Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наш системный блок психологических тренингов для развития способностей к обучению




1. Тренинг «Интеллект-Плюс».

2. Тренинг «Динамическое чтение».

3. Тренинг «Красивое грамотное письмо».

4. Тренинг «Успешная самореализация».

Как помочь и взрослому, и ребенку держаться в жизни на «плаву»?

Каждый родитель видит, с чем хуже всего обстоят дела у его ребенка.

А взрослый человек тем более сам понимает, что желательно в себе развивать. Вообще-то, желательно не вводить себя в лишний стресс и не начинать с того, что хуже всего получается. Лучше тренировать сначала сохранные и достаточно развитые умения, а после – слабые. Так гораздо мягче и успешнее будет происходить развитие. Опереться на уже достигнутое гораздо эффективнее и надежнее, чем на шаткий фундамент застарелых неудач. Но каждый вправе решать сам. Мы можем только посоветовать.

Мы с мужем разработали 4 основных тренинга, направленных на развитие способностей человека усваивать информацию. Для этого нам пришлось исследовать и переработать опыт наших предшественников и добавить собственные наработки и новаторские идеи.

В каком порядке их желательно проходить?

Те, кто достаточно внимательно прочел предыдущие две главы, уже сообразил, что в первую очередь надо заняться развитием интеллекта.

Пройдем еще раз по 4-м этапам: «речь – счет – чтение – письмо».

Допустим, с речью, с точки зрения логопедии, все хорошо.

Но по каким-то причинам плохо сформировался второй этап, который назван общим словом «счет». Это не просто: «Раз, два, три, четыре, пять…» Это база для формирования следующего этапа – чтения. На деле это обширный спектр различных умений от элементарного счета до самостоятельного решения проблемных ситуаций и самоорганизации. На этом этапе должна сформироваться четкая логика и легко пониматься следующее: «кому по сколько», «хватит – не хватит», «больше – меньше», «первый – последний», «причина – следствие», «по очереди – вне очереди», «лучше – хуже», «начало – конец», «до – после», «прошлое – будущее», «кто за кем», «перед – за» и многое другое.

Тогда необходим интеллектуальный тренинг для развития необходимых составляющих интеллекта. Особенно в области абстрактно–логического мышления, интеллектуальной самостоятельности, самоорганизации и аналитико-синтетического мышления, а также повышения познавательной активности и математического мышления.

То есть для устранения проблем с чтением желательно начать с тренинга «Интеллект-Плюс». А при наличии трудностей в математике – тем более!

Если развить этот уровень, гораздо легче пойдет математика, особенно в области решения задач. При чтении в первую очередь улучшится понимание и запоминание прочитанного. А сам процесс обучения в школе начнет вызывать гораздо больший интерес. Улучшится самоорганизация. Это станет заметно и в школе, и дома при приготовлении уроков.

Далее для повышения скорости чтения необходимо развить следующий блок способностей.

В этом поможет тренинг «Динамическое чтение», или «Быстрое чтение». В результате повысится скорость чтения, улучшится понимание и запоминание, разовьется способность быстрее выделять главную мысль.

Тренинги можно проходить со 2-го класса, но и первоклашки тоже проходят успешно, только обязательно с родителями. Больше всего, конечно, на курсах школьников средней школы. Часто приходят студенты и абитуриенты.

Если развить способность быстро читать и понимать прочитанное, гораздо легче пойдет формирование письма.

Для развития способностей к письму разработан тренинг «Красивое грамотное письмо» (или «Искусство красивого грамотного письма»).

В ходе тренинга улучшается почерк, повышается грамотность и интерес к русскому языку. Улучшается внимание при письме.

Процесс написания сочинений, изложений и диктантов значительно облегчается, устраняется страх перед ними. Этот тренинг для детей со 2–го класса и старше. Очень важно участие в курсе родителей вместе с детьми, особенно для младших школьников.

Развив способности к письму и чтению с помощью тренингов, можно успешно начать переход и на этап «совмещенных умений» (см. гл. 21) с помощью 2-й ступени тренинга «Динамическое чтение». В ходе него развиваются способности системного анализа текста, умение быстро пересказать прочитанное, составить конспект.

Тренинг важен как для школьников, так и для взрослых. Причем для младших школьников между 1 и 2 ступенями «Чтения» желательно пройти «Красивое грамотное письмо», чтобы им стало легче выполнять письменное конспектирование.

Затем следует начать формирование следующей важной способности успешной самореализации в социуме, для развития которой и создан курс «Успешная самореализация».

На курсе участники знакомятся с системным психоанализом и узнают о своих слабых и сильных сторонах. Формируют оптимальную жизненную позицию на основе самопознания и понимания особенностей своего окружения. Осуществляют профессиональный выбор и определяют стратегию дальнейшего обучения. Ориентируются на успешный брак и оптимальное окружение. Этот курс предназначен для подростков и молодежи начиная с 13 лет.

А для взрослых – самое важное пройти семинар «Родительские университеты». Чтобы «не ломать больше дров» ни в своей жизни, ни в жизни своих детей.

Не огорчайтесь, если не можете попасть на наши тренинги или семинары. Выход всегда есть. Свяжитесь с нами по электронной почте ([email protected]). Адрес нашего сайта: http://boom.ru

Для жителей других городов всегда остается возможность пригласить нас в свой город, взяв на себя организаторские хлопоты.

Есть желание выпустить курсы на дисках и кассетах, но много технических сложностей.

Почитайте литературу, на которую есть указания в тексте. Это в какой-то степени поможет самим разобраться в своих проблемах. Обязательно займитесь теми упражнениями, которые описаны в книге.

А сейчас перехожу к изложению того, что очень хочется сказать, но, скорее всего, вызовет массу разноречивых толков. Хотя из всего выше сказанного это само собой вытекает.

Г л а в а 25

Чтение против зрения?

Ничего себе названьице?!

Дерзаю сообщить пренеприятное известие: общепринятая методика обучения чтению способствует развитию близорукости.

Почему? Наберитесь терпения и узнаете.

Сначала вспомним, как наших деток учат читать.

Их просят узнавать буквы, потом слоги, потом слова, а там, глядишь, и до конца предложения «рукой подать». Правда, пока он (ребенок) «полз» глазками по строчке, то к концу ее уже забыл, что было в начале. Но это-то еще полбеды. Сейчас не об этом.

Беда в другом. Как он смотрел?

Он пристально вглядывался сначала в первый малюсенький значок, потом – в следующий, потом продвигался дальше и дальше по строчке слева направо. Дойдя до конца, он делал резкий скачок налево в начало следующей строки. При этом он совершал как бы «холостой ход», без толку, без «чтения». Сколько раз он «в холостую» прогонит глазки по тексту после каждой строчки? Столько, сколько строчек. Мышцы глазустают, а информации в голове при этом не прибавляется!

Это все равно, что гонять дорогостоящий транспорт в одну сторону с грузом, а обратно – «порожняком». Такая фирма быстро «прогорит».

А глазкам каково?

Это первый негативный фактор.

Пойдем дальше.

Теперь вспомним, как мы с Вами смотрим на мир. Да-да, на этот самый окружающий нас огромный мир. Правильно, широко открытыми огромными глазами. При этом, подходя утром к окну и глядя во двор, мы у себя в голове не перечисляем: «Так… дом… еще дом… газон… машина, еще машина, тетя с собачкой. Ой! Понял! Это же мой двор!» Совсем не так!

Мы глянули и сразу все поняли, да еще и вывод сделали: «Надо взять зонтик». А отдельные детали пейзажа нас интересуют постольку-поскольку. Ну, например, проследим взглядом за соседом, если нам интересно, с кем это он идет. То есть мы воспринимаем мир от общего к частному, от целого к деталям.

Судите сами. Вот Вы встречаете знакомого. «Вася, привет!»,– говорите Вы ему. Узнаете объект целиком, сразу! И только потом заостряете внимание на деталях: «Ой! Вася, у тебя шнурок развязался!». Никому из Вас не придет в голову осматривать этого самого Васю, например, снизу вверх, перечисляя самому себе: «Нога, еще нога, пальто, руки, подбородок… Ой! Вася, привет!» Воспринимается зрительный объект сразу и целиком!

Целостный взгляд на мир – вот основная особенность нашего зрения.

А как при чтении?

Целостный объект – страница текста. Но по внедренной повсеместно методике чтения процесс чтения должен происходить следующим образом.

Глаз должен сосредоточиться только на малюсеньком кусочке – букве, потом слоге, затем передвинуться дальше к следующей букве и так далее. Человеку приходится узко-узко сжимать так называемый угол обзора до размера долей сантиметра. И далее удерживать такое же напряженное устремление в течение всей строки. Как в замочную скважину смотреть приходится. Не читатель, а танкист в танке. Через амбразуру глядит!

Заставляя искусственно удерживать такой «узкий взгляд на вещи» вместо природой данного «широкого», человек невольно начинает приближать текст поближе к глазам. Почему? Да это же понятно! Чем ближе к глазу, тем угол обзора уже, а чем дальше – тем шире! Ведь обычно человек может различать объекты даже разнесенные от центра в стороны почти за собственные уши!

Человек, сам того не понимая, начинает приближаться к тексту. Обычно наклоняется, сгибает спину, «ложится в книгу». Наконец-то угол обзора уменьшился! А цена этому какая? Искривляется позвоночник. Нарушается кровоснабжение в мозг и к глазам. Приобретается близорукость. Не сразу, конечно. И не у всех сразу.

Кстати, уместно вспомнить, что было сказано про письмо в главе 12: «Сядь ровно! Сколько раз говорить!». Там кривая спина– от письма, а тут еще и от чтения. Не всякий ребенок устоит от такого натиска.

А вот и «финал»: сколиоз … степени!

Или скорее «развитие сюжета». С возрастом будет диагноз посерьезнее: «остеохандроз…».

А слыхали, что врачи говорят: «от позвоночника – масса проблем». И зрение в том числе.

Замечали: пошел в школу – надел очки?!

Кстати, об очках.

Они для чего? У близоруких для того, чтобы можно было четче видеть не только с очень близкого расстояния, но и с «нормального». Как хорошо придумано! Надел очки и можешь спокойно отодвинуть текст подальше. Правда?! Как хорошо!..

А читать будешь тем же способом: «от буквы к слову»?

Конечно! Каким же еще?!

Тогда придется в скором времени очки посильнеевыписывать. Ведь угол обзора все равно будешь стараться сужать. Способ чтения-то остался прежним. Так что не обольщайся, что решил проблему.

Вот Вам и всеобщая грамотность!

Зато производство очков и контактных линз – это теперь целая индустрия.

Можно, конечно, и хирургическим путем помочь. Тоже «гуманно». Особенно, если клиент за это еще и платит.

Теперь понимаете? Жаль, если нет.

Кроме этого, есть и другие причины, снижающие остроту зрения.

Что же делать?

Ответ был еще в 20-й главе. Не сочтите за труд перечитать.

Я вообще по натуре оптимист. Знаю, что выход всегда есть. Иногда, правда, «заколоченный». Ну, например, существующей официальной методикой обучения чтению. Но ведь можно и переучиться. А детишек самим учить по-другому.

А в подтверждение правильности моих слов скажу, что были на наших курсах случаи улучшения зрения. И довольно значительного. У одного ребенка даже слепота была на один глаз. Как говорили врачи, не было связи между глазом и мозгом. Так ведь начал видеть, и зрение стало 0,5! Одна учительница (дотошная!) пошла, даже специально проверила свое зрение после курса. Улучшилось на 0,25!

А чем еще можно помочь своим глазкам? Созерцанием прекрасного!

Хорошо «разгружают» глазки и картинки, создающие трехмерное изображение. Продаются целые такие альбомы из серии «Магический глаз». Там как раз требуется рассосредоточенный «целостный» взгляд на вещи. Пользуйтесь!

Вообще-то имеет смысл немного познакомиться с работой нашего мозга. После этого возникают очень интересные мысли.

В следующей главе о мозге и поговорим.

Г л а в а 26

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...