Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Субъекты и объекты международного права




Субъекты и объекты международного права.

Субъекты МП - это участники МО, обладающие международными правами и обязанностями.

Виды субъектов МП:

• Основные: государства; нации и народы, борющиеся за самоопределение.

• Производные: международные организации; государственно-подобные образования.

• Спорные.

Объекты МП - это те или иные явления материального мира, по поводу которых складываются правовые нормы и отношения, (космос, безопасность, консульства и т. д. ).

Спорные субъекты МП.

Спорные субъекты МП - отдельные юридические и физические лица, которые делят на правосоздающие и правоприменяющие субъекты. Они обладают некоторыми правами, но не создают нормы МП и не обеспечивают выполнение норм этого права. Чаще всего это встречается в международных трибуналах, где

принято давать некоторые международные права отдельным юридическим лицами без протекции

какого-либо государства.

Другой спорный субъект МП - транснациональные корпорации и международные неправительственные организации, которые тоже играют значительную роль в международном праве и политике.  

Правосубъектность.

Международная правосубъектность - это способность обладать правами и обязанностями и нести

ответственность в соответствии с международным правом. Правосубъектность подразумевает

дееспособность, правоспособность и деликтоспособность субъекта. Правосубъектность в МП подразумевает

умение создавать и редактировать право, а также способность обеспечивать соблюдение правовых норм.

Деликтоспособность - это способность отвечать за себя. Правоспособность - это способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Дееспособность - это возможность приобретать и осуществлять свои права.

Международные организации как производные субъекты международного права.

Признаки международной организации:

- создание на основе норм международного договора;

- наличие постоянно действующих исполнительных органов;

- наличие собственной международно-правовой воли, отличной от воли государств-учредителей.

В отличие от государств, международные организации – производный субъект МП, т. е. они создаются государствами или уже существующими международными организациями. В отличие от государств, каждая международная организация имеет свой собственный объем международных прав и обязанностей, обычно определяемый в уставе данной организации.

Международные организации стали признаваться как субъект международного права только после создания ООН. Как и государства, международные организации не подчиняются ни чьей власти. Здание ООН в Нью-Йорке не принадлежит США, и ее сотрудники не подчиняются власти США: это позволяет их выделить как самостоятельных субъектов.

Обычно международные организации имеют такие международные права:

1. заключать международные договоры с государствами и другими международными организациями

2. право иметь международные иммунитеты и привилегии

3. право направлять и принимать миссии государств и других международных организаций

4. способность нести международно-правовую ответственность

5. способность заявлять международно-правовые претензии и быть стороной в делах, рассматриваемых международными судебными органами.

Международная правосубъектность народов, борющихся за самоопределение.

Право нации на самоопределение - это один из общепризнанных принципов МП. Он был впервые закреплен в Уставе ООН. Формы самоопределения:

- связанные с изменением границ государств;

- не связанные с изменением границ государств (создание автономии в рамках существующего государства).

Признаки нации или народа, борющегося за самоопределение, для его признания субъектом МП:

• территория длительного компактного проживания;

• культурная/национальная/религиозная или иная общность;

• наличие органов/системы управления;

• факт борьбы за независимость;

• неравные права с основным населением;

• невозможность реализовать свою национальную/культурную/религиозную самобытность в рамках данного

административно-территориального устройства.

Особенности государств как субъектов международного права.

Государство – стабильное полит сообщество, кот в состоянии поддерживать на определенной территории правовой порядок и осуществлять властные функции.

Государство – основной субъект МП. Оно обладает первичной правосубъектностью и наибольшим объемом международных прав и обязанностей.

Признаки государства: территория, население, власть и суверенитет.

Виды государств:

- по административно-правовому делению (государства с федеративным устройством, унитарные государства и смешанные формы);

- по форме правления (республики, монархии и иные формы правления).

Субъекты федерации не являются субъектами МП, при заключении договора между субъектом

федерации и другим государством, ответственность за договор несет вся федерация.

Правосубъектность государства делится на внутреннюю (легитимность среди народа и фактическая власть местного самоуправления) и внешнюю (признание другими государствами, возможность участия на международной арене).

Международное признание: понятие, основания, виды и формы. Проблемы признания государств, правительств, иных публичных органов власти.

Признание – заявление или иное действие со стороны государства, в котором оно констатирует, что тот или иной юридически значимый факт или событие международной жизни соответствует международному праву.

Признание государства означает, что признающее государство считает правомерным возникновение данного государства и признает за ним все права суверенного государства. Обязанности признания фактически существующей власти нет. Из этого непризнания вытекает, что на территории непризнающего государства не имеют силы административные акты и судебные решения, вынесенные органами власти непризнанного государства, а так же выданные ими документы, включая паспорта, свидетельства о браке. Их жители не имеют признанного гражданства.

Признание – важный институт МП. При отсутствии обязательной юрисдикции межд. судов и при наличии принципа суверенного равенства именно путем признания определяется законность (или незаконность) того или иного события международной жизни.

Основные теории международной правосубъектности.

Правосубъектность в любом случае зависит от мнение окружающих стран, поэтому правосубъектность делится на внутреннюю (легитимность среди народа и фактическая власть местного самоуправления) и внешнюю (признание другими государствами, возможность участия на международной арене).

Существует конститутивная и декларативная теория признания. Сейчас доминирует декларативное признание - признание ничего не значит, оно лишь объявляется. Конститутивное признание

заявляет о том, что признание создает некий прецедент. Декларативное признание более правильное,

конститутивное - более жизненное. Признание бывает полное и частичное, а также ad hoc (временное, для конкретного случая) и de facto (фактическое, без подписания соглашений о признании).

Правопреемство государств. Распад СССР и проблема правопреемства.

Правопреемство – переход прав и обязанностей от одного государства к другому в результате изменения их государственных границ.  

Конвенции в отношении правопреемства государств: 1978 год в отношении международных договоров и 1983 о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственного долга и государственных архивов. Но, поскольку эти конвенции ратифицировали немногие страны, отношения по правопреемству зачастую по-прежнему регулируются международным обычаем.

Возможны следующие ситуации правопреемства:

1. часть территории одного государства переходит к другому государству. Государству-преемнику без компенсации переходит все государственное имущество на переходящей территории, а долг подлежит разделу. Лица, постоянно проживающие на переходящей территории, получают право оптации: по умолчанию за ними сохраняется старое гражданство, но они могут получить новое в уведомительном порядке.

2. часть территории отделяется от государства-предшественника и образует новое суверенного государство. Международные договоры государства-предшественника действуют на территории нового государства до тех пор, пока либо оно само, либо его контрагент не откажутся от них (принцип tabula rasa). Государственное имущество переходит без компенсации государству-приемнику. Освобождение нового государства от долга предшественника.

3. распад государства. Например, СССР. МИД РФ в специальной ноте от 1992 г. уведомила все государства, что все международные договоры СССР сохраняют свою силу в отношении РФ. Все государства-преемники СССР обратили в свою собственность движимое и недвижимое имущество Союза, оказавшееся на их территории. Смешение права собственности и юрисдикции. РФ приняла на себя часть внешнего долга СССР почти всех бывших советских республик, в обмен на их отказ от претензий на собственность СССР за границей. Доля общего долга была пропорционально доле имущества СССР за границей. РФ пользуется правами и несет обязанности бывшего СССР, которые не могут быть разделены: место в международных организациях, статус ядерной державы. Ядерное оружие с Украины было вывезено, хотя все остальное имущество СССР на ее территории осталось за ней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...