Тема 3. Субъекты и объекты международного права
Субъекты и объекты международного права. Субъекты МП - это участники МО, обладающие международными правами и обязанностями. Виды субъектов МП: • Основные: государства; нации и народы, борющиеся за самоопределение. • Производные: международные организации; государственно-подобные образования. • Спорные. Объекты МП - это те или иные явления материального мира, по поводу которых складываются правовые нормы и отношения, (космос, безопасность, консульства и т. д. ). Спорные субъекты МП. Спорные субъекты МП - отдельные юридические и физические лица, которые делят на правосоздающие и правоприменяющие субъекты. Они обладают некоторыми правами, но не создают нормы МП и не обеспечивают выполнение норм этого права. Чаще всего это встречается в международных трибуналах, где принято давать некоторые международные права отдельным юридическим лицами без протекции какого-либо государства. Другой спорный субъект МП - транснациональные корпорации и международные неправительственные организации, которые тоже играют значительную роль в международном праве и политике. Правосубъектность. Международная правосубъектность - это способность обладать правами и обязанностями и нести ответственность в соответствии с международным правом. Правосубъектность подразумевает дееспособность, правоспособность и деликтоспособность субъекта. Правосубъектность в МП подразумевает умение создавать и редактировать право, а также способность обеспечивать соблюдение правовых норм. Деликтоспособность - это способность отвечать за себя. Правоспособность - это способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Дееспособность - это возможность приобретать и осуществлять свои права.
Международные организации как производные субъекты международного права. Признаки международной организации: - создание на основе норм международного договора; - наличие постоянно действующих исполнительных органов; - наличие собственной международно-правовой воли, отличной от воли государств-учредителей. В отличие от государств, международные организации – производный субъект МП, т. е. они создаются государствами или уже существующими международными организациями. В отличие от государств, каждая международная организация имеет свой собственный объем международных прав и обязанностей, обычно определяемый в уставе данной организации. Международные организации стали признаваться как субъект международного права только после создания ООН. Как и государства, международные организации не подчиняются ни чьей власти. Здание ООН в Нью-Йорке не принадлежит США, и ее сотрудники не подчиняются власти США: это позволяет их выделить как самостоятельных субъектов. Обычно международные организации имеют такие международные права: 1. заключать международные договоры с государствами и другими международными организациями 2. право иметь международные иммунитеты и привилегии 3. право направлять и принимать миссии государств и других международных организаций 4. способность нести международно-правовую ответственность 5. способность заявлять международно-правовые претензии и быть стороной в делах, рассматриваемых международными судебными органами. Международная правосубъектность народов, борющихся за самоопределение. Право нации на самоопределение - это один из общепризнанных принципов МП. Он был впервые закреплен в Уставе ООН. Формы самоопределения: - связанные с изменением границ государств; - не связанные с изменением границ государств (создание автономии в рамках существующего государства).
Признаки нации или народа, борющегося за самоопределение, для его признания субъектом МП: • территория длительного компактного проживания; • культурная/национальная/религиозная или иная общность; • наличие органов/системы управления; • факт борьбы за независимость; • неравные права с основным населением; • невозможность реализовать свою национальную/культурную/религиозную самобытность в рамках данного административно-территориального устройства. Особенности государств как субъектов международного права. Государство – стабильное полит сообщество, кот в состоянии поддерживать на определенной территории правовой порядок и осуществлять властные функции. Государство – основной субъект МП. Оно обладает первичной правосубъектностью и наибольшим объемом международных прав и обязанностей. Признаки государства: территория, население, власть и суверенитет. Виды государств: - по административно-правовому делению (государства с федеративным устройством, унитарные государства и смешанные формы); - по форме правления (республики, монархии и иные формы правления). Субъекты федерации не являются субъектами МП, при заключении договора между субъектом федерации и другим государством, ответственность за договор несет вся федерация. Правосубъектность государства делится на внутреннюю (легитимность среди народа и фактическая власть местного самоуправления) и внешнюю (признание другими государствами, возможность участия на международной арене). Международное признание: понятие, основания, виды и формы. Проблемы признания государств, правительств, иных публичных органов власти. Признание – заявление или иное действие со стороны государства, в котором оно констатирует, что тот или иной юридически значимый факт или событие международной жизни соответствует международному праву. Признание государства означает, что признающее государство считает правомерным возникновение данного государства и признает за ним все права суверенного государства. Обязанности признания фактически существующей власти нет. Из этого непризнания вытекает, что на территории непризнающего государства не имеют силы административные акты и судебные решения, вынесенные органами власти непризнанного государства, а так же выданные ими документы, включая паспорта, свидетельства о браке. Их жители не имеют признанного гражданства.
Признание – важный институт МП. При отсутствии обязательной юрисдикции межд. судов и при наличии принципа суверенного равенства именно путем признания определяется законность (или незаконность) того или иного события международной жизни. Основные теории международной правосубъектности. Правосубъектность в любом случае зависит от мнение окружающих стран, поэтому правосубъектность делится на внутреннюю (легитимность среди народа и фактическая власть местного самоуправления) и внешнюю (признание другими государствами, возможность участия на международной арене). Существует конститутивная и декларативная теория признания. Сейчас доминирует декларативное признание - признание ничего не значит, оно лишь объявляется. Конститутивное признание заявляет о том, что признание создает некий прецедент. Декларативное признание более правильное, конститутивное - более жизненное. Признание бывает полное и частичное, а также ad hoc (временное, для конкретного случая) и de facto (фактическое, без подписания соглашений о признании). Правопреемство государств. Распад СССР и проблема правопреемства. Правопреемство – переход прав и обязанностей от одного государства к другому в результате изменения их государственных границ. Конвенции в отношении правопреемства государств: 1978 год в отношении международных договоров и 1983 о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственного долга и государственных архивов. Но, поскольку эти конвенции ратифицировали немногие страны, отношения по правопреемству зачастую по-прежнему регулируются международным обычаем. Возможны следующие ситуации правопреемства: 1. часть территории одного государства переходит к другому государству. Государству-преемнику без компенсации переходит все государственное имущество на переходящей территории, а долг подлежит разделу. Лица, постоянно проживающие на переходящей территории, получают право оптации: по умолчанию за ними сохраняется старое гражданство, но они могут получить новое в уведомительном порядке.
2. часть территории отделяется от государства-предшественника и образует новое суверенного государство. Международные договоры государства-предшественника действуют на территории нового государства до тех пор, пока либо оно само, либо его контрагент не откажутся от них (принцип tabula rasa). Государственное имущество переходит без компенсации государству-приемнику. Освобождение нового государства от долга предшественника. 3. распад государства. Например, СССР. МИД РФ в специальной ноте от 1992 г. уведомила все государства, что все международные договоры СССР сохраняют свою силу в отношении РФ. Все государства-преемники СССР обратили в свою собственность движимое и недвижимое имущество Союза, оказавшееся на их территории. Смешение права собственности и юрисдикции. РФ приняла на себя часть внешнего долга СССР почти всех бывших советских республик, в обмен на их отказ от претензий на собственность СССР за границей. Доля общего долга была пропорционально доле имущества СССР за границей. РФ пользуется правами и несет обязанности бывшего СССР, которые не могут быть разделены: место в международных организациях, статус ядерной державы. Ядерное оружие с Украины было вывезено, хотя все остальное имущество СССР на ее территории осталось за ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|