плохих оценок, неудачных сравнений: «Посмотри на брата! Вот я в твои годы!Бестолочь!»
И если репетитора пригласили к такому, потерявшему веру в себя ребенку, то тут требуется много терпения и любви, чтобы возродить необходимое «Я МОГУ!». И только после этого станет возможным вкладывать в него знания. В психологии это осуществляется так: сначала надо провести психокоррекцию ребенка, потом применить развивающие методики, а далее можно уже и педагога подключать, если потребуется. Репетитор по предмету прекрасно знает свой предмет (рассматриваем только такой случай). Допустим, его пригласили к ребенку, у которого с этим предметом проблема, причем ученик не очень-то хочет заниматься. Почему? Мы об этом говорили выше. Проще сказать: он не может в создавшихся условиях. Кстати, часто даже не понимает, зачем лично ему это надо! Особенно если это дается ему трудно. Маме – понятно зачем, папе – понятно, даже учительнице – понятно: «куда же без математики? русского?…». Все они имеют за плечами личный жизненный опыт применения данной науки в своей профессиональной деятельности или обыденной жизни. А ребенок далек от такого личного опыта, он еще не сталкивался с жизненной необходимостью этих знаний. Он только от взрослых слышит: «Учись, учись…». Легче тому ребенку, которого рано сориентировали в выборе будущей профессии, причем тонко уловив его природные наклонности. Ему объяснили, что будущему бухгалтеру (экономисту, юристу, переводчику…) надо хорошо знать математику, историю, быть грамотным. Ребенок согласился и занимается в школе и еще дополнительно с репетитором по этим предметам. Тут повезло и репетитору, и ребенку. А если ребенка ориентируют на деятельность, противоречащую его наклонностям? Выше упомянутому мной Толкачеву мама говорила: «Вырастешь – будешь слесарем»! Нет уж. Сначала он прошел военное поприще, а потом стал психологом. Да еще каким! Но мама мыслила, исходя из своего жизненного опыта, и даром прозорливости явно не обладала. Теперь вернемся к случаю, который часто встречается на практике. Ко мне постоянно приводят детей, которым репетиторы не смогли помочь. Они пытались впихивать им те самые «чемоданчики знаний» только в обстановке «тет-а-тет», а дети их все равно «не брали». Им «нечем было взять». Чтобы успешно пользоваться предлагаемыми знаниями, надо к этому моменту обладать сформированными способностями к их усвоению. Нужны развитые сквозные психические процессы: память, внимание, воля. Должна быть сформирована мотивационная сфера (знаю, чего хочу и зачем), уровень сознания должен быть настолько высок, что легко позволяет ориентироваться в различении добра и зла (что мне на пользу, а что во вред). Кроме этого, нужна достаточно высокая скорость мышления, умение легко управлять своим телом (особенно в части зрения, слуха, речи, моторики руки, необходимой для письма). Заметьте, если у ребенка все это хорошо развито, то репетиторы ему в принципе не нужны, так как он легко усваивает знания прямо на уроке!Ему не трудно. Теперь, надеюсь, стало понятно, почему репетиторы не всегда помогают? Правильно, они не умеют развивать способности к обучению. Это вообще не их профессия. Этим занимаются психологи согласно своей специализации. Как есть учитель отдельно по русскому языку и отдельно по математике, так и в психологии есть разные специализации. Встречаются, конечно, универсалы, но их совсем мало. Я и мой муж, Александр Михайлович Прель, становились такими универсалами постепенно, продвигаясь от психологии межличностных отношений к психологии личности, а оттуда к проблемам семейным, возрастным, адаптации в социуме; параллельно приходилось вникать в вопросы профессионального выбора, сексуальной реализации, самореализации, самопознания, духовного поиска, развития способностей к обучению. Способности к обучению, как выяснилось, являются самым «белым пятном» на карте психологической деятельности существующих психологических направлений и школ. Эту нишу еле-еле заполняют упомянутые мной школьные и детсадовские психологи, а также районные психологические центры государственной системы образования, объединяющие тех же психологов и добавляющие небольшой контингент методистов и специалистов по проф-ориентации. Они оказывают бесплатные услуги населению и небольшую долю хозрасчетных услуг. Это то, что может предложить государство. Далее следует небольшое количество частных центров или организаций, а также курсов при психологических факультетах вузов или негосударственных образовательных учреждений. Затем – отдельные индивидуальные предприниматели-психологи, занимающиеся групповой или индивидуальной работой с клиентами. Мы с мужем относим себя к этим последним, хотя постоянно сотрудничаем с какими-либо из выше упомянутых структур. Они находят нас и приглашают к сотрудничеству. Такой достаточно независимый статус позволяет нам использовать в своей работе самые последние достижения психологической науки и личные наработки, позволяет иметь широкую сферу контактов. А также дает возможность легко перемещаться по стране в любое время и на любые расстояния. Чем мы и пользуемся. Кстати, об алгоритме нашей успешности можно сказать так: «Он полный»!
1. Мы хотим помочь людям! 2. Мы знаем, как это делать! 3. Мы можем это делать! 4. Мы успеваем в короткий срок!
Г л а в а 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|