Что должен уметь ребенок на момент поступления в школу?
Что должен уметь ребенок на момент поступления в школу? Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с большим трудом. У других детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно-выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они раньше начинали учиться в школе. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение конструировать, оперировать предметами, знаками и символами. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Знакомство с формами и методами обучения детей с ОВЗ счету Счёт включает следующие компоненты: 1. Цель – выразить количество числом 2. Средства достижения цели – процесс счёта 3. Результат счёта – обобщающее число Перед тем, как обучать детей счету, необходимо создавать ситуации, в которых дети сталкиваются с необходимостью умения считать. Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству. 1 этап. Ознакомление детей с назначением счёта. Обучение умению отвечать на вопрос «Сколько? », называя последнее при счёте число. Взрослый сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число, отвечают на вопросы «Сколько? », «Поскольку? », «Чего больше? » Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов. 2 этап. Взрослый учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5. Рассмотрим пример обучения счету до трёх. На 1 этапе взрослый предлагает детям две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки). Вопросы: - Сколько зайчиков (белочек)? - Поровну ли зайчиков и белочек? Далее добавляется один предмет к одному из этих
множеств (прискакал зайчик). - Поровну ли сейчас белочек и зайчиков? - Сколько было, сколько стало зайчиков? Взрослый сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все множество. «Всего три зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «три». Добавляем еще одну белочку. - Поровну ли теперь зайчиков и белочек? - Сколько стало белочек? Взрослый считает белочек (одна, две, три; всего три белочки). Согласовывает существительные и числительные в роде и числе. Дети видят, что числительное «три» является общим показателем количества для зайчиков и белочек. На 2 этапе, обучая детей процессу счета, взрослый побуждает их придерживаться следующих правил: Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением. Не пропускать предметы, числа, не называть их повторно. Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже. После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно). После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число. Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное. Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип) Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз» для ответа на вопрос «сколько? ». Место числа в числовом ряду Работу следует начать с числовой лестницы. Одну ступеньку обозначаем числом 1, две ступеньки - числом 2, три ступеньки - числом 3, четыре ступеньки - числом 4. Дети «поднимаются» и «опускаются» по «лесенке» (ведут счет). Затем определяется место числа в числовом ряду. Например, цифра 4 стоит после цифры 3, так как число 4 идет после числа 3 при счете. Учащиеся в своем наборном полотне находят цифру и расставляют все известные им цифры по порядку, т. е. в порядке последовательности числового ряда. Учащиеся должны знать, что число 4 стоит после числа 3 и перед числом 5. «Соседи» числа 3 - числа 2 и 4. Между числами 3 и 5 стоит число 4. На этом этапе полезна работа с иллюстрацией чисел соответствующим количеством предметов.
Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное и иллюстративное его изображение все чаще следует воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: записать числа по порядку от 1 до 4; записать числа от 4 до 1; заполнить числовой ряд 1, 3; вставить пропущенные числа (или закрыть «форточкой»); найти соседей числа? 2?. Счет в прямой и обратной последовательности Обучение счету в пределах данного числа происходит после знакомства учащихся с его образованием. Если учащиеся пришли в 1-й класс школы VIII вида, умея считать в пределах 10, то этот счет необходимо закреплять и совершенствовать. Прежде всего учитель учит брать предмет в руку и откладывать его в сторону, затем отодвигать. Потом ученики считают, дотрагиваясь пальцем до каждого предмета, затем только показывают предметы, не дотрагиваясь до них. После этого они считают «глазками», т. е. смотрят на предметы. Во всех этих упражнениях ученики считают вслух. И только тогда учитель просит пересчитать предметы про себя. Каждый раз после пересчета предметов учитель задает вопрос: «Сколько? » Например: «Сколько здесь карандашей, посчитай». После пересчета учитель опять спрашивает: «Здесь 3 карандашей? » (Карандаши можно собрать в одну руку. ) Первые предметы, которые пересчитывают учащиеся, должны быть хорошо им известны, не надо отвлекать учащихся новизной, излишней красочностью. Все внимание должно быть сосредоточено на счете. Для счета сначала выбирают одинаковые предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся размером, цветом, материалом. Учащиеся пересчитывают предметы, объединяя в одну совокупность множество синих и красных карандашей, больших и маленьких шаров, деревянных и пластмассовых палочек различной окраски. Наконец, они пересчитывают и разнородные предметы: «Сколько деревьев (берез и елей) стоит в ряду? », «Сколько игрушек? ». Счет ведется как слева направо, так и справа налево, сверху вниз, снизу вверх. При пересчитывании важно, чтобы ученик не только называл результат счета: «Здесь 5 игрушек», «Стоят 7 деревьев», но и правильно показывал все множество сосчитанных предметов. Когда учащиеся научились пересчитывать предметы в горизонтальном ряду, надо варьировать расположение предметов, предъявляя их в вертикальном, наклонном рядах, в сложной группе (вразброс). Это необходимо делать потому, что в силу стереотипности мышления первоклассники не могут использовать свой опыт счета горизонтально расположенных предметов при счете предметов, данных в ином положении. Только разнообразные упражнения в счете разных предметов, различно расположенных в пространстве и на плоскости, помогают сформировать у учащихся навыки счета.
Отвечая на вопрос: «Сколько? », учащиеся учатся считать отдельные предметы, предметы, объединенные в цепочки (ребенок может дотронуться, отодвинуть предмет при счете, но не может взять его в руки), изображения предметов на картинках, таблицах, числовых фигурах (ребенок может дотронуться до предметов, но не может отодвинуть их, взять в руки). Счет в двух последующих случаях более труден. Сначала дети учатся присчитывать по одному предмету, а потом отсчитывать, затем считать и равными числовыми группами - по 2, 5, 3, 4.
Процесс знакомства с числом: 1. Сравнение множеств 2. Сравнение чисел 3. Образование равенства, вспоминаем как образовать предыдущее число 4. Образование неравенства 5. Взрослый пересчитывает элементы множества и интонационно подчёркивает последнее число Рассмотрим, как показать образование числа (например, числа 3). Необходимо опираться на сравнение двух множеств по количеству. Вопросы: - Сколько белочек? (две) - Сколько зайчиков? (два) Добавляем одного зайчика. - Сколько стало зайчиков? - Сколько было? - Сколько добавили, чтобы стало 3? - Как получить число 3? (Надо к двум добавить единицу, получим 3). С помощью проблемной ситуации необходимо показать отличие процесса счета от процесса отсчитывания. Сосчитать – это значит определить, сколько всего элементов в множестве. Отсчитать – выделить указанное количество элементов из множества. Правила счета и отсчитывания совпадают, однако при обучении отсчитыванию особое внимание следует уделить следующему правилу: числительное надо называть лишь на 1 момент движения. Последовательность в обучении: 1. Посчитать предметы образца, используя приём «жест рукой» 2. Пересчитать предметы зрительно, назвать число 3. Отсчитать заданное число предметов 4. Ответить на вопрос «Сколько отсчитал? Почему? » Виды упражнений по отсчитыванию: · Отсчитывание по образцу (столько-сколько); сначала образец дается в непосредственной близости, а затем на расстоянии; · Отсчитывание по названному числу (или показанной цифре); Разница в назначении счёта (количественный – чтобы определить количество, порядковый – чтобы установить последовательность). Используем различные числительные (один, два…; первый, второй…) Количество не зависит от направления счёта, порядковое числительное зависит от направления счёта Сначала детям предлагаются подготовительные упражнения (с несколькими видами наглядного материала), в которых показывается, что для ответа на вопрос «сколько? » необходимо использовать числительные «один, два, три», т. е. количественные. При этом не важно, в каком направлении ведется счет и как предметы расположены в пространстве. Затем знакомство с порядковым счетом проводится в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»). Взрослый показывает детям, что для ответа на вопрос «Какой по счету? » используются порядковые числительные: первый, второй, третий и т. д.. Важно, чтобы предметы располагались линейно и указывалось направление счета. Пример: сказка «Теремок». Взрослый выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел: первая – мышка, вторая - лягушка…. После этого задаются 2 вида вопросов: - Кто пришел первым, вторым, третьим…? - Каким по счету стоит мышка, ежик…? (указывается, что считать следует слева направо). Затем предлагается ответить на те же вопросы, но счет вести справа налево. После этого взрослый подводит детей к тому, что определить место предмета среди других можно лишь, если герои стоят упражнения, в которых определяется: какой предмет каким по счету расположен. Например: в процессе в ряд. Для закрепления проводятся ознакомления с геометрическими фигурами: «Как называется фигура, которая стоит на третьем месте? ». Здесь же вводятся понятия «следующее и предыдущее» число. После ряда предложенных упражнений: « Назови кто следующий стоит по порядку? », «Какая фигура стоит впереди квадрата? », « Назови номер следующего вагона? », « Назови номер предыдущего дома? » ребенок должен самостоятельно назвать следующее (предыдущее) число от заданного числа по просьбе взрослого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|