Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уверенность – неуверенность




Конечно, с такими уверенными детьми приятно и легко работать.

А есть и другие. Зажатые, потерявшие веру в себя и в возможность помощи. Они приходят и сидят с опущенными плечами, потухшими глазами. Тогда львиная доля курса уходит не на развитие их способностей к письму, а на психокоррекцию. Таким детям без повтора курса обычно не обойтись. Да и без индивидуальной консультации тоже. Хорошо, если родители посещают курс, тогда, поняв методику, они смогут помочь ребенку дома.

Но не все родители относятся с пониманием и терпением к трудностям своего ребенка. Их зачастую раздражает непонятливость или неуклюжесть своего чада: «Я ему говорю-говорю, а он не понимает! Скажу, чтоб переписал, а он в рев, а потом так перепишет, что еще хуже. Руки опускаются. А у меня самой всегда с русским хорошо было».

Любопытно, что на курс «Письма» чаще всего попадают мальчики, причем приводят детей практически только мамы или бабушки. Меня заинтересовал вопрос, а почему у мальчишек с почерком хуже, чем у девчонок?

Сначала мелькнула догадка, а потом пришли и практические подтверждения.

Дети, как известно, копируют поведение родителей, причем девочки – мам, а мальчики – пап. С некоторых пор в семьях стало процветать искаженное понимание «мужского» воспитания. Мол, растет «мужик», телячьи нежности ни к чему. Что тогда переймет от отца мальчик? Будет ли у него шанс перенять от отца мягкие плавные жесты, которые, например, девочка в изобилии перенимает от мамы. А если ребенок не овладел в раннем детстве плавной двигательной моторикой рук, то ему закрыт доступ к красивому письму. Вот так!

Если же он по природе своей все-таки эстет, то «каракули» в тетради его раздражают не меньше, чем родителей, но он ничего не может поделать с этими «руками-крюками». А каждый новый окрик: «Пиши ровнее! Пиши лучше!», – не только не помогает ему, а, наоборот, вызывает чувство отчаяния и страха.

Все внутри как бы сжимается, спина напрягается, ожидая удара или очередного окрика. Возникает то самое чувство неуверенности в себе, своей неполноценности, никчемности. Формируется очень опасное состояние «обученной беспомощности». Из него нет выхода без специальной психокоррекции.

Судите сами. Ребенок еще не обладает твердым личностным фундаментом в этой жизни. Его мнение о себе складывается из мнения учителя, родителей, сверстников, других значимых авторитетов. Слыша со стороны нелестные отзывы о себе и своих способностях («горе мое», «бестолковый», «уж лучше помолчи»), ребенок начинает сомневаться во всех своих возможностях. Может стать хроническим неудачником, «козлом отпущения» как в доме, так и в школе. А может, наоборот, озлобиться и пойти путем отвержения мнения взрослых. Тогда будет показная самоуверенность, бравада.

Как первый путь – заниженной самооценки, так и второй – завышенной, чреваты серьезными последствиями для человека.

В первом случае он может стать легкой добычей более активных и не всегда порядочных людей, а во втором – статьэгоистом, которого вообще другие не интересуют.

Это, конечно, крайние случаи. Жизнь все-таки предоставляет возможности исправиться и тем, и другим.

Оптимальная самооценка – большое приобретение для человека. Она дает чувство уверенности в себе, позволяет ставить достойные цели и достигать их.

В психологии существует достаточное количество методик определения уровня самооценки. Но и по жизненным проявлениям видно, что неуверенный ребенок имеет заниженную самооценку. Кстати, с самоуверенными сложнее, их показная уверенность зачастую прикрывает заниженную самооценку.

Я бы рекомендовала всем родителям, у которых дети страдают неуверенностью или самоуверенностью, пройти с ребенком индивидуальную консультацию психолога.

Детям будет очень полезен тренинг «Интеллект-Плюс»(кстати, вместе с родителями!), который позволяет приблизиться к достойной самооценке, по крайней мере, в области интеллектуальной деятельности и общения. Родители там получат уникальную возможность на практике увидеть истинные дарования своего ребенка.

Ведь нет бездарных детей, есть бездарные условия раскрытия их дара. Главное, чтобы родители были уверены в своем ребенке, и он оправдает их надежды.

Г л а в а 10

Письмо без правил

Сплошь и рядом дети учат правила и тут же делают ошибки на эти правила.

Когда я спрашиваю на тренинге у ребят и взрослых: «Случалось ли Вам делать ошибки тогда, когда Вы точно знали, как правильно пишется»? В ответ – лес рук!

Получается, что знание правил еще не гарантирует безошибочного письма. Бывает даже наоборот: выучили правило и теперь – надо, не надо – везде его пытаются применить. «Ум за разум заходит».

Характерное наблюдение: у доски только что ответил правило на «4», а тут же в тетради сделал на него ошибку!

Оказывается, чтобы в процессе письма еще и о правилах думать, надо иметь высокую скорость мышления. Как утверждают некоторые нейрофизиологи, надо уметь легко и быстро переключаться с левого полушария, где у нас находятся зоны, ответственные за чтение и письмо, на правое, где у нас находится память.

Практика показывает, что дети просто не успевают одновременно писать и думать о правилах. Что-нибудь одно: либо писать, либо думать. А если учесть, что скорость письма у них низкая и им приходится упрощать его до «неразличимости» (вспомним предыдущую главу 9), то ожидать от них «просветленности» ума в момент письма не приходится.

Поэтому на тренинге «Красивое грамотное письмо» введены упражнения на тренировку скорости мышления. Хорошим дополнительным подспорьем являются и тренинги «Динамическое (Быстрое) чтение» и «Интеллект-Плюс», на которых скорость мышления возрастает в несколько раз.

Кроме того, чтение помогает расширить словарный запас, а это – залог успеха при подборе однокоренных слов, необходимых для проверки правильности написания безударной гласной в корне, проверяемой ударением. А то правило ребенок выучил, а подобрать слово не смог. Тогда что толку от этого правила?

Часто встречаются ошибки у детей на «ь» после шипящих в конце существительных женского и мужского рода. При этом само правило у них «так от зубов и отскакивает!». Я заметила, что этим страдают опять те же дети, которые медленно соображают, особенно на стадии различения рода: мужской или женский.

Для коррекции мной был разработан простой метод жестовой тренировки, причем с высокой степенью эмоционального подкрепления, так что хорошо активизируется память и сбои на этом этапе устраняются.

Как происходит тренировка?

Ребенку диктуют существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящую, вперемешку с существительными среднего рода. Количество слов – не менее 30-и. Слушатель должен быстро отреагировать соответствующим жестом одной или двух рук, которые оговариваются заранее. Тренировка начинается с медленного темпа, а потом ускоряется. Это своеобразная игра на скорость реакции. Вызывает смех, активизирует память и мышление.

Что касается ориентации, то знайте, уважаемые родители, если ребенок путает (или долго путал) левое – правое, или медленно соображает по этому поводу, то не ждите, что он будет успевать применять правила в процессе письма, так как это показатель его медленной скорости мышления.

Кроме того, он может упорно путать при письме «зеркально» похожие буквы. Например, заглавные буквы «З» и «Е», «У» и «Ч». Может даже писать целые слова, переворачивая их зеркально.

Что делать? Во-первых, самим понять и объяснить ребенку, что за кажущимся пустяком кроется серьезная умственная проблема. Во-вторых, убедить его, что надо упорно тренироваться, пока не получится как надо. В-третьих, организовать его тренировки.

Тренироваться можно по-разному. На тренингах мы даем несколько упражнений, в том числе и со специально разработанными универсальными тренажерами «1–8» и «1–12» (см. «Приложения»). С их помощью удается активизировать различные участки мозга, ответственные за разные мыслительные операции. С тренажерами работают и самостоятельно, и под диктовку. Глазами, разными руками и разными пальцами, делая на каждом занятии упор на определенные упражнения с тестом.

Например, простейшее упражнение: в течение 2-х минут рукой под диктовку «бегать по цифрам» по порядку, начиная с медленного темпа (2–3 секунды на цифру) и постепенно увеличивая скорость до долей секунды. Потом надо сменить руку и продолжить тренировку. Затем следует выполнить данное упражнение без диктовки, самостоятельно. Потом перейти к выполнению упражнения опять под диктовку, но теперь уже не по порядку, а вразнобой, сначала для одной руки, а потом для другой.

Хорошо помогает и известное упражнение «Муха», которое описано в «Букваре 21 века» А.М. Ильиным на стр. 53 (СПб., 1999 г.) и «Маленький жук» из книги А. Ф. Ануфриевой «Как преодолеть трудности в обучении детей» (М., 2000 г.), стр.137. А также аналогичное упражнение приведено в «Методических рекомендациях по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» Л.Г. Милостивенко (СПб., 1995 г.) на стр. 6.

Принцип тренировки простой. По команде тренера «влево – вправо», «вверх – вниз» переставлять фигурку на одну клетку по игровому «шахматному» полю. Малыши – вручную, старшие – мысленно. Старшие точно и быстро отвечают, где сейчас фигурка. Желательно называть клетку, пользуясь словами, а не тыкать пальцем.

Количество клеток на поле: 3 х 3, 4 х 4, 5 х 5 и более. Постепенно следует перейти на уровень игры «вслепую», то есть совсем не глядя на игровое поле, умозрительно.

Очень полезно играть в игры на повороты по команде «влево – вправо», причем с нарастающей скоростью выполнения команд. Можно с закрытыми глазами искать спрятанный предмет, руководствуясь только ориентирующими командами.

Для этой же цели подойдут и компьютерные игры типа «Гонки».

Кстати, некоторые родители негативно настроены к компьютеру, считают, что он портит зрение, отнимает время от учебы и домашних дел. Нет, господа! Компьютер – это атрибут эпохи, необходимое оборудование современного дома. Это и рабочее место, и средство связи, и развивающий тренажер, и доступный репетитор, и домашняя библиотека, и окно в широкий мир науки, искусства, культуры! А то так можно и газовую плиту обвинить во вредном влиянии: испарения, запахи,микрочастицы да и жареное вредно. Давайте подходить к новинкам не с точки зрения минусов. Они есть во всем. Жить вообще вредно – организм изнашивается! Гораздо разумнее во всем разбираться с точки зрения плюсов. Что хорошего я буду иметь?

Есть великолепные компьютерные игры, развивающие скорость мышления, интуицию, логику и даже разгружающие перенапряженную нервную систему! А при подборе хорошего качества изображения и цветовой гаммы зрение даже лучше станет. Конечно, если никто не будет стоять над душой и внушать: «Смотри! Вот ослепнешь от своего компьютера, вспомнишь, что тебе говорили»! Давайте побережем друг друга.

 

Г л а в а 11

Грамотность – в ногах?

Кроме указанных выше причин, на способность писать грамотно и красиво влияет способностьразличать частисобственного тела, например, пальцев на ногах и на руках, а также характеристики координации и ориентации.

Если нет точности в распознавании, например, пальцев на руках, то у такого ребенка стоит диагноз «умственная отсталость». Но мало кто знает, что, если нарушено различение пальцев на ногах, то ожидать от такого ребенка (кстати, взрослого тоже!) высокой скорости и точности различения нюансов во внешнем мире не приходится. Сколько не бейтесь, а он обречен путать что-то с чем-то. Например, букву «б» с «д», «п» с «т», «о» с «а», «ш» с «щ», «з» с «с», «у» с «и» … А это уже другой диагноз: «дисграфия» (специфическая неспособность овладеть письмом в какой–либо его части) или дислексия (… в чтении).

На одном из занятий тренинга «Красивое грамотное письмо» мы как раз и говорим о том, что делать в этом случае.

Нужен специальный массаж и тренировка. Тут неоценимую помощь опять оказывают родители. Кто же еще будет помогать ребенку? Кстати, и у самих себя обнаруживают схожие проблемы («Яблоко от яблоньки…») и устраняют, если, конечно, не поленятся.

Можете продиагностировать свое чадо прямо сейчас. Возраст не имеет большого значения, проблема стойко держится и не исчезает без специальной коррекции. Можно продиагностировать и малышей для профилактики и своевременной коррекции. Главное, чтобы ребенок уже знал, как какой палец называется или мог показать соответствующий на руке.

Ребенок закрывает глаза или отворачивается, а Вы аккуратно, не задевая соседние пальцы, берете его за коник голенького пальчика на ноге и спрашиваете: «Это какой?». Он называет, например: «Мизинец». А на самом деле это был «безымянный». Так Вы проверяете все пальцы на обеих ногах. Только не по порядку и спрашивая по 2–3 раза про один и тот же палец. Если различение 100%-ное, то можно к этому вопросу больше не возвращаться, а если путает хотя бы один палец, хотя бы на одной ноге, то требуется немедленно начать ежедневный массаж и тренировки.

Пальцы усиленно разминаются от самых кончиков до пятки утром и на ночь. По подошве делают «восьмерку», как мамы делают своим «грудничкам». Можно дополнительно применить и другие массажные приемы. Периодически ребенка опять тестируют. Различение должно стать устойчивым и полным.

Сколько потребуется времени на полную коррекцию – заранее сказать трудно, так что наберитесь терпения. Тогда результат гарантирую. Обычно от 1,5 недель до 2-х месяцев.

Зато какая будет радость и у Вас, и у ребенка, когда добьетесь победы! Параллельно Вы заметите, что в тетради исчезли многие «глупые ошибки» (их учителя обычно называют «по невнимательности»).

Просто мышление ребенка в области распознавания нюансов письма поднялось на качественно новый уровень. Пусть скажет спасибо родителям за то, что помогли!

Г л а в а 12

«Сядь ровно! Сколько раз говорить!?»

Теперь поговорим о координации.

Почему плохая координация мешает письму, я Вам сейчас постараюсь объяснить.

Вспомните свое детское «гадание» с закрытыми глазами с помощью раскручивания рук и разведения их в стороны, а затем сведения их обратно на уровне груди так, чтобы указательные пальцы уткнулись друг в друга. Вспомнили? Замечательно!

Какое явление стоит за этим действием, никогда не задумывались? Ведь не случайно же из поколения в поколение им пользуются. И ведь действительно, если «гадал»: «Двойка или пятерка?». А пальцами промахнулся, то будет «двойка» не только в «гадании», но и за урок! Ведь это же проверка на умение управлять своим телом, на точность координации! Причем в самой простейшей позиции. Нарушение координации даже в незначительной степени говорит о сбоях в работе центральной нервной системы. При письме это приводит к самым досадным сбоям, к появлению «описок» (так называемой «невнимательности»), к корявому неровному почерку и непопаданию на строчку!

Что касается точности координации, то продиагностировать ее довольно легко. На тренинге это упражнение занимает минут 5–10. Постараюсь объяснить, как это сделать в домашних условиях, хотя, конечно, легче показать.

При выполнении теста надо следить за четырьмя моментами: стоять надо прямо, голову не наклонять, руки разводить на полный размах, полностью разгибать в локтевых суставах.

Надо «погадать» в пяти позициях.

Сначала на уровне груди в горизонтали (этим Вы в детстве уже занимались). Сделайте 6 попыток и запомните количество точных попаданий. Затем протестируйтесь в двух диагональных положениях: одна рука идет в верхний правый угол, другая в это время – в нижний левый. Потом наоборот. Тоже по 6 попыток. Суммируйте общее количество попаданий с первым горизонтальным тестом. Затем в вертикальном положении дважды «погадайте», отправляя сначала одну руку высоко вверх, а другую, наоборот, вниз, а затем поменяв руки. Тоже по 6 попыток. Суммируйте общее количество попаданий во всех пяти позициях. Как Вы поняли, максимальное количество 30.

Практика показывает, что если общее количество попаданий ниже 15-и, то наблюдаются серьезные проблемы с почерком, вниманием, оценки по русскому очень низкие. При письме такие дети склоняются над тетрадями и сколько им не делаешьзамечаний, они «пишут носом» (зрение у них уже упало или вот-вот снизится), позвоночник искривляется, наблюдается явление «холодных или мокрых рук». Да и при более высоком количестве попаданий проблемы значительны. Вот если «30» попаданий! Тогда обычно «5» по русскому в четверти.

Теперь Вы поняли, почему Ваш ребенок ложится в тетрадь?

Да ему же трудно писать, сидя ровно! Согнувшись, гораздо легче. Он приближает свой «управляющий» орган – голову к «управляемому» – руке и чувствует себя увереннее в процессе письма. А на большом расстоянии он не может управиться с рукой, поэтому боится отодвинуться. Кстати, а не ложится ли он в тарелку, когда ест? Понаблюдайте. Там ведь тоже рука задействована.

Для коррекции координации требуется упорная ежедневная тренировка дома, пока не разовьется нужный уровень координации, а на это может потребоваться не одна неделя. Здесь ребенок тренирует себя сам, но контроль и помощь взрослого, конечно, потре-буется. Надо ежедневно повторять указанный тест. Я его назвала «Стыковка». Стоять лучше перед зеркалом, периодически проверяя правильность стойки.

Кстати, а как у самого родителя с координацией, ориентацией и различением пальцев? Если плоховато, то может появиться проблема в профессиональной сфере, особенно, если там требуется точное различение деталей – нюансов. На этом фоне не удивляет, что продавец путает «6» с «9», а «2» с «5», «3» с «8», а на ценнике можно увидеть: «памидор». (Правда, путает он обычно с выгодой для себя!)

 

Г л а в а 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...