Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как активизировать работу мозга?




Не только детям с нарушениями мозговой деятельности, которая фиксируется специальными приборами, необходима активизация работы мозга. Но и детям с отсутствием явной патологии для повышения уровня обучаемости хорошо помогают методы активизации его работы. Медицина предлагает для этой цели специальные препараты.

Но одни препараты мало помогут, если параллельно не будут применяться методы стимуляции умственной деятельности с помощью интеллектуального тренинга. Мозг устроен хитро, и если какие-то участки его не нагружены интеллектуальнойдеятельно-стью, то они «сжираются» соседними.

На тренинге «Красивое грамотное письмо» (или «Искусство грамотного и красивого письма») для активизации мозга используются пальчиковые упражнения. Кроме того, их выполнение развивает не только определенную ловкость и гибкость пальцев, но и силу воли, так как для их правильного выполнения требуется определенное «преодоление» себя.

Полный успех достигается теми, кто осваивает выполнение пальчиковых упражнений до быстрого автоматического выполнения, не глядя на руки, и с обязательным сопровождением речевым сигналом (то есть вслух произносит какой-нибудь текст наизусть, например, стишок). После таких тренировок мозг начинает активно работать, подчиняясь даже самым незначительным волевым усилиям. Напряженная умственная деятельность становится легко осуществимой и доставляет удовольствие самому ребенку.

Дойдя до такого уровня активности, ребенок начинает легко держать нагрузку в школе, успешнее учиться. Взрослые, применявшие данные упражнения, отмечают у себя повышение тонуса, улучшение настроения и самочувствия, а это – главное условие успешной профессиональной деятельности.

Желательно, чтобы эти тренировки стали упорными, систематическими, как, например, утренняя зарядка.

Очень хорошо активизирует мозг и моторику рук игра на музыкальных инструментах и работа с клавиатурой обеими руками и всеми пальцами.

Кстати, мы заметили, что на курс «письма» музыканты практически не приходят! У них нет проблем! Если и появляются «музыканты», то обычно такие, которые начали музицировать поздновато (в 8–9 лет и позже) или совсем недавно.

Хорошо помогает тренировка на тренажере «1–8» и «1–12» (см. гл. 10).

Например, такое упражнение. Сначала пронумеровать пальцы одной руки от 1-о до 8-и (для теста «1–8»). При этом у трех пальчиков получится двойная нумерация. Затем научиться ставить их на соответствующие цифры теста по порядку. Сначала освоить одной рукой, потом другой. Постепенно наращивать темп. Далее ставить пальчики уже под диктовку тренера и не по порядку, а вразнобой. Затем делать то же самое, но с постоянной сменой рук по команде: «Левая – один, правая – четыре, правая – пять, левая – два...».

В какой-то степени это напоминает игру на пианино или работу на клавиатуре. Только здесь выше темп и высок фактор непредсказуемости ситуации. Человек не знает заранее, какую цифру, какую руку ему сейчас назовут, а он должен быстро и точно отреагировать.

Много интересных и полезных пальчиковых упражнений можно взять для тренировки из книги М.С. Рузиной «Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых» (СП б, 2000 г.) или Кольцова М.М., Рузина М. С. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг». СПб., 1998 г.

Но, конечно, ни одна книга не заменит живого общения в группе, увлекательной игры на тренинге, наблюдения за другими детьми и взрослыми, имеющими схожие проблемы и старательно преодолевающими трудности, превозмогающими самих себя! Такое «действо» захватывает!

Поэтому в домашних условиях рекомендую родителям заниматься вместе с детьми на равных, приглашая и других знакомых детей и взрослых. В «массовке» гораздо легче и эффективнее!

 

Г л а в а 14

«Больше всего на свете я люблю писать диктанты!»

Я уже вкратце писала о том, что многие дети боятся диктантов (гл. 4). А сочинений и изложений? Еще как!

Почему? Потому что получается это у них плохо.

На курсе для устранения этой трудности применяется специальный психологический ход – «обсмеять проблему» (в психологии это называется методом парадоксальной интенции Виктора Франкла – выдающегося логотерапевта). Отношение к диктантам в корне меняется. Но этот способ эффективно работает только в группе и при строгом выполнении специально разработанной мною технологии. Поэтому описывать его здесь не считаю уместным.

Вообще надо знать, что человек ко всему привыкает. И к хорошему и к плохому. Он и двойки получать привыкает.

На курсе мы играем в игру «Солнышко – заборчик – камушки». Обычно ее используют для тренировки внимания. А у нас с ее помощью участники проживают на себе, как быстро у человека формируется привычка и как потом от нее трудно отделаться. Формируется она за какие-нибудь 30 секунд, а сколько требуется времени, чтобы от нее избавиться!

Представьте, что Вы пишете пятидесятый диктант, а за предыдущие 49 оценка у Вас выше «3» не поднималась. Ну, бывало, натягивали «4 –». А иногда и двойки проскакивали. Таким образом, средняя оценка «3». Причем диктанты были все разные, а оценка – одинаковая. Так чего Вы будете ожидать от этого очередного диктанта? Той самой «тройки».

Ваша психика уже запрограммирована на эту оценку! Сработает фактор ожидания, привычка, если хотите (о привычке мы еще поговорим в главе 18). Что же делать? Как избавиться от этой привычки?

Представьте, что Вам надо переплыть реку (см. рис.13 «Модель вариантов преодоления интеллектуального препятствия»). Течение сносит влево. Куда будете грести? Конечно, вправо, как раз и переплывете прямо перпендикулярно берегу.

Река – модель препятствия. Диктант – интеллектуальное препятствие. Вы ожидаете получить обычную для Вас «тройку», а «сила течения», то есть трудность данного диктанта, «сносит» Вас на «2»! Вот если бы Вы ожидали «4» или «5», тогда бы был другой вариант результата. А как надеяться на хорошую оценку, если к ней не привык? Себя не обманешь, сколько ни говори: «Будет «пятерка»!», – без твердой уверенности ее не получить. А уверенность формируется на опыте. Где же пережить такой опыт? В школе? Там опыт уже накоплен и он отрицательный.

   
   
Рис. 13 Модель вариантов преодоления интеллектуального препятствия.

 

Как же заполучить эту твердую уверенность в успехе на диктанте?

Для этого на курсе участники пишут короткий тренировочный диктант. Потом дома его надо довести до идеального состояния. Не менее 4-х раз подряд этот диктант должен быть написан без единой ошибки. Потом надо взять другой аналогичный по объему диктант и его проработать. Потом следующий и так не менее четырех–пяти диктантов. Тексты можно брать из сборника диктантов. Главное, маленькие – в 3–4 предложения (40–45 слов). На курсе выдаются специальные тексты для этой цели.

При этом важно проверить диктант дважды.

Как?

Первый раз самостоятельно, прочитывая текст от конца к началу, вдумываясь в каждое отдельное слово, букву. Тут отыщутся «глупые ошибки». Так как при таком способе прочтения смысл не «затмевает» написание. Второй раз – слушая диктующего, который диктует текст «по буквам» и со знаками препинания. То есть происходит как бы второй диктант – буквенный.

Очень важно, чтобы в процессе диктовки ребенок смотрел на губы диктующего!Тогда он будет лучше различать как отдельные слова, так и звуки. В школе дети (и младшие, и старшие) попадаются именно на этом. Они пишут диктант, уткнувшись носом в тетрадь. Кстати, на курсе я спрашиваю: «Куда надо смотреть, когда вам диктуют диктант»? Очень многие кричат: «В тетрадь»! Как будто тетрадь им диктует! Приходится специальную тренировку проводить, чтобы выработать у них привычку смотреть на губы преподавателя.

Ведь именно по этой причине появляются досадные ошибки. Например, я диктую: «Вылезла пчелка», а в тетради появляется: «Были запченки»! И рука не дрогнула! Я говорю: «Будить землю», а ребенок пишет: «Будить всех». Откуда он это взял? Ему так послышалось. Он ведь не смотрел на меня. Он прятался в тетради! А уж о мелких заменах одних предлогов другими и говорить нечего.

О том, почему он «лежит» в тетради, я уже говорила в главе 12. А почему еще и на учителя не смотрит?

Тут несколько причин.

Во-первых, некогда ему голову поднимать! Его скорость письма низка, он не успевает за учителем. Даже время, отпущенное на проверку, он тратит на дописывание того, что не успел. Значит, опять он из тех, кто нуждается в ускорении своего мышления и самого процесса письма.

Во-вторых, он боится, что если посмотрит на учителя, то учитель, решив про себя, что диктует слишком медленно, ускорит диктовку, а ученик не уверен, что тогда успеет. То есть этот ребенок успевает на пределе своих возможностей. Чуть замешкается – отстанет. Ему тоже необходимо повышение скорости мышления и улучшение моторики руки.

В-третьих, существует психологический барьер между учеником и учителем. Феномен «кролика» и «удава». Для некоторых учитель – некая опасность, встреча с которой может, условно говоря, стоить «жизни». Поэтому лучше не встречаться с учителем глазами. Так ребенок чувствует себя в большей безопасности. Избегая смотреть на учителя, он чувствует себя спокойнее.

Но такая манера поведения обходится ему дорого. Оказывается, человек воспринимает до 90% информации через зрительный анализатор, а на слух остается не более 10%. Следовательно, его поджидает заведомо обедненный поток информации. Он сам обкрадывает себя. Отсюда и досадные неточности в тексте. Ему так «послышалось»!

Так что существуют стойкие трудности при написании диктантов, которые можно и нужно уметь устранять. Это возможно только путем специальных тренировок.

Если вы спросите моих «курсантов»: «А что Вы больше всего на свете любите»? Получите ошеломляющий ответ: «Больше всего на свете я люблю писать диктанты»! И…улыбка до ушей! Вот так-то!

На последнее занятие приносят сочинения в стихах.

Между прочим, у детей с проблемами письма часто есть поэтический дар. Только раскрытием этого дарования никто всерьез не занимался. А тут, наконец, создали условия. И как «прорвало»!.. Стихи просто замечательные. Искренние. Таких у взрослых уже не бывает. Вот некоторые из них. А вообще, можно целую книгу стихов выпустить под названием: «Стихи двоечников». Ну не все, конечно, «двоечники», попадаются и «троечники», и «хорошисты». Но трудности с русским есть у всех.

Кстати, все иллюстрации к стихам нарисовал ребенок, Наташа Николина, ей 15 лет. Спасибо ей!

Г л а в а 15

Ты что, списать не мог?!

Фразу, взятую в качестве названия этой главы, слышали в детстве все. И даже сами ее говорили. Чаще всего ее «в сердцах» произносят учителя или родители, отчаявшиеся уже сделать из данного ребеночка грамотея. С их точки зрения процесс списывания куска печатного текста с учебника – элементарно простое занятие, для выполнения которого не требуется никаких особых способностей.

А на самом деле это далеко не так просто, как кажется.

Берусь утверждать, что все, кто имеют при списывании печатных текстов какие-то проблемы, не смогут безошибочно выполнить следующий тест.

Надо списать фразу из 10-и–12-и слов с элементарных прописей, то есть с письменного текста, написанного по всем правилам каллиграфии, со всеми «каллиграфическими» нюансами вплоть до точности всех соединений букв и расстановки знаков препинания.

 

 

 

Несоответствия будут нескольких типов:

1. орфографические ошибки.

2. пунктуационные, например, забыл запятую или точку.

3. написано некрасиво, то есть на «прописи» совсем не похоже.

Оказывается, здесь требуется развитие способностей, равных умению копировать изображение, срисовывать, привнося минимум «своего». Следовательно, тот, кто хорошо развил эти способности еще в дошкольном возрасте, успешнее справится сейчас с этим заданием.

Вот когда пригодились детские игры с копированием рисунков через копировальную бумагу, кальку, обведение и срисовывание! Очень полезное развивающее упражнение! Но оно, к сожалению, осталось в далеком детстве. Жаль! А если и тогда вызывало большие трудности, то сейчас Вы едва ли успешно справились с указанным тестом.

А причем же здесь списывание печатного текста?

А вот причем.

Чем печатный текст отличается от письменного? Отличий три:

1. наклон – без наклона.

2. слитно – раздельно.

3. различная конфигурация букв.

То есть, на самом деле, письменный русский и печатный русский – это как разные языки. А есть еще и третий русский – «устный».

Сначала человек узнает и начинает пользоваться русским «устным», то есть начинает «говорить» (обычно к 2–3 годам). Потом осваивает русский «печатный», то есть начинает читать книги. Как правило, к 1-му классу ребенок уже «худо-бедно» читает. А вот письменный язык он осваивает последним – к концу первого класса он обучается основам письменного языка. По пути «от более простого – к сложному», так как печатный текст – это очень упрощенный вариант письменного. К этому вопросу еще раз вернемся в гл. 21.

Так что же на самом деле означает фраза из учебника по русскому языку? В учебнике читаем задание к упражнению: «Прочитайте и спишите». «Прочитайте» – это понятно, а вот «спишите»? Ведь «списать» значит скопировать, то есть «сПИСать» с уже кем-то «наПИСанного». Вот автор написал «ПИСьменно», а я за ним повторил. А на деле в учебнике текст напечатан ПЕЧАТным шрифтом, то есть на другом – «ПЕЧАТном»(!) языке. Следовательно, задание сформулировано неверно. Надо было сказать: «Переведите текст с печатного русского языка на письменный». Поработайте переводчиком.

А легко ли работать переводчиком? Конечно, нет! Он и на ошибку имеет право. Ведь живой человек.

Так почему же родитель или учитель сердито кричит на ребенка: «Ты что, списать не мог»? Да не списать! На самом деле перекодировать информацию, данную в одном коде, на информацию, представленную в другом коде. Так говорят специалисты по информатике.

Перевести!? Перекодировать!? Ах, вот как!

Неужели никто не знал об этом?

Судя по учебникам – нет. Иначе задание к упражнениям писали бы точным текстом. И обучали бы ребенка алгоритму безошибочного «списывания» (теперь буду указывать этот термин в кавычках).

Я преподаю его детям (и взрослым!) на курсе. Проблемы со «списыванием» устраняются. В чем он состоит? Кое-что изложить текстом смогу, но многое надо увидеть.

Во-первых, надо хорошо уметь списывать с прописей – копировать, то есть легко и качественно выполнять приведенное выше упражнение с прописями.

Овладению этим искусством (именно так!) на курсе отводится специальное время. Даются приемы развития зрительно-моторной координации, улучшается графомоторная деятельность, то есть те параметры, без которых невозможно писать вообще.

Могу посоветовать, например, упражнение «Каляка-маляка». (Смешное название, правда?! А у нас и все смешно.)

Если хотите себе помочь, то возьмите прямо сейчас тетрадный лист бумаги и ручку. Взяли? Если взяли, то можете читать дальше, а если еще нет, возьмите, а то через два предложения Вы уже станете «испорченным» испытуемым. Поторопитесь!

Теперь нарисуйте во всю страницу запутанную непрерывную линию. От души «покалякайте» ручкой. Вот и получилась Ваша личная «Каляка-маляка». Прямо как в детстве. Пометьте начало и конец этой запутанной линии, этого лабиринта. А теперь переходите ко второму этапу тренировки.

Возьмите ручку и, не прикасаясь(!) к бумаге, в воздухе, на расстоянии миллиметра над линей, начните продвижение по ней от конца в начало. А потом от начала опять в конец. А потом от конца в начало. А потом…

И так в течение 4-х минут с максимальным сосредоточением внимания. Почему в течение 4-х минут? Это экспериментальным путем полученный промежуток времени. Меньше – навык не вырабатывается, а больше – наступает утомление и качество работы снижается.

Вы будете тренировать у себя основные способности к письму: умение внимательно следить за сложной траекторией. Какое потребуется устойчивое зрительное внимание! Какое точное движение руки! Чего как раз и не хватает нашим детям для успеха в письме! В науке это называется зрительно-моторной координацией и графомоторной деятельностью.

В последний раз они что-то похожее у себя тренировали, когда им попадались картинки с лабиринтами: «Вот – Маша, а вот – ее каша. Как Маше дойти до каши?» (рис.14.)

 

   
   
Рис.14. Пример лабиринта: «Маша и каша».

 

Но тот лабиринт ребенок не сам придумал. Так и помощи от него меньше. Хотя и это очень полезная штука!

Вы создали сами для себя замечательный тренажер. Ваш ребенок создаст свой. Чужой ему подпихивать не надо. Ведь в данной кривой отражаются индивидуальные мыслительные процессы, ибо «созидаемое – это всегда психологический портрет созидателя» (В.К.Толкачев).

Кстати, взрослых подобная тренировка хорошо эмоционально разгружает. Пришел с работы. Взял листочек. «Покалякал» ручкой. Потом попытался «раскрутить» кривую от конца к началу. Не получилось – тогда от начала. Походил по «каляке» и … успокоился. Куда только напряжение дня делось?!

Но вернемся опять к «списыванию».

Во-вторых, надо помнить, что при «списывании» ошибки чаще всего бывают в длинных словах. Почему? Этот феномен связан со способом чтения слева направо и особенностями работы нашей памяти.

Мы, оказывается, легко, «с ходу» запоминаем только первые 5 букв слова (а некоторые из нас и того меньше!). А об окончании как бы догадываемся, не вдумываясь в конкретное написание.

Допустим, Вам надо «списать» фразу: «В школе ко мне приставал одноклассник».

Сначала Вы прочитаете ее слева направо. Потом начнете писать.

Короткие слова (короче пяти букв) будут, скорее всего, «списаны» без ошибок, а вот «приставал» и «одноклассник» – с ошибками. Причем ошибки после этих самых пятых букв! У длинных слов могут быть пропущены буквы и отсутствоватьокончания.

Как же их «списывать» правильно? Надо каким-то образом усилить свое внимание на конце и середине слова. Я обучаю для этого специальному способу: «покусать – пересчитать».

Что за способ? Покажу на примере.

Сначала надо пересчитать количество букв в длинном слове. Например, в слове «приставал» – 9 букв.

Далее, читаем вслух в учебнике слово «приставал» от конца к началу, добавляя по одной букве («кусаем» слово). Получается: «-ал, -вал, -авал, -тавал, -ставал, -иставал, -риставал, приставал». Сколько раз мы произнесли конец и середину? 6–7 раз! А этого количества повторений вполне достаточно для того, чтобы хорошо запомнить слово и теперь написать безошибочно.

Дополнительный прием контроля – написать слово не в тетради, а ручкой по воздуху. Причем, главное, следить за траекторией движения руки, проговаривать и писать крупно! Потом уже написать в тетради. Сравнить количества букв. Должны совпадать.

Скажете: «Ничего себе работенка»!

На деле это гораздо легче, чем кажется. Проще 10 раз сделать, чем 1 раз описать эту технологию.

Есть и еще очень важные приемы, но даже не буду писать о них, чтобы не утомить читателя. Читать об этом скучно и представлять сложно. А на тренинге все это занимает короткие промежутки времени по 4–5 минут и не вызывает затруднений. Дома упражнения повторяются, и результаты не заставят себя ждать!

А почему этому не учат в школе? Ответу на этот вопрос я посвящу следующую главу.

Г л а в а 16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...