Плохой почерк – признак «отупения»?
Обычно на втором занятии нашего тренинга «Красивое грамотное письмо» основной упор делается на особенности почерка. Меня в свое время заинтересовал вопрос: «Почему разные люди, обученные по одной стандартной методике, одной манере письма по одним «прописям», в итоге, в подавляющем большинстве случаев, отходят от этого образца и переходят на совершенно другую манеру, так называемый «взрослый почерк», причем используя одни и те же элементы письма? Что заставляет их писать именно так, а не иначе? Ведь таких «прописей» у них не было? На ответ подтолкнула книжка Ирины Друбачевской «Избавимся от двоек», М., 1997 г. Можете сейчас, уважаемый читатель, протестировать себя самого. Для этого возьмите листочек бумаги в косую линейку (как для 1-ого класса) и ручку. Напишите строчку элементов письма, похожих на «еееееее» или на растянутую спираль, только, пожалуйста, без отрыва, слитно, умещаясь точно в узкой линейке тетради. Это получилась строчка с поворотом руки против часовой стрелки. Ниже напишите вторую строчку таких же «закорючек», но только вверх ногами. Это строчка с поворотом по часовой стрелке. Смотрите рис.6.
А теперь определитесь, какую из строчек Вам было легче писать и получалось красивее? Кому-то легче первую, а кому-то, наоборот, вторую. Правда, попадаются люди, которым одинаково легко и одинаково красиво удаются обе. Но встречаются и такие, обычно это младшие школьники, которые вообще не могут изобразить одну из этих строчек и даже переворачивают тетрадь, чтобы ее получить. Оказывается (так, по крайней мере, пишет Ирина Друбачевская), за один поворот у нас отвечает одно полушарие головного мозга, а за другой – другое. Против часовой стрелки – правое, а по часовой – левое. Вполне возможно, что это так, если придерживаться уже упомянутой мною теории локализации функций в головном мозге.
Но для моей работы по коррекции почерка, главное то, что есть сам феномен более легкого поворота в одну сторону и затрудненности – в другую. В этом кроется основная причина искажения почерка. Представьте, что Вам надо написать по всем правилам каллиграфии слово «Красота». Причем письмо должно быть неотрывным, слитным. Только для написания одного последнего слога «та» Вампотребуется осуществить 3 поворота по часовой стрелке и 3 – против. А если Вас торопят, как успеть? Надо устранить досадные трудоемкие повороты. Вот как? Значит, во-первых, придется отказаться от слитного письма. Это сразу даст возможность делать на 2 поворота меньше. А если у последней буквы «а» еще и хвостик кверху не загибать, то еще 1 поворот экономится. Таким образом, первым этапом искажения почерка является«отрывистое письмо» с упрощением отдельных букв, предполагающих при каллиграфическом исполнении смену направлений поворота руки. К ним относятся: г,р,я,к,п,х,ж,ф. (См. рис. 7):
А также уменьшение числа трудно осуществляемых поворотов в буквах: в,з,д. Искажения показаны на рис. 8:
Дальнейшая экономия времени и сил приводит к упрощенному неправильному соединению в следующих буквосочетаниях: ам, ал, ем, ел, ол, ом, ия, мя, ля, ил, им, ым, ыл, ля, сл, тл,… (См. рис. 9):
Дальнейшая гонка скорости письма приводит к появлению так называемых «взрослых» букв: т= т, я = е, п=н=к=ы=и (рис. 10):
Далее появится письмо, которое я называю «кардиограмма». Это будет просто извилисто-зубчатая линия, на которой будут встречаться пометки в виде черточек над и под кривой, обозначающие, где тут «ш», а где – «т» (рис.11). На курсе многие говорят: «Так врачи пишут».
Мне, кстати, однажды принесли на занятия вырезку из газеты. К сожалению, на ней не были указаны выходные данные издания. Но информация в ней была крайне интересная. Я ее теперь зачитываю на занятиях, особенно если узнаю, что в группе есть будущие медики. В заметке говорится, что по результатам исследований в 1999 г. установлено, что в США умирает из-за неразборчиво выписанных рецептов и назначений в среднем 98 000 пациентов в год (!). Не думаю, что у нас в стране картина оптимистичнее. Но в Америке для врачей теперь организованы специальные курсы коррекции почерка или же врач должен выписывать рецепт на компьютере. У нас я о таком не слышала. Теперь подытожим. О чем говорит быстрый каллиграфический почерк? Правильно, о том, что у человека все в порядке с головой и руками и ему не требуется изощряться, чтобы как-то успевать писать быстро. Тогда о чем же свидетельствуют все отклонения от каллиграфичности? Правильно, о разного рода отклонениях в работе головы и моторики руки. Честно говоря, неплохо бы смотреть на почерк врача, прежде чем применять его назначение или ложиться к нему на операцию. Ведь у него что-то с головой, если написано коряво и неразборчиво. Да и с руками тоже! Так что название главы не случайно. А что же делать? Во-первых, добиться легкости и быстроты поворота руки по часовой стрелке и против путем тренировок в тетради в косую линейку (чтобы четко выдерживать размер «закорючек»). Кроме указанных двух строчек, желательно прорабатывать еще и «вытянутые вверх и вытянутые вниз» элементы, равные по высоте и по длине верхним петелькам от «в» и нижним от «у» (см. рис.12). Надо добиться такого состояния, когда одинаково легко и красиво будут удаваться все перечисленные выше «элементы письма». Так просто? Да!
Но только одного этого может оказаться недостаточным, недаром у нас на тренинге используется целый арсенал упражнений на устранение указанных проблем.
Основная идея курса сформулирована в его девизе: «Пишет тело под управлением головы»! Поэтому и работа на курсе идет по двум взаимосвязанным направлениям: улучшение работы головы – управляющего органа и улучшение работы руки – управляемого органа. Нельзя сказать заранее, сколько потребуется времени на полную коррекцию почерка. Из практики проведения курса следует, что подавляющему числу участников удается значительно скорректировать свой почерк еще в ходе курса (это 8–12 занятий по 1,5 часа), особенно если они дома повторяли указанные упражнения. Но есть, конечно, случаи так называемой «моторной неловкости», тут требуется более длительная работа и обязательно тщательное домашнее закрепление и желательно повторение курса. Хотя и тут случались «чудеса». Как-то в Петербурге на курс пришел десятиклассник. Он был переученный левша. Писал ужасно. Сам не мог прочесть написанное. Но юноша был по своей натуре «эстет» и очень тяготился уродством в своей тетради. Учительница, кстати, тоже «подлила масла в огонь» заявив, что не будет больше проверять его работы. Мне удалось вселить в него надежду, что дело поправимо. Он рьяно включился в тренировки. Не сопротивляясь, позволял мне буквально водить его рукой, при этом тщательно следил за движениями и уже после первых 3-х занятий стал писать намного красивее. Был просто счастлив! Конечно, требовалась еще дополнительная домашняя доработка. Он был готов и к этому, так как понял, что метод действует. Теперь он был уверен в победе! Г л а в а 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|