Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что сначала: писать или читать?




Сначала сосать, потом ползать…

 

Вообще, следует помнить, что развитие умения обрабатывать поступающую информацию формируется у человека в строго определенном порядке.

Сначала наступает период организации «зачаточных умений». Это происходит в возрасте от 0 до 2-хлет.

«Зачаточные умения» в основном связаны с освоением ребенком органов чувств, эмоциональной сферы, двигательного аппарата, регламентацией своих физиологических отправлений (поесть, поспать, подмочить «памперс»…).

О достаточности развития ребенка в этот период можно судить по двигательной активности, физиологическому здоровью, эмоциональной уравновешенности малыша.

Для нормального развития ребенка характерно освоение движения в 4-х формах (рис.17):

1. Внутри тела.

2. Частями тела.

3. Всем телом.

4. Ради тела.

   
   
Рис.18. Система последовательного развития четырех форм движения у ребенка.

 

Краткое пояснение:

Внутри тела – физиологические процессы в организме.

Частями тела – движение конечностями, торсом, шеей.

Всем телом – работа органами чувств – тактильные ощущения и прочие чувства.

Ради тела – целеустремленное движение к чему-то (кому-то) или, наоборот, от чего-то (от кого-то), звукопроизношение с принимающей или отвергающей эмоциональной окраской.

Можно уточнить и подробнее отразить вышесказанное следующей последовательностью.

1. Освоение физиологических возможностей своего тела.

2. Появление эмоциональной привязки к предметному миру и к значимым взрослым, «своим и чужим» (вспомните, как младенец тянется к маме и отворачивается от посторонних).

3. Достаточно длительное ползание, затем устойчивое хождение (к сожалению, современные детки мало ползают, а начинают сразу ходить).

4. Активность хватательного аппарата рук, особенно мелких предметов пальчиками (и затаскивание в рот!).

5. Жестикуляция, мимика (отталкивает ручками, недовольно морщится или, наоборот, улыбается).

6. Сначала спонтанное, а затем целевое звукопроизношение («гукает», смеется, требовательно кричит).

7. Избирательное реагирование на стимулы (маму узнает и радуется, при виде соски открывает ротик, узнает игрушки, все новое привлекает внимание).

8. Высокая познавательная активность (старается все пощупать, рассмотреть, попробовать на вкус, понюхать, прислушивается к звукам).

Уже на этом «зачаточном этапе» можно повлиять на развитие способностей своего ребенка за счет создания окружающей среды, обогащенной различными стимулами, побуждающими к развитию.

Существуют и специально разработанные методики раннего развития. Например, методика Тюленева: «Читать раньше, чем ходить».

С 2-х до 9-и–10-и лет наступает период формирования «начальныхумений».

В этот период ребенок начинает посещать сначала дошкольные учреждения, затем школу, увеличивается сфера его контактов.

Какие умения формируются у человека в этом возрасте?

Четыре основных в следующем порядке:

1. Речь.

2. Счет.

3. Чтение.

4. Письмо.

   
   
Рис. 19. Система последовательного формирования способности к обработке информации у ребенка в возрасте от 2–х до 9-и–10-и лет (последовательность формирования начальных умений).

 

Подробнее о каждом элементе этой системы обработки информации следует сказать следующее:

Речь – от бессвязного «детского лепета» до осмысленных ответов «у доски».

Счет – от первых опытов определения количесвенных различий и причинно-следственных связей до умения оперировать всеми четырьмя арифметическими действиями, а также умения решать задачи с конкретными числами.

Чтение – от первого знакомства со знаковой системой до самостоятельной работы с книгой и связного чтения, а также простейшего пересказа прочитанного.

Письмо – от начального этапа копирования и обведения различных контуров до разучивания конфигураций письменных букв и связного письма под диктовку и по памяти. Написание простейших сочинений на заданную тему.

На данном этапе наблюдается практически полная зависимость принятия решения ребенком и поведение его в целом от влияния взрослых.

После формирования «начального уровня», который завершается еще в младшей школе, начинается следующий этап – этап «совмещенных умений» (возрастот 10-и до 18-и лет). Теперь должны сформироваться следующие умения:

Письменная речь.Составление конспектов, докладов, рефератов, первые собственные «пробы пера» в стихах и прозе. Самостоятельное творческое развитие ранее сформированных начальных навыков письма и чтения, а также счета. Навык счета здесь необходим для написания своих стихов, так как требуется четкая ритмически–размеренная форма подачи. А для успешного выполнения докладов, рефератов, сочинений также нужно достаточно развитое умение выдерживать логику повествования и причинно-следственные связи.

Ораторское мастерство. Умение выступать перед аудиторией с самостоятельно подобранными и проработанными текстами, авторскими и разученными стихами и прозой. А также умение вести дискуссии, аргументировано отстаивать свою точку зрения, пользуясь логикой и аналитико-синтетическим подходом к раскрытию темы. Самопрезентация.

Естественно-научное математическое мышление.Развитие начальных навыков счета до уровня алгебраического, тригонометрического и дифференциально-интегрального уровня. Применение его в области различных научных дисциплин, причем как в письменном, так и в устном виде.

Кооперативно-коммуникативные умения. Успешное решение задач межличностного общения и самоадаптации в обществе с помощью речи (письменной и устной). Точный расчет и прогноз развития ситуации, умение делать выводы из прошлого опыта. На этой стадии формируется умение самостоятельно организовывать свою деятельность и деятельность группы.

Наблюдается отход поведения подростка от жесткого следования требованиям взрослых. В ряде случаев – до уровня протеста. Характерны рискованные действия.

Переходя на новый виток своего возрастного развития, то есть с 19-и до 27-и лет, идет дальнейшее развитие указанных выше умений, но уже в рамках выбранной конкретной профессии и хобби. А также формируется умениесоздатьсемью.

Этот уровень можно назвать уровнем «профессиональных умений-1» («мать–отец», «муж–жена» – это тоже некие новые роли, «профессии» в обществе).

На этом этапе человек приобретает:

Теоретические знания о выбранной профессии, семейном укладе, семейной жизни, хобби.

Практические навыки применения указанных выше теоретических знаний.

Материально-финансовую самостоятельность.

Психологическую самоудовлетворенность и самостоятельность в принятии решений.

Дальнейшее возрастное развитие (28-и–35-илет) ставит в современном мире новые задачи в плане построения человеком нового витка своей дальнейшей жизни и профессиональной карьеры. Требуется выход на самостоятельный уровень самореализации в рамках «свободно-определяющейся социальной единицы» – предпринимателя или руководителя в рамках личного или государственного предприятия. Наступает период «профессиональных умений-2».

Внутрисемейные отношения претерпевают к этому времени также качественные изменения. Стаж семейной жизни и возраст детей создают условия для интенсивного поиска новых возможностей для самореализации с перспективой передачи опыта своим детям и утверждения своих позиций в социальной нише.

На этом этапе должны сформироваться следующие характери-стики:

Рост объемов теоретических знаний в области уже не одной, а нескольких профессий с обязательным уклоном в экономику, финансы, психологию и маркетинг.

Значительный личный опыт применения теории в рамках нескольких профессиональных самореализаций, в том числе и в сфере самостоятельного частного бизнеса в качестве как работника, так и работодателя.

Высокая степень финансовой и материальной самореализации.

Социальная зрелость и психологическая устойчивость.

Далее наступает период 36–44года.Здесь важным становится вопрос о подготовке профессионала из своего ребенка. Наступает этап осуществления передачи эстафеты своему преемнику. Самореализация ориентирована на демонстрацию преимуществ своего жизненного пути, своей стратегии и тактики достижения успеха. Это еще и этап «переоценки ценностей».На этом этапе происходит переосмысление своего выбранного пути, переоценка жизненных «ценностей».

Его можно разбить на следующие моменты:

Характерна четкая ориентация в современном потоке информации в области существующих образовательныхпрограмм (вузов, колледжей, курсов, семинаров), перспективных профессий и потребностей рынка труда, возможных финансовых вложений и операций.

На основе полученных знаний возникает потребность в освоении педагогических и психологических, а также юридических и некоторых других специальных профессий и их практическое применение, хотя бы в рамках своей семьи и ближайшего окружения.

Создание специальной материальной и финансовой базы для реализации программы обучения своих детей выбранной профессии. На фоне этого поиск резервов и выход на новый более высокий уровень своего материального благосостояния (а в случае неудачи – на режим жесткой экономии).

Возрастание психологической ответственности перед своей совестью и общественным мнением за воспитание и самореализацию не только самого себя, но и своего ребенка.

Далее наступает этап 45–53года. Для него характерно появление нового элемента в системе межличностных отношений – «внука». Наступает проверка на прочность связей в системе «муж–жена» и возможны качественные изменения (дети выращены – семья распалась).

Часто наступают физиологические сбои, приводящие к недостаточной трудоспособности и затрудненному выполнению семейных и профессиональных обязанностей. Этот этап можно назвать этапом «профессиональных умений-3».

Профессиональная реализация ориентирована на обеспечение жизнедеятельности и самого себя и нового потомства. При этом может перейти в фазу «профессиональная бабушка (дед)» с накоплением соответствующего багажа теоретических знаний из области детской педиатрии, логопедии, диетологии и т.п. Или, продолжая прежний профессиональный путь, возможно сочетание в одном лице «дедушки/бабушки» с предприимчивым социально успешным «профессионалом».

Практическое освоение нового этапа жизни с помощью нового соответствующего багажа знаний и, главное, реальной возможности избежать прежних ошибок. Решения принимаются чрезвычайно взвешенно.

Увеличение финансового потока и перетекание части его безвозмездно в фонд нового «подрастающего поколения» – внука.

Рост альтруистских тенденций в психике. Повышение уровня психологической самоотдачи, повышенная критичность к негативным проявлениям вокруг «внука» и детей вообще. Формируется психологическая тенденция «поучать».

Далее происходит переход в область возрастного промежутка 54–62года. Этап: «пенсионный порог». Для него характерно:

Прекращение или ослабление профессиональной деятельности, «отход от дел». Профессия «бабушка» («дедушка») реально становится ведущей.

Практическое освоение новой социальной роли «пенсионер».

Резкое снижение материального обеспечения (в случае ухода на государственную пенсию) и интенсивный поиск новых путей и способов финансового обеспечения. Может произойти переориентация на режим жесткой экономии.

Рост тенденций к осуществлению передачи заботы о своем будущем на других людей (родных, детей, государственные социальные службы и т.п.). Ориентация на «будущее не для себя, а для внуков». Тревога о своем здоровье, о состоянии души.

Далее период 63–71год. В системе появляется новый элемент – «правнук». Наступает этап «прабабушка» («прадедушка»).

Теоретический багаж дополняется главным образом знаниями по медицине, социальной защите и праву, а также духовными и мистическими знаниями. Усиливается тенденция к размышлениям над прожитой жизнью, появляется сильное желание передать опыт молодым.

Практическая деятельность может ограничиваться внутрисемейным жизнеобеспечением и «мемуарами» (в устной и письменной форме). Усиленная забота о здоровье.

Материальное обеспечение сильно зависит от накопленных «активов» и помощи социальных служб и родственников.

На психологическом плане возникает «зацикленность» на значимых ключевых моментах автобиографии или семейных традициях. Круг общения сужается за счет естественного умирания своего привычного окружения и за счет «погружения в себя» и семью.

Далее временной период 72–80лет. Этап может и не наступить. Все зависит от здоровья.

Его можно назвать «прабабушка-2». Он будет в основном повторять предыдущий «прабабушка», но с учетом физически ослабляющихся возможностей организма человека. Поэтому особенно остро встает проблема медицинских знаний и практического применения их для своего лечения. А также религиозно-мистических.

Этап 81–89лет и следующий, 90–98лет и далее будут далеко не у всех. А только у тех людей, которые успешно пройдут предыдущие и не впадут в старческий маразм, проистекающий из затянувшегося снижения интереса к освоению новых профессиональных знаний, новых социальных ролей, духовного охлаждения, а также страхов за свое будущее.

Зачем такое подробное изложение характеристик этих возрастных этапов?

Для того, чтобы показать, что на протяжении всей жизни человек должен быть готов быстро осваивать и практически применять новые и новые области знаний и умений. От этого будет зависеть не только его материальное благополучие и душевный комфорт, но и сама продолжительность жизни! Научные исследования это подтверждают (см. главу 2).

Без соответственно развитых способностей к обучению это невозможно. Как показывает опыт, уже после тридцати лет резко снижаются способности к быстрому обучению, а после сорока – тем более. О возрасте старше пятидесяти лет говорить не приходится. И, наоборот, дляуспешных людейдаже в более зрелом возрасте характерно устойчивое стремление к учебе на базе высоко развитых способностей к обучению: «Схватывают на лету»! И на этой основе – успешная самореализация в жизни.

 

Г л а в а 22

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...