Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Международное гуманитарное право и международное право вооруженных конфликтов




Понятие международного гуманитарного права. Источники.

Исторически международное гуманитарное право затрагивало только право человека в военное время. Так

или иначе, международное гуманитарное право это либо подотрасль международной защиты прав человека,

либо самостоятельная отрасль права, регулирующая права человека в военное время.

Источники: как общие международные акты о правах человека (1966г. и др. ), так и специальные договоры, посвящённые защите прав человека в период вооруженных конфликтов: Конвенция о правилах ведения войны 1814, Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя 1864, Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868, 13 Гаагских конвенций о законах и обычаях войны (1899 и 1907), Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 и др.

Международный механизм и стандарты обеспечения прав и свобод человека.

Механизмы реализации норм:

- институциональный. Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет, Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка, Международный уголовный суд, региональные организации, Европейский суд по правам человека.

- конвенционный. Предусматривает принятие дополнительных норм права.

Центральное место в международном контроле за соблюдением прав человека занимает ООН.

Международные стандарты – международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека. Состоят из 2х элементов: предоставлять права и не посягать на них. Стандарты по кругу участников: региональные (действуют в пределах определенной территории) / универсальные (признаны во всем мире).

Международно-правовая кодификация и классификация прав и свобод человека.

Центральный контроль за соблюдением прав и свобод человека в мире осуществляет ООН и её специализированные учреждения.

Главные международно-правовые акты о правах человека делятся на три группы:

1. Универсальные документы: Всеобщая декларация прав человека 1948, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966, Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966.

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Конвенция относительно рабства 1926, Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 и т. д.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов: Конвенция о статусе беженцев 1951, Конвенция о правах ребенка 1989 и др.

Свои конвенции в этой области разрабатывают и другие международные организации (ОБСЕ, СНГ и др. ). Из региональных актов наиболее известна Европейская конвенция прав и основных свобод человека 1950.

Традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием:

1. Гражданские права (право на жизнь, безопасность и неприкосновенность личности, свобода совести, мысли и религии, равенство перед судом, презумпция невиновности и т. д. )

2. Политические права (право на участие в управлении своей страной, свобода мирных ассоциаций и собраний и др. )

3. Экономические права (право на владение имуществом, право народа свободно распоряжаться своими природными ресурсами и др. )

4. Социальные права (право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых и досуг, право на вступление в брак и создание семьи и др. ).

5. Культурные права (право на образование, право на участие в культурной жизни и др. )

Европейский суд по правам человека.

Европейский суд по правам человека создан Европейской конвенцией по правам человека 1950 г. в целях реализации ее норм, и базируется в Страсбурге. Состоит из судей, назначаемых по одному от каждого государства-участника (47). Это должны быть лица, обладающие высоким авторитетом в области защиты прав человека, не старше 70 лет, свободно владеющие одним из 2х официальных языков суда (английский или французский). Выборы судей осуществляет Парламентская Ассамблея Совета Европы. Судьи выбираются на 6 лет с правом переизбрания.

Подача жалобы в ЕСПЧ. Жалобу на невыполнение государством-участником своих обязательств по Конвенции может подать люб другое государство-участник, частное физическое лицо или неправительственная организация, а также группа лиц.

Жалоба подается в Секретариат в простой письменной форме, на любом языке. Затем Секретариат вступает в переписку, жалоба подается на базе формуляра на одном из двух официальных языков. Далее решается вопрос о приемлемости жалобы (коммуницирование). Комуницированная жалоба направляется уполномоченному при Суде государству, чтобы оно попыталось в течение 3 месяцев разрешить вопрос в досудебном порядке. Ответ государства суд направляют заявителю и дают еще 3 месяца на принятие решения о том, удовлетворяют ли его эти меры. Только при отказе начинается процедура подготовки разбирательства дела по существу. Присутствие заявителя не обязательно.

Условия приемлемости индивидуальной жалобы: 1. государство должно быть участником Конвенции;

2. жалоба должна быть обоснованной, с выявлением конкретных нарушений;

3. истец должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты;

4. жалоба должна быть подана не позднее чем через 6 месяцев после принятия окончательного решения по делу национальными властями;
5. жалоба не должна быть анонимной, являться аналогичной уже рассмотренной Судом.

6. суд отклонит жалобу, если сочтёт причинённый ущерб незначительным, или если в жалобе содержится пропаганда, и поведение истца посчитают оскорбительным;

7. пошлина 7-8 тысяч евро.

Дело по существу рассматривается палатой из 7 судей, в которую в обязательном порядке входят судьи от государств, участвующих в деле. При признании факта нарушения конвенции со стороны государства, нарушитель обязан выплатить потерпевшему справедливую компенсацию и исправить свое национальное законодательство для предотвращения дальнейших нарушений. Решение Палаты, как правило, обжалованию не подлежит. Все решения ЕСПЧ является обязательными для государств-участников. Надзор за выполнением решений осуществляет Комитет Министров Совета Европы, но механизма принуждения как такового нет.  

Международно-правовые вопросы защиты отдельных категорий населения.

Население - это совокупность всех физических лиц, проживающих на территории конкретного государства.

Категории населения:

- граждане,

- иностранные граждане,

- лица без гражданства (апатриды),

- лица с двойным/множественным гражданством.

Правовое положение населения определяется конституционным правом государства. Но межднуародное право оказывает возрастающее влияние. В частности, государство обязано защищать права человека, бороться с преступностью. Ключевая категория для проблематики населения – категория гражданства.

Международно-правовые проблемы гражданства.

Гражданство - устойчивая правовая связь физического лица и государства, выражающаяся в наличии их взаимных прав и обязанностей. После 1948 года было провозглашено право каждого человека на гражданство.

Способы приобретения гражданства:

1. В общем порядке: по рождению (по филиации) - доктрина почвы; по крови (по натурализации) - доктрина крови; смешанный порядок.

2. В исключительном порядке: трансферт (групповое предоставление гражданства); оптация (выбор гражданства); реинтеграция (восстановление гражданства); пожалование гражданства.

Утрата гражданства: добровольный выход из гражданства (экспатриация); лишение гражданства (денатурализация), на основании положений международных договоров или при перемене гражданства в случае натурализации, вступления в брак, усыновления.

Двойное гражданство (бипатризм) – положение гражданина, свидетельствующее, что он является гражданином двух и более государств в соответствии с их законами. РФ признает двойное гражданство только при наличии международного договора.

Проблемные моменты:

1. определение эффективного гражданства, т. е. государства, с которым лицо наиболее тесно связано и осуществляет основной объем своих прав,

2. служба в вооружённых силах,

3. дипломатическая защита,

4. определение юрисдикции государств в отношении лица,

5. уплата налогов.

Законодательство большинства государств и международно-правовые нормы о гражданстве направлены на сокращение числа лиц с двойным гражданством.

Безгражданство (апатризм) – такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства. В 1961 в рамках ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства.

Правовой статус иностранных граждан.

Иностранный гражданин – лицо, находящееся на территории другого государства, не являющимся гражданином государства, в котором он находится, и имеющее подтверждение своего гражданства. Существует несколько правовых режимов. Национальный режим – уравнивание иностранцев и граждан, как правило, шире, чем остальные режимы. Специальный режим – отдельно предоставленный международным договором или национальным законодательством для иностранцев. Режим наибольшего благоприятствования – режим наиболее благоприятствуемой нации, предоставление иностранцам таких прав, которыми обладают граждане любого третьего государства.

Ограничения:

- нет призыва иностранцев в вооружённые силы РФ;

- иностранные граждане и апатриды не могут занимать ряд должностей и не обладают избирательным правом в данном государстве;

- ограничения в коммерческой деятельности (например, не могут приобретать ряд видов недвижимости).

Специальные меры защиты:

• защита интересов инвесторов;

• дипломатическая защита (общая и специальная).

Международная защита беженцев и вынужденных переселенцев.

Беженцы – это лица, покинувшие свою страну в результате преследований, военных действий и других чрезвычайных обстоятельств.

Вынужденные переселенцы - люди, вынужденные покинуть страну проживания, укрывшись в той стране, гражданство которой они имеют.

В рамках ООН для содействия решению проблемы беженцев создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ). Основные международно-правовые акты в этой области: Конвенция о статусе беженцев 1951 с Протоколом о статусе беженцев 1967, Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам СНГ 1993.

Категории беженцев:

- мандатные беженцы (в соответствии с Уставом УВКБ ООН по делам беженцев);

- конвенционные беженцы (статус определен государством убежища).

Для защиты беженцев предусмотрено право убежища, включающее обязанность государства не выдавать лицо, получившее убежище; обязанность государства оказывать лицу дипломатическую защиту в случае нарушения прав этого лица за рубежом; ответственность государства за деятельность лица.

Право убежища и международное право: виды, основания и условия убежища.

Право убежища - это предоставление убежища лицу, которое преследуется по политическим, религиозным или иным мотивам на территории государства, гражданином которого оно является, а также предоставление

возможности въезда на территорию другого государства.

Виды убежища:

- дипломатическое (на территории дипломатического или консульского представительства иностранного государства, обычно гражданам стран пребывания посольства/консульства);

- территориальное (предоставление государством иностранному гражданину убежища на своей территории).

Нормативные источники права убежища: Всеобщая декларация прав человека 1948; Декларация ООН о территориальном убежище 1967; Гаванская конвенция об убежище 1928; Конвенция о дипломатическом убежище 1954.

По сложившемуся обычаю, убежище не может быть предоставлено:

- лицам, совершившим международные преступления
- лицам, совершившим преступления международного характера

- уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двухсторонними/многосторонними международно-правовыми актами

- лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

Международное право вооруженных конфликтов: понятие, формирование, источники, система.

Право вооруженных конфликтов – система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих или ограничивающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение. Во многом эта отрасль права совпадает с международным гуманитарным правом.

Право вооруженных конфликтов имеет свою систему, включает следующие разделы: понятие, источники, нормы и принципы; временные и пространственные ограничения применения средств и методов вооруженной борьбы; юридическая защита законных прав комбатантов и гражданского населения, а также гарантии осуществления их статуса.

Источники права вооруженных конфликтов значительно кодифицированы. Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов, в которых сформулированы нормы и принципы этой отрасли права, имеют Гаагские конвенции (1907), Женевские конвенции (1949).

Начало, состояние войны, прекращение войны: их правовые последствия.

Согласно III Гаагской конвенции 1907, военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения (мотивированного объявления либо ультиматума). При этом, в соответствии с «Определением агрессии» 1974, агрессивная война является международным преступлением. Соблюдение норм права вооруженных конфликтов обязательно, независимо от того, объявлена война или нет.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти каждой страны и, даже если оно не сопровождается боевыми действиями, влечет за собой начало юридического состояния войны.

Начало войны влечет за собой разрыв дипломатических отношений. Персонал дипломатического и консульского представительств вправе покинуть территорию неприятельского государства. При этом государство пребывания, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, обязано оказать содействие, необходимое для их возможно скорейшего выезда и предоставить, в случае необходимости, средства передвижения. Представление интересов одного воюющего государства и его граждан в другом поручается третьему, обычно нейтральному, государству.

Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирное время, прекращают свое действие. Граждане неприятельской стороны на территории государства могут быть принуждены к проживанию на период войны в определенном районе либо интернированы.

Имущество, принадлежащее непосредственно неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического и консульского представительств). Имущество граждан неприятельского государства в принципе считается неприкосновенным. Судам дается определенный срок («индульт»), чтобы они покинули порты и воды неприятельского государства, по истечении которого суда подлежат конфискации.

Театр военных действий — это территория, на которой вооруженные силы воюющих фактически ведут военные действия. Территория нейтральных и других невоюющих государств, некоторые международные проливы и каналы, отдельные острова и архипелаги, Антарктика, Луна и другие небесные тела не должны использоваться в качестве театра военных действий.

Дозволенные и недозволенные средства и методы ведения войны.

Международное право устанавливает принцип ограничения в выборе воюющими методов и средств ведения войны, который нашёл своё подтверждение в Женевских конвенциях 1949, Гаагской конвенции 1907 о законах и обычаях сухопутной войны, Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие и др.

К запрещенным методам ведения войны относятся:

- вероломство;
- непредоставление поверженному противнику пощады;

- взятие заложников;

- отдача приказа не оставлять никого в живых или ведение военных действий на этой основе;

- принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятельской державы;

- неизбирательные бомбардировки гражданских объектов;

- геофизические методы ведения войны и т. д.

К запрещенным средствам ведения войны относятся:

- взрывчатые и зажигательные пули;

- снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушающих или вредоносных газов;

- яд и отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие подобные газы;

- бактериологические средства;

- средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

- лазерное оружие;

- противопехотные мины.

Также запрещено химическое и биологическое оружие. Согласно консультативному заключению Международного суда, ядерное оружие запрещено, но для спасения государства, а не в нормальном вооружённом конфликте допустимо.

Жертвы войны: понятие, виды, правовой статус, защита.

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

Их защита определяется Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.: (Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Конвенция об обращении с военнопленными; Конвенция о защите гражданского населения во время войны).

Запрещаются посягательства на их жизнь и достоинство, взятие их в заложники, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения.

Воюющие стороны должны обеспечить раненым и больным гуманное обращение и уход, без дискриминации, никто не может подвергаться преследованию за уход за неприятельскими жертвами войны. Немедленно после сражения на море победившие военные корабли должны предпринять меры по отысканию и спасению выживших на море.

Не допускается нападение на постоянные санитарные учреждения, госпитальные суда и подвижные санитарные формирования медицинской службы, они должны продолжать функционировать, даже попав в руки противной стороны.

Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение комбатанты, попавшие во власть неприятеля, приобретают статус военнопленных. Нельзя унижать их достоинство и нарушать права человека, надо кормить и даже платить деньги за работу, давать возможность писать родным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...