Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая биография исследователя




КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

ТАУМА САНТОСКИ

(2 ноября 1958 г. – 19 августа 1991 г. )

Кристофер Толкин и Таум Сантоски, 1987 г.

 

 

19 августа 1991 г. умер исследователь Таум Сантоски. В предисловии к IX тому «Истории Средиземья» Кристофер Толкин написал: «Эта книга посвящается Тауму Сантоски, в благодарность за то, что он поддерживал и воодушевлял меня во время работы над «Властелином колец» и в признание его долгих трудов по приведению в порядок и подготовке к копированию рукописей в Маркетте, трудов, которые, несмотря на смертельную болезнь и ухудшающееся состояние, он заставил себя довести до конца». Этот том вышел в свет через несколько месяцев после смерти Сантоски.

Таум родился 2 ноября 1958 г., и за свою недолгую жизнь (ему было 32 года) он заслужил уважение всех ведущих толкиноведов.

Кристина Скалл вспоминала о своём опыте коллекционера-толкиниста, что «были американцы, желавшие получить британские книги, так что основным методом было найти партнёра по обмену. Джессика Йейтс, давний член Толкиновского Общества, обменивалась с Джоном Рейтлиффом, который был тесно связан с Таумом Сантоски и архивом Толкина в университете Маркетта. Когда Тауму понадобилось приобрести партнёра для обмена < книгами>, Джессика предложила меня».

В указателе к сборнику «Писем» Толкина К. Скалл и У. Хэммонд отмечают, что Таумом Сантоски был опубликован более полный указатель отсылок к эльфийским языкам в толкиновских письмах.

Верлин Флигер заявляла: «Я чувствую себя в огромном неоплатном долгу перед Джоном Рейтлиффом и ушедшим от нас, но всё ещё оплакиваемым Таумом Сантоски, который в 1984 г. впервые показал мне комментарии Толкина о времени в рукописных черновиках " Властелина колец" ».

Упомянутый ей Джон Рейтлифф, автор «Истории " Хоббита" », стал литературным душеприказчиком Таума. По словам Питера Кольера, «написание этой книги сначала было поручено Тауму Сантоски (американцу, связанному с Маркеттским собранием, в котором находятся рукописи). Я знаю, что он работал над ней в 1980-е гг. Важно знать, что эта задача была на самом деле ему поручена Кристофером Толкином, который решил не работать над «Хоббитом», когда занимался «Историей Средиземья». Сантоски умер от рака в 1991 г. (безвременная, трагическая смерть)».

Сам Рейтлифф отмечал в предисловии к «Истории " Хоббита" »: «На протяжении всего текста я привлекаю работу моего друга Таума Сантоски. Эта книга началась как наш совместный труд, и хотя в результате весь текст и комментарии принадлежат мне, я полагался на первопроходческую работу Таума, определившего правильную последовательность рукописей. Областями, в которых Таум был особым специалистом, были созданные Толкином языки и его графика, и остаётся лишь глубоко сожалеть о том, что он слишком мало из этого изложил на бумаге; соответственно, я полагаюсь на свои воспоминания о множестве наших бесед об этой книге в различных местах текста».

Вспоминая Таума, Джон Рейтлифф писал: «Дженис < Колтер> и я виделись с Сантоски практически каждый день два долгих года, с тех пор, как ему диагностировали, что его болезнь смертельна, до самого конца, и я думаю, именно его смерть действительно преподала мне урок, что друг незаменим. Ты можешь, и будешь, заводить новых друзей, но воспоминания о том времени, которое ты проводил с теми, кого уже нет, странным образом обрезаются, почти замыкаются сами в себе, когда ты становишься единственным, кто должен их хранить. < …> Это одна из тех вещей, с которыми сталкиваешься, становясь старше, но ситуация с Таумом, который был моим ровесником (буквально, родившись всего на месяц раньше), меня потрясла».

Памяти Таума Сантоски были посвящены два номера журнала «Vinyar Tengwar»: № 19 (где был опубликован некролог, в котором Патрик Уинн вспоминал его благородство и энтузиазм) и № 24.

Опубликованное наследие Сантоски невелико: пять статей и два сборника толкиновских рукописей из собрания университета Маркетта (1984 и 1987 гг. ), в которых он выступал как редактор. Однако память о нём хранится до сих пор.


 

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦЫ

ВЕРЛИН ФЛИГЕР

(24 февраля 1933 г. )

 

Флигер, Дуглас Андерсон и Кристофер Толкин на оксфордской конференции в 1992 г.

 

24 февраля исполнилось 85 лет Верлин Флигер, исследовательнице Толкина, под редакцией которой были изданы «Кузнец из Большого Вуттона» (расширенное издание, 2005, 2015), «О волшебных сказках» (расширенное издание, совместно с Д. Андерсоном, 2008), «История Куллерво» (2015), «Баллада об Аотру и Итрун» (2016).

Она является авторкой книг «Расщеплённый свет: логос и языки в мире Толкина» (1983), «Вопрос времени: дорога Дж. Р. Р. Толкина в Фэери» (1997), «Прерванная музыка: создание толкиновской мифологии» (2005), «Зелёные солнца и Фэери: очерки о Дж. Р. Р. Толкине» (2011), «Всё время была волшебная сказка: ещё больше очерков о Толкине» (2017), множества статей по толкинистике, одним из редакторов научного журнала «Tolkien Studies». По образованию она – специалистка по английской литературе (бакалавр – 1955, магистр – 1972, доктор философии – 1977), с 1971 года работала ассистенткой в Католическом университете, с 1976 г. преподаёт в Университете Мериленда (с 2012 г. заслуженный профессор в отставке). Читала курсы по мифологии (включая индийскую, скандинавскую, кельтскую и индейскую), медиевистике, артуровским легендам. Кроме того, она пишет художественную прозу: «Постоялый двор в Корбис Коу» (роман о том, как забывают и вспоминают в сказочные времена), «История свинки» (роман о любви, жертвенности и искуплении, тематически связанный с кельтскими мифами) и сказочно-фантастические рассказы.

«Впервые я прочитала «Властелин колец» зимой 1956/1957 гг. В то время эта книга была большой новинкой. Не так уж много людей её прочитало. Одна из моих тогдашних коллег была из Англии, и её брат отправил ей первое английское издание. Книга пошла по рукам, и мы все прочитали её. Даже тогда я понимала, что Толкин основывался на обширном корпусе мифологических источников: там был беовульфовский материал, артуровский материал, кельтский материал – и всё это он трансформировал в свой собственный вторичный мир».
«Я начала читать его троим своим детям, когда старшему ребёнку было восемь, а младшему – два. Для меня стало традицией читать его им каждое лето».

По словам Флигер, она преподаёт не только курсы по отдельным работам Толкина («О волшебных историях», «Беовульф: чудовища и критики», «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин колец»), но и обобщающие – «Автор столетия» (название курса позаимствовано из книги Т. Шиппи), «Толкин о войне» и др.

«Однако я начинала, когда сама ещё училась, с преподавания курса по фантазийной литературе, который был всего лишь прикрытием для того, чтобы ввести «Властелин колец» в учебный план. Очень скоро я поняла, что это вносит дисбаланс в программу, так как он был слишком велик, чтобы оставалось место для чего-то иного. Мы с другим коллегой по факультету выкинули оттуда Толкина и ввели другой курс под названием «Толкин, миф и средневековая традиция» < …> С некоторыми изменениями я читаю этот курс до сих пор».

Влияние Толкина на жанр фэнтези Флигер оценивает как «Огромное. Невероятное. И не всегда положительное. Он отбрасывает очень большую тень. Очень сложно выбраться из-под тени Толкина. < …> Большая часть фэнтези, появившейся после «Властелина колец», или подражает ему, или вовсю с ним борется – что тоже в некотором смысле одна из форм эпигонства».

Фотография № 1. Верлин Флигер в 2021 г.

В рамках курса «Автор столетия», по словам Флигер, «мы охватываем два больших эссе, «О волшебных сказках» и «Беовульф: Чудовища и критики», а затем мы читаем, подряд, «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин колец» – более или менее в порядке хронологии толкиновского вторичного мира – для того, чтобы получить обзорное представление обо всём корпусе основных художественных произведений Толкина, чтобы отметить в них последовательность и её нарушения».

«При посредстве " Истории Куллерво" Толкин осознал, что язык, культура и мифология неразрывно связаны. Он изобрёл язык – и поэтому изобрёл мифологию», – рассказывала Флигер. – «Финский язык крайне сложен. Я знаю это по себе. Я сама пыталась его изучать», – вспоминала она.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...