Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Право международных организаций




Международные организации: понятие и виды.

Международная организация - это добровольное объединение государств, созданное на основе

международного договора, обладающее системой постоянных органов, способных выражать волю,

юридически отличную от воли государств-участников.

Организации бывают:

- международными неправительственными (МНПО);

- международными межгосударственными правительственными (ММПО).

Дальнейшие классификации подразумевают только ММПО.

По пространственной сфере деятельности:

• универсальные;

• региональные.

По цели деятельности:

• общей компетенции;

• специальной компетенции (ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. )

По характеру компетенции:

• МО сотрудничества (экономического, военного, политического и иного);

• интеграционные МО.

По открытости для присоединения:

• открытые;

• закрытые.

Право международных организаций: понятие, источники и структура.

Право международных организаций - это отрасль МП, комплекс принципов и норм, регулирующих вопросы

создания, правового статуса, объема полномочий и деятельности международных межгосударственных

организаций.

Источники права международных организаций:

• учредительные акты МО;

• другие международные договоры;

• международный обычай;

• внутренние правила;

• акты МО.

Право международных организаций состоит из «внутреннего права» (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения) и «внешнего права» (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).

Международные организации: особенности правосубъектности, правовая природа, юридическая основа деятельности, признаки.

Признаки:

• объединение государств;

• создано на основе международных договоров;

• обладает системой постоянных органов;

• наличие собственной международно-правовой воли, отличной от воли государств-участников.

Международная организация должна иметь:

• бюджет;

• штаб-квартиру;

• символику;

• соответствовать императивным нормам МП.

В отличие от государств, международные организации – производный субъект МП, т. е. они создаются государствами или уже существующими международными организациями. Каждая международная организация имеет свой собственный объем международных прав и обязанностей, обычно определяемый в уставе данной организации.

Международные организации стали признаваться как субъект международного права только после создания ООН. Как и государства, международные организации не подчиняются ни чьей власти. Здание ООН в Нью-Йорке не принадлежит США, и ее сотрудники не подчиняются власти США: это позволяет их выделить как самостоятельных субъектов.

Обычно международные организации имеют такие международные права:

1. заключать международные договоры с государствами и другими международными организациями

2. право иметь международные иммунитеты и привилегии

3. право направлять и принимать миссии государств и других международных организаций

4. способность нести международно-правовую ответственность

5. способность заявлять международно-правовые претензии и быть стороной в делах, рассматриваемых международными судебными органами.

В соответствии с концепцией о подразумеваемых полномочиях, примененной межд. судом ООН в 1962 году, межд. организация для достижения целей, указанных в ее уставе, вправе совершать любые необходимые для этого действия, а не только прямо указанные в уставе.

Межд. организации могут создаваться путем подписания государствами или международными организациями договора об учреждении данной организации, либо путем принятия решения об этом уже существующей межд. организацией, имеющей на это право в соответствии со своим уставом.

Деятельность межд. организации осуществляют руководящие органы и их служащие. Структура руководящих органов и объем их полномочий определяется либо в учредительных документах, либо в решениях самой организации: ООН существует только постольку, поскольку существует органы, которые исполняют свои обязанности.

Привилегии и иммунитеты международных организаций

Рассмотрим привилегии и иммунитеты на примере ООН. Основополагающей в этом вопросе является Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года.

А) Привилегии и иммунитеты самой организации:

1. иммунитет организации и её имущества от любой формы судебного вмешательства.

2. неприкосновенность помещений организации

3. все документы и все архивы организации неприкосновенны, где бы они ни находились.

4. свободное перемещение денежных средств из одной страны в другую, без финансового контроля.

5. освобождение от всех прямых налогов государств, на территории которых действует организация.

6. освобождение от таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений при ввозе и вывозе предметов для официального пользования.

7. пользование средствами связи, аналогичными дипломатическим (шифр, дип. курьеры).

Б) Привилегии и иммунитеты служащих:

1. генсек ООН, его заместители и помощники, а также члены их семей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами в полном объёме.

2. должностные лица ООН:
- не подлежат суд ответственности за действия, совершенные ими в качестве должностных лиц (функциональный иммунитет)

- освобождение от налогообложения своих окладов и вознаграждений, полученных от ООН

- право на беспошлинный ввоз имущества в государство пребывания.

- освобождение от государственных повинностей (не могут быть призваны в армию и т. д. ) и ограничений по иммиграции и регистрации иностранцев.

3. эксперты в командировках по делам ООН (специалисты, для выполнения конкретных задач, но т. к. своей территории у ООН нет, то они везде как в командировке):

- иммунитет от личного ареста и от наложения ареста на их имущество.

- судебно-процессуальный иммунитет в отношении всех действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей.

- полная неприкосновенность всех своих бумаг и документов.

- Имеют право пользоваться шифром и использовать курьера для поддержания связи с ООН.

Часто заключается соглашение между правительством и международной организацией, по которой функциональный иммунитет международных гражданских служащих расширяется до дипломатического.

ООН: устав, система органов.

ООН создана 24 октября 1945 года. Она является универсальной организацией сотрудничества и общей

компетенции. ООН является относительно открытой организацией, т. к. для вступления необходимо признание минимум 5 государствами-членами и прохождение соответствующей процедуры.

Устав. Учредительный документ ООН был подписан на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 года после ратификации половины подписавших, при этом все постоянные члены Совета безопасности обязательно. Он содержит 111 статей. Именно в Уставе содержатся 7 основных принципов международного права (неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, равноправия и самоопределения народов и др. ). Все заключаемые международные договоры не должны противоречить Уставу ООН, поэтому государства приводят национальные законодательства в соответствии с ним, что способствует унификации правовых систем.

Система органов. Главные органы: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Международный Суд;

Экономический и Социальный Совет; Секретариат; Совет по Опеке (не функционирует)

Вспомогательные органы: агентства, рабочие группы, комиссии, комитеты, советы.

Главные органы ООН: порядок формирования, компетенция, формы деятельности.

Генеральная Ассамблея (ГА). Состоит из всех членов организации, 1 государство = 1 голос. Не более пяти представителей одного государства.

ГА собирается на очередные ежегодные сессии (обычно в сентябре), специальные и чрезвычайные сессии.

Решение принимается простым большинством. По важным вопросам (выборы непостоянных членов Совбеза, бюджетные вопросы и др. ) - большинством в две трети.

Полномочия ГА заключаются в обсуждении любых вопросов и дел в пределах Устава, а также в вынесении

рекомендаций по таким вопросам членам Организации и/или Совету Безопасности. Резолюции ГА, не посвященные функционированию организации, носят рекомендательный характер. ГА не рассматривает вопросы, которые уже находятся в Совете Безопасности. ГА получает доклады других органов ООН, утверждает бюджет ООН и проверяет бюджеты ее специализированных учреждений.

Совет безопасности (СБ). 15 членов, 5 из них – постоянны и имеют право вето: США, Китай, Великобритания, Франция, РФ. 10 остальных избираются на 2 года Ген Ассамблеей по принципу региональной ротации. Каждый член СБ имеет одного представителя.

Основная задача - предотвращение войн и создание условий для мирного урегулирования конфликтов и споров на международной арене, при этом СБ действует от имени всех членов организации.

СБ собирается на регулярные заседания. По всем решениям, кроме процедурных, решение будет принято, если проголосовали " за" 9 членов, пятеро из которых – постоянные. Резолюции Совбеза являются обязательными для государств-участников.

Способы разрешения конфликтов и споров: осуждение государства-нарушителя; установление фактических обстоятельств конфликта; расследование причин военных столкновений; посредничество и оказание добрых услуг; направление групп военных наблюдателей; миротворческие операции.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Состоит из 54 государств – членов ООН. 18 членов избираются Ген Ассамблеей ежегодно на 3 года. Решения принимаются простым большинством голосов.

ЭКОСОС собирается на очередные и организационные сессии.

Он осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН, проводя исследования и составляя доклады, готовя проекты международных конвенций, созывая межд. конференции. Также ЭКОСОС координирует работу специализированных учреждений ООН, получая от них регулярные доклады и давая им рекомендации.

Секретариат ООН. Состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для организации. Генсеком не может стать гражданин государства - постоянного члена Совбеза ООН. Генсек избирается ГА на пятилетний срок, по рекомендации Совбеза ООН, возможно единократное переизбрание. В обязанности генсека входит предоставление ежегодного отчета о работе ООН, донесение до ГА основных проблем и вопросов. Члены секретариата базируются в Нью-Йорке и являются наемными работниками, дают присягу на верность ООН и обязуются не подчиняться давлению со стороны государств, гражданами которой они являются.

Международный суд. Главный судебный орган ООН, действует на основе Статута Международного Суда от 26 июня 1945. Состоит из 15 судей, которыми могут стать лица высоких моральных качеств, которые либо удовлетворяют требованиям на высшие судебные должности в своих государствах, либо являются признанными специалистами в области международного права, но не более одного представителя от каждого государства.

Кандидатов предлагают национальные группы постоянной палаты Третейского суда – для избрания нужно абсолютное большинство голосов в Генассамблее и Совбезе. Судьи избираются на 9 лет, при этом состав суда обновляется на 1\3 каждые 3 года. Кворум для рассмотрения дел - 9\15 судей.

Основные задачи суда: рассмотрение и разрешение споров между государствами; вынесение консультативных заключений по вопросам международного права.

Суд может рассматривать лишь те дела, все участники которых выразили свое согласие признать юрисдикцию суда на момент совершения правонарушений. Решения суда обязательны для участвующих в споре сторон и не обжалуются.

Совет по опеке. Международная опека - система управления несамоуправляющихся территорий, которая была создана в соответствии с уставом ООН. Но, т. к. в настоящее время все эти территории либо обрели независимость, либо добровольно присоединились к другим государствами, Совет по опеке в настоящее время не функционирует.

Проблемы реформирования ООН.

Всю критику в отношении ООН можно разделить на две части: за способы принятия решения в Совете Безопасности ООН и институт права вето и за другие недостатки.

Из конструктивных предложений:

• расширение состава постоянных членов СБ ООН или просто расширение СБ ООН;

• ликвидация понятия " постоянный член СБ ООН" и уничтожение института вето;

• создание механизмов преодоления права вето: процедурная корректировка предложения или перевес

голосования простого большинства права вето.

Так, например, в 2006 году генсек ООН Кофи Аннан предложил расширить число членов Совбеза с 15 до 24, включив обязательно ФРГ, Японию, Бразилию и Индию, однако это предложение не получило поддержки. Текущие постоянные члены Совета безопасности не хотят увеличивать своё число, поскольку боятся усложнения процесса принятия решений и ослабления своего политического веса.

Что касается реформирования Устава ООН, то здесь возможны два случая: внесение поправок и полный пересмотр Устава ООН.

Специализированные учреждения ООН.

Это универсальные межправительственные международные организации, созданные на основе межправительственных договоров, для многостороннего регулирования сотрудничества государств в определенных областях межд. отношений, связанные с ООН специальными соглашениями.

Их 19, по целям и сферам деятельности:

А) развивающие межд. сотрудничество в социо-культурной сфере (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др. );

Б) в сфере транспорта и связи (Всемирный почтовый союз, ИКАО и др. );

В) в области финансово-экономических отношений (МБРР, МВФ, ВТО и др. );

Г) продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО);

Д) Особое положение занимает Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В силу специфики выполняемых им задач эта организация подчиняется непосредственно Совбезу ООН.

Все другие учреждения координируются через Экономический и Социальный Совет.

Эти организации юридически самостоятельны, имеют собственные уставы. Они В экономических организациях, как правило, только капиталистические государства, поскольку они всегда строятся на рыночных отношениях. Все эти организации имеют одинаковую структуру руководящих органов, включающую ассамблею, директорат и генерального секретаря или президента.

Специализированные учреждения ООН разрабатывают и принимают тексты многосторонних конвенций, международных технических регламентов, стандартов, правил по вопросам, входящим в их компетенцию. Таким образом, они создают единообразие норм в специальных областях сотрудничества.

Региональные организации: понятие, виды, условия правомерности создания и деятельности.

Региональные организации по вопросам мира и безопасности – международные организации, созданные для поддержания международного мира и безопасности в определенных регионах мира, чьи цели, задачи и действия имеют четкие пространственные ограничения.

Они бывают общей и специальной компетенции. Выделяют региональные организации универсального характера (Организация американских государств, Африканский союз), региональные организации военного характера (НАТО), региональные организации политического характера (ОБСЕ, АСЕАН).

Такие региональные организации не должны ставить под сомнение исключительное право Совета Безопасности ООН применять силу для урегулирования ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности. В случае осуществления (планирования) ими мер по коллективной самообороне незамедлительно об этом должен быть поставлен в известность Совет Безопасности ООН. Совет Безопасности ООН вправе использовать там, где это уместно, указанные региональные организации для выполнения своих решений, направленных на поддержание международного мира и безопасности (например, миротворцы Африканского союза выполняли резолюции Совета Безопасности по урегулированию вооруженного конфликта в Судане).

Содружество независимых государств: правовые основы деятельности, система органов.

Содружество независимых государств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. Исключение – прибалтийские государства и Грузия, вышедшая из состава СНГ в 2009 г.

СНГ не обладает наднациональными полномочиями.

Правовые основы её деятельности регулируются Уставом СНГ, принятом в 1993 г., а также Конвенцией о Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ 1995 г., соглашением о статусе Экономического суда СНГ 1992 г., Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и иными международными договорами.

Руководящими органами является: Совет глав государств, Совет глав Правительств, Совет Министров иностранных дел, Совет министров обороны, Межпарламентская ассамблея, Экономический суд. Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет. Секретариат организации работает в Минске.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...