Чему не учат в школе, или зачем человеку мозги?
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Что мозг у нас состоит из 2-х половинок, знают, наверное, все. А имя нарицательное «полудурок» намекает, по-моему, на то, что у человека только половина мозгов соображает, а вторая половина не работает. А полный дурак? Ну, у такого дела совсем плохи! На рис. 20 упрощенно представлена схема расположения некоторых зон, ответственных за специфические функции в головном мозгу («вид сверху»).
В самом грубом приближении из этой картинки видно, что за чтение и письмо у нас, европейцев, ответственно левое полушарие. Почему только у европейцев? Потому что у нас письмо и чтение из букв, а у японцев и китайцев, например, из иероглифов. Иероглиф – это целостный образ, несущий в себе полный смысл слова или даже фразы. Для его различения требуется активное участие отделов мозга, ответственных за образную память, а они – в правом полушарии. У европейцев в основе текста – буква, обозначающая отдельный конкретный звук. Различение образов при таком чтении требуется в гораздо меньшей степени. Поэтому тем европейцам, у которых доминирует левое полушарие, чтение, письмо и математика даются легко. При этом они правши – пишут правой рукой. А у левшей, наоборот, доминирует правое полушарие. Иван Макарьев в своей книге «Если Ваш ребенок левша» (СПб., 1995 г.) на стр. 18 приводит интересные факты в защиту гипотезы о том, что древние люди на земле были леворукими. Соответственно, доминирующим у них было правое полушарие. А развитое правое полушарие позволяет человеку иметь такие феноменальные способности, как кожно-оптическое чувство («зрение» руками) и предвосхищение. Ну, прямо сплошная экстрасенсорика!
А вот и целый список великих «правополушарных», то есть левшей: римский император Тиберий (Клавдий Нерон), Юлий Цезарь, Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов (основоположник учения о высшей нервной деятельности), Ж. Л. Пуанкаре, Микеланджело, Леонардо да Винчи, В. И. Даль, Чарли Чаплин, Жанна д,Арк, Бенджамин Франклин, Пол Макартни (солист группы «Битлз»). Сейчас уже стараются не переучивать левшей, хотя им трудновато приходится в современном «левополушарном» мире правшей. Они и пишут, как правило, с наклоном влево. Вернемся опять к рисунку. Из него видно, что за математическое мышление также преимущественно отвечает левое полушарие. Теперь зададимся вопросом: «А в школе главным образом чему учат»? Ответ напрашивается сам собой: математике, письму и чтению. Так на развитие какого полушария главным образом ориентирована школьная программа? Правильно! Преимущественно левого. Сдвиг в сторону преобладания левого полушария становится выраженным у человека к концу пубертатного периода (переходного возраста). У ребенка может произойти смена доминирующего полушария. Таков критический период 11–12 лет. Неспособность к обучению детей в детстве связана с дисфункцией правого полушария (в той же книге, стр. 41). Именно поэтому часто слышишь от родителей плохо успевающих детей: «Совсем не чувствует времени. Приходиться постоянно подгонять. И память плохая!» А ведь за переработку информации в реальном времени и память отвечает как раз правое полушарие! Интересно, что рок- и диско-музыка активизирует работу левого полушария. При этом активизируются левополушарные функции: двигательная активность, запоминание цифр. А вот память на образы при этом ухудшается. Зачем далеко ходить? Загляните на любую дискотеку: сплошная двигательная активность!
Учителя, радуйтесь! Детишки левое полушарие прорабатывают! А завтра как раз контрольная по математике! Правда они с трудом вспомнят, как выглядела вчерашняя партнерша, но это для успеха в контрольной и не важно! Так что зря ругают детей, что у них только «танцульки» на уме, они просто вынуждены ими заниматься, чтобы соответствовать требованиям нашей «левополушарной» школы. А как же «классика»? Классическая музыка, наоборот, стимулирует работу правого полушария. От такого воздействия «нахлынут» чувства, «захлестнут» образы, эмоционально окрашенные впечатления будут долго храниться в памяти. Улучшится ориентировка в пространстве. Переживаемые события получат «временные метки». Бессознательные процессы в психике человека активизируются. После такого воздействия тянет стихи писать, роман о любви, философское эссе, на худой конец, сочинение на вольную тему, к мольберту можно встать, поимпровизировать на музыкальном инструменте, помузицировать от души, а не по «программе музыкальной школы по классу рояля». В общем, потянет на творчество! Но, простите, завтра в школе никакого творчества не предполагается! Все спланировано заранее по утвержденному плану. На первом уроке – контрольная по математике, на втором – диктант, на третьем – разбор «по полочкам» творчества известного писателя, на четвертом – опрос изученных исторических фактов, на пятом – сдача норм по легкой атлетике, а на ше-стом – классный час на тему: «Обязанности ученика средней школы». Так что хотите ли – не хотите ли, но детишки при такой си-стеме образования будут слушать «рок»! Мы же их сами на это толкаем! Хотим же, чтобы у них был «приличный» аттестат?! А тонкое чувствование прекрасного, за которое ответственно правое полушарие, останется в историческом прошлом. Не жалко? Лично мне жалко. Поэтому своим клиентам я рекомендую не особо огорчаться, если в школе не все удается. Главное, помимо школы дать ребенку развить свой творческий потенциал. А вот в чем он? Это не только музыка и живопись (только не надо называть музыкой и живописью уроки типа: «Делай как я!»). Это еще и искусство общения. Установление контакта с людьми и природой. А главное, через все это познание самого себя! Раскрытие тайны своей феноменальности и умения любить!
Кстати, о любви. Постоянная левополушарная ориентация приводит к колоссальному перекосу в проявлении этого главного человеческого чувства. Глубинного духовного родства между людьми не происходит. Брак по расчету становится нормой. Любовью начинают называть даже случайный половой акт. Как в современных фильмах: «Давай займемся любовью»! А от этих «занятий», как известно, детишки получаются. Какими они вырастут? В данной системе образования и воспитания? Такими же, как их родители и воспитатели. Не сбывается ли пророчество Иисуса Христа: «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24: 12,13,14). Евангелие-то проповедано! Но лично я надеюсь на милосердие Божие. Ибо там же сказано: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». (Мф.24:22) Надеюсь, что избранные где-то есть. А может, это и мы с Вами? Ну, хоть в какой-то степени! На этом и закончу писать эту книгу. Но чувствую, что придется писать вторую. До скорой встречи! Напоминаю электронный адрес: prell@mail.ru Наш сайт: http://rpspb.boom.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|