Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При активности противника быть хладнокровным, при схватке не терять ориентации




 

По началу ведения схватки видно, чего про­тивник больше придерживается: активности или пассивности ведения её, хотя то или иное по­ведение противника может быть характерным только для начала схватки, а в дальнейшем он изменяет своё поведение.

 

Активность со стороны противника указывает, отчасти, на уверенность его и требует от другой стороны сохранения полного хладнокровия для проведения правильной защиты и использования представившегося удобного момента для приёма, для чего в схватке не терять ориентации.

 

Во время схватки необходимо также учесть и хладнокровие противника. Хладнокровие чувствуется с самого начала схватки. Если только противник выдерживает его и дальше, оно не особенно приятно действует на партнёра, так как чувствуется внимательность противника и возможность с его стороны использования всякого удобного момента, поэтому невольно приходится самому быть осторожным.

 

Теперь стоит ещё разрешить очень важный вопрос технического порядка, как работает противник:

 

а) на одних приёмах (без обмана);

 

б) на приёмах с обманами;

 

в) на комбинациях.

 

А. Работа на одних приёмах быстро определяется после нескольких захватов. Эта работа тяжеловесная, силовая, а по результатам для другой стороны самая безопасная.

 

Б. Работа на приёмах с обманами, или, как мы называем, работа на технику, — хорошая работа. Её ведут более опытные работники, к тому же много силы в этом случае не применяется, качество же её увеличивается в зависимости от быстроты ведения, в результате чего она становится опаснее для противника.

 

В. Работу противника на комбинациях сразу узнать трудно и опасно, так как можно легко получить поражение, а потому необходимо постепенно анализировать все схватки. Эта работа считается отличной.

 

Если противник не сразу показывает свою работу, а желательно её определить, — нужно сделать некоторые испытания его знаниям и умению пользоваться ими, разобрав внимательно, по пунктам, тактические указания; необходимо в последующих тренировках привыкать к использованию всего этого материала.

 

Если сначала будет казаться трудным охватывать всё, необходимо вернуться к урокам тренировки, где проходится постепенная подготовка борца (трудность будет особенно остро чувствоваться не проходившими систематических занятий по «Руководству»).

 

Впоследствии все указания будут восприниматься легко, и некоторые борцы, на основе их, будут совершенствоваться и вырабатывать в дальнейшем свои методы, соответствующие их способностям и желаниям.

 

Тренировка тактических подходов интересна для занимающихся, и, чем больше мы работаем и совершенствуемся в ней, тем она становится интереснее.

 

Иногда распознавание некоторых качеств противника даётся довольно трудно, несмотря на все старания. Это может происходить по двум причинам:

 

а) при неправильном подходе с нашей стороны,

 

б) при работе с очень опытным противником.

 

О первом случае говорить не приходится, так как он ясен сам по себе. Переходя ко второму пункту, я дам раньше всего общий совет: надо всегда принимать во внимание, что знание одной стороной известных подходов для достижения цели не исключает возможности таких же знаний, а может быть и больших, и с другой стороны. Понятна поэтому трудность определения качеств такого противника, который старается не раскрывать их и достигает этого при простом подходе к нему другой стороны.

 

Такая работа является началом самостоятельного совершенствования борца на основе указаний. К совершенствованию борца следует отнести также умение заставить противника путём известных своих действий: а) принимать соответствующие удобные для себя положения и б) принудить его проводить определённые активные действия, подготовляя себе как в первом, так и во втором случае удобный момент, решающий схватку поражением противника.

 

На первый взгляд может показаться, что для этого достаточно сделать: в первом случае — «обман», а во втором — даться на приём; но это не так. В первом случае простого обмана здесь мало, так как момент, полученный в результате обмана, слишком короток, кроме того, он может смазаться при попытке к использованию его, да и, кроме того, противник не всегда поддастся обману, — нам же нужно получить длительный и более верный момент; для этого нужно усыпить бдительность противника, путём продолжительной и серьёзной работы на одних пунктах, и только в процессе этой работы может получиться нужный нам момент для проведения приёма в других пунктах.

 

   Во втором случае — «даться на приём» — это значит выехать на защите, или, при некотором искусстве, на комбинации. Но такая тактика не всегда приносит положительные результаты. Противника нужно навести на ложную оценку своих качеств или тактики, благодаря чему он будет проводить активно соответствующую тактику.

 

Вообще, должен сказать, что знание намерений (действий) противника, хотя бы и неприятных для себя, уже есть часть победы или шанс для неё.

 

Дальнейшая практическая работа научит отыскивать пути и средства для использования слабых мест противника.

 

В заключение я дам ещё один совет, который может принести некоторую пользу. Это самый подробный анализ каждой своей неудачи, который является лучшим предупреждением на будущее время от подобных ошибок. Мне несколько раз приходилось наблюдать, с каким внутренним неудовольствием товарищи разбирают свои ошибки при поражении, стараясь отделаться от разбора как можно скорее и в то же время найти некоторое оправдание и утешение для себя, часто приписывая свои ошибки простой случайности. Такие товарищи не обращают при этом внимания на то, что случайности у квалифицированных борцов вообще бывают редки, у них же они случаются чуть ли не всё время.

 

Если целью занятий ставится достижение положительных результатов, то и работать надо серьёзно.

 

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия. Тренировка и состязания. — М.: «Военный вестник», 1928

Глава 5. Методические указания

 

 

Глава 5

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Только путём кропотливой и настойчивой работы при переходе к свободной тренировке руководитель даст основы и правильное направление занимающимся для всей дальнейшей и самостоятельной их работы по тренировке и подготовке к состязанию.

 

В «Руководстве» занятия заканчиваются на уроке двухсторонней тренировки в захвате, методические указания тоже заканчиваются на этом же. Для перехода к настоящему руководству необходимо дать соответствующие указания как к самому переходу, так и к последующему ведению занятий.

 

Переход к данному руководству можно провести по двум направлениям, в зависимости от перерыва и его продолжительности между первым и вторым руководствами. Для того, чтобы нс повторяться, в каждом из указанных ниже случаев необходимо брать весь материал для каждого случая, а порядок прохождения соблюдать указанный в них.

 

Продолжительность перерыва и отсутствие у многих товарищей, окончивших курс по джиу-джитсу, первого «Руководства» вследствие задержки его выпуска отрицательно отразились на полученных в своё время знаниях, значительная часть которых была забыта. Поэтому приходится восстановить первоначальные знания по первому «Руководству» включительно до третьего урока двухсторонней тренировки, а в дальнейшем проводить занятия в следующем порядке*.

 

* Курс не разбивается на уроки, так как руководитель сможет сам построить урок по известным правилам: не переходить к последующему, не усвоив предыдущего.

 

  Теоретическая часть   1. Ознакомление с принципами «Самозащиты» и целью состязаний, проводя параллель с имеющимися за границей на этот предмет правилами. (Введение.)   2. Ознакомление со специальной подготовкой:   Общие указания.   Страховка.   Защита и приёмы после неё.   (Специальная подготовка.)     Практическая часть   1. Проведение третьего урока двухсторонней тренировки по правилам первого «Руководства». 2. Вводить в предыдущую тренировку правильную защиту и, по возможности, приёмы после неё.  

 

В двухсторонней тренировке схватки очень примитивны, так как состоят они большей частью, с одной стороны, из подхода (или довольно слабо проведённого обмана) и приёма и, с другой стороны, из защиты (очень часто произвольной) и, редко, приёма после защиты. Слабая защита объясняется непривычкой к состязанию, и отчасти плохой ориентацией.

 

Руководитель, проводя тренировку, должен обратить особое внимание на эту сторону и давать указания, при разборе схваток, применения правильных защит и следующих за ними приёмов.

 

При недостатке своего материала надлежит пользоваться приёмами, изложенными в конце данного руководства, варьируя их для применения в захвате.

 

  3. Техника приёмов и разучивание дополнительных приёмов.   Ознакомление с «Тактикой применения приёмов».     3. Первый урок разучивания дополнительных приёмов.   Разучиваются следующие уроки.  

 

Главные указания из теории на этом оканчиваются, и работа в дальнейшем принимает практический характер. Руководитель должен наблюдать за выполнением всех данных раньше указаний в общих чертах и постепенно вводить мелкие детали. Принимая во внимание трудность выполнения при практической работе всех указаний сразу, необходимо сначала приучать занимающихся проводить во время тренировки пункты 2 и 3 практических указаний из «Тактики применения приёмов», а затем уже следует вводить пункт 4. По достижении некоторого навыка в них, можно приступать к применению остальных пунктов, имеющих огромное значение при общей тренировке и состязании, а потому с ними в дальнейшей работе придётся всё время иметь дело. При разработке пунктов 5 и 6 руководитель должен выявлять индивидуальные способности каждого борца и развивать их в должном направлении, давая для этого соответствующие указания.

 

Получающиеся во время тренировки или состязания более интересные и имеющие значение комбинации необходимо записывать с указанием фамилий проводивших их в первый раз, чтобы в дальнейшей работе, разучивая их, можно было при случае применить. Вообще, комбинации очень полезно разучивать, так как знание их, при умелом применении, облегчает достижение победы.

 

Во время прохождения дополнительных приёмов следует в некоторые уроки вводить двухстороннюю тренировку в захвате с приёмами из первого «Руководства», чтобы не забывать их. Тренировку с дополнительными приёмами необходимо проводить отдельно, ни в коем случае не присоединяя туда пройденных прежде приёмов, до перехода к общей тренировке. Это необходимо в целях приобретения большего навыка применения дополнительных приёмов, а также — лучшего технического их усвоения при общей тренировке. С прибавлением же к ним прежних приёмов дополнительные приёмы будут реже применяться, что отразится в дальнейшей работе как на техническом их проведении, так и на тактическом применении. По окончании разучивания дополнительных приёмов и при переходе к общей тренировке необходимо руководствоваться ниже изложенными указаниями, так как ошибки будут одни и те же, и лишь при переходе к общей тренировке они будут резко бросаться в глаза.

 

При беспрерывном продолжении курса обучения после прохождения первого «Руководства», т.е. начиная с третьего урока двухсторонней тренировки, следует постепенно приучаться к свободной тренировке на все пройденные приёмы. Для этого надо давать сначала простые схватки, где будут применяться приёмы со страховкой, и ответом на них будут служить защиты. При этом следует при переходе к свободной тренировке предварительно ознакомить занимающихся с «тактикой применения приёмов», и введение её в тренировку надлежит делать так же, как указано было в первом случае. Прибавляя приёмы в свободную тренировку согласно данного руководства, следует предварительно проделать их несколько раз для лучшего усвоения защит и следующих за ними приёмов, а характеристику применения их принимать во внимание для использования во время тренировки. Руководителем раньше замечалось постоянное стремление занимающихся перейти к свободной схватке: от этого приходилось удерживать их с самого начала обучения; теперь следует объяснить им мотивы прежнего запрещения, указывая, что наблюдающаяся до сих пор их возня шла в разрез всем практическим указаниям «тактики применения приёмов». Начиная свободную тренировку, надо требовать в первую очередь выполнения 2 и 3 пунктов практических указаний.

 

Для руководителя начало свободной тренировки является одним из очень серьёзных моментов, требующих особенного внимания и настойчивости для исправления тех многочисленных ошибок, которые обычно всегда получаются у занимающихся. Первоначальные схватки полны ошибок. Я перечислю здесь более грубые из них с указанием примерного исправления:

 

  Ошибки:   1. Начальные схватки не имеют вполне осмысленного подхода к приёму, а если у некоторых лиц и проявляется стремление к таковому, то из этого получается только намёк, который поймёт скорее только руководитель, а для состязающейся другой стороны он вовсе не понятен.   Отчасти вследствие этого получаются следующие ошибки:   2. Захваты носят силовой характер, где некоторые лица имеют тенденцию к ломанию, совсем не видя того, что противник взял уже защиту.   В результате этого получается:   3. Бесцельная возня с затратой большого количества энергии и отсутствие определённого результата, причём состязающиеся, увлёкшись вознёй, обычно проявляют:     4. Много горячности, мешающей правильному ведению схватки и опасной для противника, а потому:     5. Состязающиеся очень часто не тотчас же отпускают захват, несмотря на громко поданную команду «стой», утверждая, что во время горячей схватки они не слышат этой команды. Лишь только после внушительного хлопка по тренирующимся они отпускают захваченный приём.       Исправления:   Многочисленные бесцельные движения сбивают самого захватывающего. Поэтому необходимо, останавливая тренирующихся, спрашивать: к какой цели они стремились, применяя столько действий, и имеет ли смысл для достижения цели применять такое количество действий? Объяснить, что лучше делать при данных условиях.     Прерывать схватку вначале и показать практически всю невыгоду ведения её в таком характере, путём применения к нападающему защиты и приёма.   Если опасности в этой возне не будет, то дать повозиться, а после окончания её сразу начать другую схватку, но не проводить её дальше, а, прервавши, указать на причины их усталости. На практике они лучше это воспримут.      Прерывать схватку сразу и делать предупреждение, а несоблюдающих предупреждения выводить из схватки на более продолжительное время.     Приучая к быстрому отпусканию приёма, смотреть за захватывающим очень внимательно и находиться всё время ближе к нему. В случае даже малой затяжки снимать приём своими руками или не давать его проводить дальше. Пока занимающиеся ещё не привыкли выполнять все требования, следует возможно чаще применять этот способ.   Кроме того, надо приучать и попадающего на приём сознаваться в этом, а не терпеть боль из мелкого самолюбия, объясняя, что судьи всё равно и без его отказа признают поражение, а в дальнейшем такое поведение может невыгодно отразиться в некоторых случаях, когда судьи уже не будут принимать во внимание признание состязающимся за собой поражения.  

 

Эти самые существенные ошибки являются следствием отсутствия у тренирующихся ориентации, а потому и планомерного подхода к противнику. С другой стороны, эти ошибки затрудняют и совершенно препятствуют последующему восстановлению ориентации у тренирующихся, и если такое повторение их не будет вначале решительно пресечено, обучающимися будет усвоена плохая привычка вести состязание, в результате чего, имея дело с другим противником, не идущим по такому неправильному пути, будет получаться или поражение, или дисквалификация. Пропущенный момент для исправления этих ошибок будет тяжело отражаться на обучающихся, привыкших уже к лёгкой работе: на основе физической силы и простой «случайности» без использования ценных психических качеств, требующих затраты труда и времени.

 

При односторонней и двухсторонней тренировках руководителями обычно мало обращалось внимания па подход к противнику и ориентацию при затягивающейся схватке. Причиной этого отчасти была возможность обойтись без уделения этому внимания, так как в первом «Руководстве» затруднялось и ограничивалось применение психических качеств узостью поля действий, вследствие малого количества приёмов, а также возможностей их применения. С переходом к свободной тренировке всё это сильно расширяется, и если кем-либо из руководителей правильно проводилась односторонняя и двухсторонняя тренировка с выполнением соответствующих указаний, то при переходе к свободной тренировке часть основных требований уже усвоена, и дальнейший путь прохождения её будет значительно легче и интереснее.

 

На исправлении мелких ошибок я здесь не останавливаюсь и вообще не советую руководителям особенно серьёзно заниматься ими, так как это отчасти задерживает занимающихся, забивает голову им малоценным балластом, который поэтому идёт часто наравне с запоминанием существенных основных требований, вследствие чего может опуститься иногда что-либо серьёзное, а мелочь будет выполнена. Кроме того, в результате задёргивания занимающегося, им не будет проявляться инициатива — это одно из ценных качеств, которое надо стараться развивать. На мелкие ошибки нужно только указывать без перерыва схватки и не останавливаться на них подробно при разборе и объяснении, так как они сами собой исправятся при дальнейшей практической работе.

 

Параллельно с свободной тренировкой следует разучивать дополнительные приёмы по указанным в руководстве урокам, причём разучивание и тренировку их надо проводить отдельно, как и в первом случае. В зависимости от количества пройденных уроков свободной тренировки и успешности её проведения, соответственно облегчаются усвоение и быстрота прохождения дополнительных приёмов, причём тренировка их не будет представлять труда, так как основы, необходимые для неё, уже до некоторой степени усвоены на предыдущих занятиях. При таких условиях следует обращать внимание на техническую сторону приёмов, т.е. на чистое и быстрое их исполнение. После успешного прохождения всех приёмов, их можно прибавить к приёмам, употребляемым в свободной тренировке. Таким образом, получится общая тренировка на все приёмы.

 

Дальнейшее ведение занятий будет заключаться только в тренировке, где указания со стороны руководителя, по мере усовершенствования обучающихся, должны больше детализироваться и способствовать развитию индивидуальных особенностей каждого борца.

 

Существенная разница между 1-м и 2-м порядком прохождения самозащиты заключается:

 

В 1-м случае подготовка и постепенность перехода в свободную тренировку производится на занятиях с дополнительными приёмами, особенно с началом прохождения приёмов захвата за ногу.

 

Во 2-м случае — это производится последовательным введением «Тактики применения приёмов» в пройденные раньше приёмы, ставшие более совершенными в техническом выполнении теперь, поэтому тренировка и разучивание дополнительных приёмов не имеет влияния как на переход, так и на свободную тренировку, а лишь увеличивает количество вводимых в неё новых приёмов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...