Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений
Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений · «Поставь точки в центр круга» Оценка: · 1 уровень—движения выполняются четко, точно · 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками · 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции · «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания · «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка: · 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок · 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор · 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор · «Проведи путь по лабиринту». Оценка: · 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий · 2 уровень—линия не ровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание · 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор · «Заштрихуй фигуру». Оценка: · 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры · 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий · 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм. Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций · «Скопируй фигуры». Оценка: · 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление · 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления · 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление
· «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания) Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически. Можно использовать «Тест на развитие графического навыка»: Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших — два маленьких — два больших — два маленьких, и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются. Оценка результатов теста
Результат 6-5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо. Результат 4-3 балла — у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо. Результат 2-0 баллов графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму: · низкий темп письма; · быстрая утомляемость при письме; · неровная, «дрожащая» линия; · «угловатое» письмо, трудности в написании овалов; · слишком сильный или слабый нажим; · трудности в воспроизведении формы графических элементов; · несоблюдение размера графических элементов; · несоблюдение наклона письма; · большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо; · нежелание выполнять письменные упражнения.
МИНИ-ЛЕКЦИЯ 2. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУКИ Мелкая моторика и ее значение в жизни человека Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: Ø в связи с развитием познавательных способностей; Ø в связи с развитием речи; Ø развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д. Б. Эльконин). С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни. Психофизические основы развития мелкой моторики
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности. Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2, 5 годам. Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения. Решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|