Раздел 3. Формирование и развитие графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
МИНИ-ЛЕКЦИЯ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ Для успешного обучения детей в общеобразовательной школе одной из важных задач является подготовка к письму. В связи с этим необходимо целенаправленно заниматься развитием графических навыков. Без специальной предварительной подготовки детям очень трудно будет включиться в режим учебной работы в школе. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Дети с ОВЗ, не посещающие образовательные организации, нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи и специальной подготовке к школе. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей с ОВЗ первоначальных графических навыков. Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу. Детей нужно учить аккуратно проводить линии в ограниченном пространстве, заштриховать контуры рисунков прямыми, горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями, прерывистыми линиями и точками.
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность развития и укрепления тонкой мускулатуры кисти руки, отработку координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не требует значительной концентрации внимания со стороны ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Коротко их можно сформулировать так: - посадка при письме: дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола; ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево; - положение рук при письме: руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, левая — лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист; - положение кисти пишущей руки: кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони;
- положение карандаша: карандаш кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает карандаш, а указательного — легко кладется сверху (расстояние — 1, 6 см от пишущего узла) для управления карандашом при письме; -положение тетради: тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди; по мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка. Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей. Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: взрослый объясняет правила, например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап — самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой. Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, карандаша; ведение руки по строке слева направо. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. Работа по развитию у детей графических навыков ведется в специальных тетрадях в клетку (на первом этапе), на втором и третьем этапе тетради в косую линию. Для зарисовки, обводки, штриховки фигур используются тетради в крупную клетку. Для дополнительной работы в свободное время необходимо завести специальные альбомы. Вся работа по развитию графических навыков и умений делится на несколько этапов: Подготовительный этап – ребенок знакомится с правилами посадки, положения рук, кисти рук при письме, положением карандаша и тетради. Вырабатываются навыки по каждому из гигиенических правил. Первый этап – самый простой по содержанию, но самый трудный для детей, так как нужно закрепить знания детей правильно сидеть при письме, правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради, одновременно начинать и заканчивать работу, вслушиваться в инструкции педагога (родителя), запоминать и точно выполнять их, контролировать свою работу и правильно оценивать ее результат. На первом этапе штриховка только прямыми линиями, далее чередуются вертикальные и горизонтальные линии (то сверху вниз, то слева направо). Это требует от детей большего внимания при выполнении упражнений, которые становятся сознательной деятельностью, а не механическим повторением одних и тех же движений. Далее задания усложняется: дети учатся писать прямые линии без точки, самостоятельно находя место для начала и конца. Это требует от них уже большего внимания и сосредоточенности. Если некоторые дети затрудняются, нужно подсказать, чтобы они поставили сами точки для нескольких линий.
Первоначально дети осваивают письмо того или иного элемента, а затем вводится письмо групп элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка элементов подбирается с учетом возможности преобразования их в цветную каемочку. Постепенно также вводятся зрительные диктанты, а затем и слуховые. На более поздних этапах обучения можно включать в занятия одновременно и зрительный и слуховой диктант. Второй этап - осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур наклонными линиями. На II этапе обучения дети, усваивая письмо наклонных линий, штрихуют фигурки, каёмочки. На третьем этапе вводятся следующие темы: соединительное написание палочек с закругленными внизу, вверху, вверху и внизу одновременно (три занятия). Два занятия отводится теме «Овалы». На первом занятии дети учатся писать овалы по одной точке, на втором занятии – написание овала без точек. Написание овала вводится и в последующие занятия, на которых дети пишут сочетания различных элементов, группируя их затем для зарисовки каёмочки. Далее идет уже непосредственное обучение письму. Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. Для этого можно предложить ребенку выполнить несколько заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|