Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений




Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений

· «Поставь точки в центр круга» Оценка:

· 1 уровень—движения выполняются четко, точно

· 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками

· 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции

· «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания

· «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:

· 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок

· 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор

· 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор

· «Проведи путь по лабиринту». Оценка:

· 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий

· 2 уровень—линия не ровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание

· 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор

· «Заштрихуй фигуру». Оценка:

· 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры

· 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий

· 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

· «Скопируй фигуры». Оценка:

· 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление

· 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления

· 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление

· «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)

 Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически.

Можно использовать «Тест на развитие графического навыка»:

 Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших — два маленьких — два больших — два маленьких, и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки.

Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов теста

 


Баллы

Характер линий ровная, прямая, нажим ровный
        неровная, дрожащая, двойная, искривленная
Размер элементов соответствует эталону
        не соответствует эталону
Форма элементов соответствует эталону не соответствует эталону
Наклон соответствует эталону
    не соответствует эталону
Отклонение от строчки незначительное (не более 30)
    значительное
Последовательность элементов правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов
    неверно воспроизведена последовательность элементов о

 

Результат 6-5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4-3 балла — у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2-0 баллов графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

· низкий темп письма;

· быстрая утомляемость при письме;

· неровная, «дрожащая» линия;

· «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

· слишком сильный или слабый нажим;

· трудности в воспроизведении формы графических элементов;

· несоблюдение размера графических элементов;

· несоблюдение наклона письма;

· большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

· нежелание выполнять письменные упражнения.

 

МИНИ-ЛЕКЦИЯ 2. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУКИ

Мелкая моторика и ее значение в жизни человека

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

Ø в связи с развитием познавательных способностей;

Ø в связи с развитием речи;

Ø развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д. Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Психофизические основы развития мелкой моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий.

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2, 5 годам. Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...