Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение детей соотнесению числа, цифр с количеством




Обучение детей соотнесению числа, цифр с количеством

На первых занятиях дается понятие о числе и цифре. Цель последующих занятий - познакомить детей с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением количества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рассмотреть количественные и порядковые отношения уже известного детям отрезка натурального ряда.

Перед письмом цифр детям предлагается обвести цифры из наждачной бумаги или фланели, наклеенные на карточках. Ребенок водит пальцем по цифре, как бы вычерчивая ее, затем повторяет ее название. Письмо цифр сочетается с их проговариванием, а также счетом (написать одну, две, три, четыре цифры).

Взрослый добивается от каждого ребенка правильного, четкого написания цифр, что является залогом правильных вычислений при решении примеров и задач.

Дети вначале не связывают число с цифрой. Осознание такого соотношения требует многочисленных упражнений разнообразного характера, например:

К заданному количеству предметов подобрать нужную цифру. Взрослый говорит: «Мама купила 4 апельсина. Покажите цифрой, сколько апельсинов купила мама. Проверим. Посчитаем вместе, хором, и прикрепим цифру 4».

К цифре подобрать соответствующее количество предметов. «Эта кукла не умеет говорить, но знает цифры. Смотрите, какую цифру она показала (3). Это она просит конфеты. Сколько конфет она просит? Дадим кукле 3 конфеты».

Игра «Найди нужные картинки». Дети получают коробочки с набором картинок (1-5 картинок) и цифру. К цифре они должны подобрать все картинки с соответствующим количеством предметов. Затем к каждой картинке ребенок подбирает нужную цифру.

Например, сравниваются множества яблок и груш (яблок 3, а груш 4). Дети раскладывают груши в ряд, а под каждой грушей кладут яблоко, т. е. устанавливают взаимно однозначное соответствие. Одна груша лишняя - груш больше. Одного яблока недостает - яблок меньше. Значит, 4 больше, чем 3, а 3 меньше, чем 4.

Затем дети сравнивают числа, абстрагируясь от конкретных множеств: «Какое число больше: 5 или 3? Сколько лишних единиц в числе 5? Сколько их недостает в числе 3? Что нужно сделать, чтобы уравнять числа? »

Дети должны хорошо усвоить, что все числа, предшествующие данному (те, которые стоят в числовом ряду перед данным числом, раньше его, ближе к началу числового ряда), меньше данного, а все последующие числа (те, которые стоят после данного в числовом ряду, дальше от начала) больше данного. Использование иллюстративной таблицы с изображением множеств и чисел, а также «числовой лестницы» поможет им в сравнении чисел, известного им отрезка числового ряда.

Изучив цифры с ребенком, можно переходить к знакам «больше», «меньше», «равно». Для того чтобы понять, какая из цифр больше или меньше, дошкольнику нужно увидеть различия между ними. Для этого предлагаю воспользоваться кубиками лего:

Для закрепления сравнения чисел могут быть использованы упражнения: «Сосчитай, сколько здесь синих шаров. Покажи цифрой», «Отсчитай красных шаров больше. Покажи, сколько красных шаров ты отсчитал», «Какое число больше (меньше)? », «Сколько лишних единиц в большем числе? » (Аналогичное упражнение с использованием понятий «столько же», «меньше». ) Подобные упражнения можно проводить с хлопками, прыжками и т. д.: «Покажи число три», «Покажи числа, большие числа 3», «Покажи столько же пальчиков. Покажи пальчиков больше (меньше)».

 

Обучение детей с ОВЗ счету в пределах пяти.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами иногда не совсем понятны ребенку. Тем не менее вы можете учить его счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать.

Спросите у ребенка сколько яблок лежит на столе, пересчитайте вместе с ним указывая на каждое пальчиком (одно, две, три, четыре, всего 4). У всех, без исключения, дошколят преобладает наглядно-образное мышление. А потому все, что проговаривается устно, они обязательно должны увидеть и даже потрогать. Начинать обучение всегда надо в игре. Играя с ребенком, вы должны считать куклы, машинки, шарики и другие игрушки. Например, убрали машинку, тут же пересчитали предметы. Добавили шарик, снова пересчитали предметы. Рядом с посчитанными предметами можно класть карточку с цифрой, чтобы дети визуально запоминали, какое количество предметов соответствует каждой цифре. При счете пальчик не должен опережать слов и наоборот. Счет нужно начинать с левой стороны от ребенка.

Обучаем детей пересчитывать предметы до трех. Необходимо, чтобы дети поняли, что при пересчете один номер соответствует одному предмету, т. е. нельзя ни пропускать предметы при пересчете, ни считать один и тот же предмет два раза. Счет нужно начинать с левой стороны от ребенка. Чтобы практически проявить это понимание, дети должны перекладывать предметы при пересчете или, если это нарисованные предметы, то со значительным усилием нажимать на каждый пересчитываемый предмет пальцем. Задания на пересчет на начальном этапе можно предлагать детям не на занятии, а в бытовой деятельности и в сюжетной игре. Следите, чтобы дети не говорили «раз», а говорили «один». Убедитесь, что дети понимают, что последний номер при пересчете является общим количеством предметов. После того как ребенок закончил пересчет, переспросите его: «Сколько всего? »

Для лучшего запоминая счета можно предложить игры и упражнения: счет на слух и счет по осязанию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...