Особенности развития ребенка от двух до трех лет
Особенности развития ребенка от двух до трех лет Третий год жизни – это период физического укрепления, быстрого развития психики и формирования основных черт личности ребенка. Увеличивается предел работоспособности нервной системы. Ребенок способен подолгу сосредоточенно заниматься игрушкой или каким-то делом, не отвлекаясь на остальные привлекательные предметы. Очень трудно в этом возрасте дается ожидание. На третьем году жизни особое значение приобретают развивающие игры: они необходимы для становления психики и физического совершенствования ребенка. В это время очень важно поддерживать интерес малыша ко всему новому. В этом возрасте быстрее запоминаются новые слова, правила. Начинают формироваться понятия «что такое хорошо и что такое плохо». Трехлетний ребенок умеет пользоваться многими предметами обихода, способен обслуживать себя, вступает во взаимоотношения с окружающими его людьми. Малыш с удовольствием разговаривает со взрослыми, выполняет элементарные правила поведения. В возрасте двух-трех лет у ребенка активно развивается восприятие. Оно становится более точным и тонким. Малыш хорошо разбирается в понятиях: далеко - близко, много - мало; может различать предметы на ощупь, не глядя. Восприятие в этом возрасте весьма практично: малыш определяет форму, величину предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для игры или удовлетворения собственного любопытства. Четкие представления о свойствах предметов ребенок может получить только действуя, манипулируя ими. Ребенок третьего года жизни может усвоить представления о 5-6 формах и всех основных цветах. В этом возрасте дети пробуют рисовать, лепить из пластилина.
В трехлетнем возрасте ребенок пытается действовать самостоятельно, стремится к независимости, что находит отражение в словах «я сам». Свои слова малыш сопровождает настойчивым «я хочу». Это и есть «кризис 3-х лет». В 2-3 года ребенок способен самостоятельно одеваться и кушать. Основной вид деятельности – игра. В игре развивается воображение ребенка. Сначала оно неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними, но вскоре малыш начнет «придумывать» новые игры и фантастических друзей. В играх дети общаются друг с другом, принципам общения они учатся, подражая взрослым. Трехлетние дети очень доверчивы; самостоятельны в выборе объекта для подражания. Поступки в этом возрасте импульсивны, полностью зависят от ситуации. В сюжетной игре дети пытаются понять роли и правила взрослых, которые они наблюдают в жизни. В этом возрасте внимание очень неустойчиво, ребенка всегда можно отвлечь новым, ярким предметом, действием. Малыш способен сосредоточить свое внимание на интересной картинке на 5-8 секунд и до 40 минут играть в одну и ту же игру. Для малыша третьего года характерна зрительно-эмоциональная память. Ребенок сравнительно легко запоминает и воспроизводит движения и слова, но только в том случае, если с ними связаны какие-либо переживания. Сенсорное развитие ребенка от двух до трех лет Чувственный опыт малыша – это основа познания окружающего мира. Важно так организовать жизнь ребенка, чтобы он мог познакомиться с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками, звучанием родной речи. В первую очередь у малыша должны сложиться представления об основных цветах спектра – черном и белом, далее основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), о пяти формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), двух разновидностях величины (большой и маленький).
Игрушки двух-трехлетнего ребенка должны быть яркими, но не пестрыми. Исследуя предмет и сравнивая его с другим, ребенок использует способ соотнесения объектов (например, все круглое – это мяч, а все, что в бумажке, - это конфета). Малышу очень трудно усвоить названия цветов, формы, т. е. связать сам предмет и слово, которое его обозначает (если это круглое, то почему оно называется «шар», а не «мяч»). Родителям нужно терпеливо исправлять ошибки, чтобы не допустить закрепления неправильного понятия об этом признаке формы. Лучше всего ребенок воспринимает и запоминает новые сведения, когда ему удается потрогать, переложить предметы, которые с этими сведениями связаны. Сначала научите ребенка соотносить однородные предметы по одному признаку (цвет), затем – разнородные тоже по цвету. Далее можно предлагать осуществление выбора объектов указанных цветов. Полезно научить ребенка рисовать красками – это формирует у малыша отношение к цвету как к важнейшему свойству предмета. Играя с кубиками, пирамидками, рамками-вкладышами, ребенок учится соотносить объекты по величине и форме. Малышу нужно объяснять и показывать, что предметы бывают твердые, мягкие, хрупкие, прочные и т. д. Главное – накопление впечатлений. Вывод: развитие восприятия происходит следующим образом: сначала малыш просто играет, манипулирует скакими-либо предметами и получает о них первое представление, затем он исследует свойства этих предметов – рассматривает, разламывает, пробует. В этот момент необходима помощь взрослого, который объяснит, какого цвета предмет, какой он формы. Расскажет, что шарики можно катать, колечки – крутить, а из кубиков лучше строить стенки, башенки, домики. Размер можно показать на примере машинки и кубиков: большого и маленького. Кубик размером больше, чем машинка не поместится в кузове. Далее восприятие начинает происходить в основном в сознании ребенка и превращается в умственное действие. Если ребенка не обучать систематически, его представления о мире окажется похожим на лоскутное одеяло – что заинтересовало, то и выяснил. Хаотично разбросанные образы и представления – не лучшая основа для сознательной деятельности.
Практическиерекомендации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|