Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство детей с цифрами




Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно - от номера своей квартиры, палаты в больнице и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса и т. д. и т. п. Очень важно продемонстрировать детям (ребенку) цифры с разным шрифтом. Предложите ему собрать в одну группу все цифры «5», которые будут отличаться между собой цветом, шрифтом, величиной.

Цифра - это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Ранняя символизация ради манипулирования символами не имеет смысла, если ребенок не понимает сущности процесса счета как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества. Момент для знакомства детей с цифрами взрослый определяет сам, когда видит, осознанно или нет ребенок считает (достаточно и счета до 3). Если это так, то уже можно знакомить его с цифрами. Необходимо помнить, что цифры - понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.

В связи с этим лучше не смешивать процесс обучения счету со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов - это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы взрослого при знакомстве детей с цифрами:

· научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе, номер палаты и т. п. );

· научить детей соотносить слово - числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестезически). Для того широко используются тактильные цифры.

 Их можно изготовить самим или использовать пособия «Монтессори»

Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание).

Дети припоминают еще, где и в каких случаях взрослые используют цифры как условные значки. «Могут ли значки-цифры показывать и количество предметов? » Вслед за этим взрослый показывает один предмет и обозначает его цифрой 1, показывает два предмета и обозначает их цифрой 2, показывает три предмета и обозначает их цифрой 3. Дети упражняются в различении этих трех цифр, разных по своей конфигурации и легко запоминаемых.

После знакомства с получением числа взрослый знакомит с обозначением этого числа цифрой, как печатной, так и рукописной. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали его с другими цифрами. Взрослый ставит цифру под соответствующим количеством предметов или под картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре. Далее надо обучить детей письму цифр. Это довольно сложный процесс. В пропедевтический период взрослый должен хорошо выяснить возможности и особенности написания цифр каждым ребенком, учитывая его физические особенности развития кисти рук. Для детей, у которых процесс письма по тем или иным причинам затруднен, необходимо заранее приготовить дополнительные пособия (фанерные или пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями - в них можно вставить карандаш и писать цифры, обводя прорези).

Последовательность знакомства с написанием цифр:

1. Показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры;

2. Показ взрослым письма цифры на доске, графическом планшете (при этом обращается внимание на направление движения мела, курсора);

3. Обводка (пальцем, указкой) модели цифры;

4. Письмо цифры в воздухе;

5.  Письмо цифр в тетрадях по образцу. Для отдельных детей взрослый пунктиром или тонкими линиями пишет цифры, а они лишь обводят их. Некоторым детям необходимо поставить лишь две-три опорные точки.

Если у ребенка значительные нарушения моторики, мелкие движения пальцев рук затруднены, то они не смогут писать цифры в одну клеточку. Таким детям разрешается писать цифры в две клеточки, а то и крупнее. Дети, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек при написании цифр, необходимо выделять (проводить) строчки синим карандашом.

Отдельным детям доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафаретам, письмо вместе со взрослым.

Дети легко усваивают цифры. Особое внимание следует обратить лишь на те, между которыми имеется некоторое сходство; для их различения требуется более тонкая дифференцировка, например: 1, 4. Поэтому цифры целесообразно изучать не по порядку, а соединяя в группы по начертанию. Например, одно из занятий взрослый посвящает цифрам 1 и 4, в соответствии с которыми дети подбирают количество предметов. При знакомстве с ними обращается внимание детей на конфигурацию каждой цифры, сравнивается начертание, анализируются их детали (устанавливается общее и различное). Сравнивая цифры 1 и 4, дети описывают их различия, «рисуют» в воздухе.

Далее детям раздают по три цифры. Взрослый ставит на столе то или иное количество отдельных игрушек, а дети должны ответить, сколько их, подняв соответствующую цифру. Следующее занятие может быть посвящено знакомству с цифрами 2 и 5, начертание которых также анализируется и сравнивается. Обращается внимание детей на то, что у цифры 2 кружок слева вверху, а у цифры 5 полукруг внизу справа и что у цифры 5 имеется наверху волнистая линия, а у цифры 2 такая же линия внизу.

 Очень важно продемонстрировать детям (ребенку) цифры с разным шрифтом. Предложите ему собрать в одну группу все цифры «5», которые будут отличаться между собой цветом, шрифтом, величиной.

Для закрепления полученных детьми знаний рекомендуются примерные занятия. Взрослый вывешивает цифру, а дети в соответствии с нею отсчитывают мелкие предметы и выкладывают их на своих столах, или находят соответствующие карточки с числовыми фигурами, или воспроизводят соответствующее количество движений и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...