Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий




Задержание подозреваемого согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ представляет собой меру процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Основания и процессуальный порядок задержания подозреваемого установлены в гл. 12 УПК РФ. Особенности задержания установлены для некоторых лиц из числа указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ. К ним относятся: 1) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы; 2) судья федерального суда, мировой судья; 3) прокурор; 4) Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ; 5) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; 6) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.

Закрепленные в ст. 449 УПК РФ особенности задержания не распространяются на следующих лиц: 1) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления; 2) судья Конституционного Суда РФ; 3) судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 4) кандидат в Президенты РФ; 5) следователь; 6) адвокат; 7) Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ; 8) руководитель следственного органа; 9) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 10) зарегистрированные кандидаты в депутаты. В отношении их задержание осуществляется по общим правилам, установленным в действующем законодательстве.

Первая группа лиц обладает иммунитетом против задержания. Сразу же после установления их личности данные лица незамедлительно освобождаются. Исключение составляют случаи, когда лица задержаны на месте преступления, т. е. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Однако и в данном случае задержание не исключает применения к лицам особого порядка разрешения вопроса об их заключении под стражу.

Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении лиц из числа указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ установлены в ст. 450 УПК РФ. Они состоят в следующем.

Судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу принимается: 1) в отношении судьи Конституционного Суда РФ — с согласия Конституционного Суда РФ; 2) в отношении судей иных судов — с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей; 3) в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы; 4) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ — с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 5) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Для избрания иных мер пресечения из числа указанных в гл. 13 УПК РФ процедура согласования не применяется. К иным лицам, не указанным в ч. 2—3, 4 ст. 450 УПК РФ, любые меры пресечения применяются в общем порядке.

Однако в любом случае для применения мер пресечения необходимо наличие установленных законом оснований (ч. 1 ст. 97 УПК РФ) и соблюдение надлежащей процедуры.

Среди следственных действий, которые производятся в рамках досудебного производства по уголовному делу, законодатель предусмотрел особую процедуру обыска. Данное следственное действие осуществляется в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по судебному решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Малоэффективным будет обыск в жилище депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, если они в момент обсуждения вопроса находились в зале заседания. Поэтому реально обыск может производиться лишь после того, как в отношении данных лиц будет применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

При необходимости заключения под стражу судьи Конституционного Суда РФ или судьи иного суда Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ после получения судебного решения в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, направляет данное решение вместе со своим представлением в соответствующий орган (в Конституционный Суд РФ или в квалификационную коллегию судей). Эти документы рассматриваются в срок не более пяти суток, после чего должно быть принято мотивированное решение о даче согласия или об отказе в этом.

В отношении иных лиц из числа указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ действует более широкое правило, закрепленное в ч. 5 ст. 450 Кодекса. Если следственные и иные процессуальные действия в соответствии с УПК РФ осуществляются только на основании судебного решения, то в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 477 УПК РФ, это возможно только с согласия соответствующего суда (ч. 1 ст. 448 УПК РФ содержит перечень этих судов). В данном случае следует иметь в виду два момента:1) это требование распространяется лишь на случаи, когда ранее в отношении лица не было возбуждено уголовное дело или оно не было привлечено в качестве обвиняемого с соблюдением процедуры, установленной ст. 448 УПК РФ; 2) этот порядок не распространяется на лиц, для возбуждения уголовного дела в отношении которых или для их привлечения в качестве обви няемых согласия суда не требуется (Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, аудиторы Счетной палаты РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ; адвокат; зарегистрированный кандидат в депутаты Государствен ной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного, представительного органа государственной власти субъекта РФ).

 

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.