К чему нужно стремиться?
В медицине профессиональное выгорание достигло чудовищных масштабов. Более половины врачей сообщает, что у них нет сил, им трудно перестать смотреть на людей, как на безликие объекты. Некоторые жалуются на потерю ощущения эффективности собственной работы – все это относится к симптомам выгорания. У медсестер статистика по выгоранию еще выше. Согласно предварительным данным у большинства людей, которые хотят связать свою жизнь с медициной, уровень эмпатии обычно выше среднего, но затем, по мере прохождения подготовки, он снижается. Уже на третьем курсе института у будущих врачей встречаются случаи выгорания. Недавно в Чикагском университете проводилось исследование, в ходе которого было выдвинуто предположение, что уровень когнитивной эмпатии у студентов-медиков сохраняется на том же уровне, а эмоциональной – снижается. Виной тому – интенсивность подготовки, стресс и неумение управлять сложными межличностными взаимодействиями. К счастью, когнитивная эмпатия позволяет врачам проявлять сострадание и заботу, несмотря на физическую и эмоциональную усталость. После обучения интерны и ординаторы продолжают сообщать о симптомах выгорания – они все еще не умеют правильно восстанавливаться. Мы знаем, что среднестатистический врач обычно проводит больше времени, заполняя бумаги, чем общаясь с пациентом. Получается, что врач должен не только заниматься диагностикой и лечением сложных заболеваний, но и уделять чрезмерное внимание «компьютерной» документации при осмотре пациента, лишаясь ценной возможности попрактиковать семь ключевых навыков эмпатии. Возможно, у вас был такой опыт: вы приходите к врачу, тот задает ряд вопросов, а потом начинает стучать по клавиатуре, не обращая на вас внимания. Я уже не говорю о том, чтобы врач смотрел вам в глаза и показывал, что понимает, на что вы жалуетесь и о чем на самом деле беспокоитесь. Вероятно, столь эмпатичные врачи попадались вам нечасто.
Поскольку зрительного контакта не происходит и врач не обращает внимания на ваши эмоции, вы, скорее всего, начинаете чувствовать себя как очередная циферка в его статистике. Но помните – врач тоже чувствует себя винтиком большой машины! Большинству врачей такой стиль работы не нравится. Если доктор занимается исключительно списками и ведет с вами беседу только о том, что вас к нему привело, вы оба теряете немного человечности, хотя раньше именно человечность в медицине ставилась во главу угла. А еще вы оба упускаете возможность испытать прилив дофамина, поскольку настоящего, здорового межличностного контакта не происходит. Электронные медицинские документы не так уж плохи, но они часто отдаляют врача от пациента, устраняя зрительный контакт, не позволяя проанализировать язык тела и задействовать ключевые аспекты межличностного взаимодействия. Это плохой опыт для всех участников коммуникации. Врачи устают, им все меньше нравится их работа, а пациенты все чаще жалуются на систему здравоохранения… Более 80 % исков о злоупотреблении служебным положением являются результатом плохого общения с пациентом, который «недополучил» эмпатии со стороны врача. В настоящее время власти стремятся расширить эмпатический потенциал медучреждений. Мой друг Ади Харамати, с которым вы уже успели познакомиться в начале книги, считает – важно обучать студентов-медиков осознанности. В 2014 году Ади помог основать в медицинской школе Джорджтаунского университета «CENTILE» – центр инноваций и лидерства в образовании. CENTILE проводит программы для преподавателей, направленные на освоение различных методик самопомощи и самосознания, например, медитации на развитие осознанности.
Результаты CENTILE в занятиях по управлению стрессом впечатляют: студенты, участвующие в восьминедельной программе по осознанной медитации и посещающие практические семинары, на которых разбираются случаи из реальной жизни, говорят, что это оказывает сильное влияние на их учебу. До начала занятий студентов опрашивают: обычно только две трети испытывает эмпатию к своим одногруппникам. К концу занятий их количество возрастает до 95 %. Ади говорит, что ему на работу приходят письма от благодарных студентов-медиков. Они пишут, что с помощью курсов вспомнили, зачем вообще занялись медициной. Это первая из известных мне программ, которая уделяет внимание эмоциональной и аллостатической нагрузке студентов-медиков. Будучи физиологом, Ади понимал, что студент должен знать, как функционирует, например, почка. Но если он не знает, как физиологические реакции на стресс во время обучения в медицинском институте могут помешать ему воспринимать материал, то не сможет учиться максимально эффективно. Обучение осознанности и медитации, когда-то относившееся к сфере альтернативной и комплементарной медицины, вошло в мир начинающих врачей. Этот урок важен для всех нас – невозможно проявлять эмпатию и сострадание к другим, если мы пренебрегаем собой. К счастью, подобные программы в настоящее время приняты в медицинских вузах по всей стране и за рубежом. Стремительно растет количество учебных заведений, которые интегрируют в свои программы предметы по самопомощи, что позволит защитить будущих врачей от выгорания. Вместо того чтобы сосредоточить медицинское образование исключительно на уходе за пациентом, мы направили обучение в новое русло – внимание врачей будет акцентировано на важности заботы о себе. Как мы уже убедились, эмпатия усиливается благодаря общим механизмам работы мозга и тренингам по заботе о себе, развитии эмпатии и осознанности. Акцент на заботе о себе и сострадании необходим во всех слоях общества. Родители, работники сферы образования и здравоохранения, бизнесмены, адвокаты, политики, сотрудники правоохранительных органов, юристы, представители любой профессии, которым приходится работать с людьми, смогут гораздо лучше выполнять свои обязанности и повысят эффективность работы, если начнут развивать в себе эмпатию с опорой на семь ключевых аспектов, о которых рассказано в этой книге. Эти компоненты дают нам надежду на формирование более человечного общества, построение уважительных отношений, воцарение гуманизма и понимания во всем мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|