Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для сенсорного развития ребенка от года до двух лет (цвет, форма, величина)




Упражнения для сенсорного развития ребенка от года до двух лет (цвет, форма, величина)

«Разные фигурки» Возьмите ведерко с крышкой и мелкие, удобные для ручки малыша игрушки разной формы и цвета: пирамидку, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, яичко, мячик, цилиндр. Размер игрушек 3-5 см.

Покажите ребенку закрытое крышкой ведерко и расскажите, что там лежит. Потом снимите крышку и предложите малышу, заглянув в ведерко, рассмотреть сложенные там игрушки. Обхватите ручку ребенка своей рукой и помогите ему достать какую-нибудь игрушку. Похвалите малыша: «Молодец! Какую красивую игрушку ты вытащил из ведерка! Это кубик». Рассмотрите вместе кубик, поиграйте с ним. Поставьте вместе кубик на стол. Напомните малышу, что в ведерке есть и другие игрушки. Обхватив его руку, доставайте их по одной, рассматривайте их, играйте с ними, ставьте на стол. Когда вытащите и рассмотрите все игрушки, предложите ребенку сложить их обратно в ведерко. Выполняйте вместе, обхватив его руку своей.

«Большой и маленький» Возьмите два ведерка (большое и маленькое) и два комплекта кубиков (3 больших и 3 маленьких). В большое ведерко сложите большие кубики, а в маленькое – маленькие. Удерживая руку ребенка, вынимайте поочередно кубики, объясняйте их различие.

«Разноцветные игрушки» Возьмите ведерко с крышкой и комплект мелких игрушек красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (например: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик). Высота ведерка 12 см, размер игрушек 3-5 см. Покажите малышу ведерко и скажите, что там лежат игрушки. Предложите ребенку действовать самостоятельно: пусть снимет крышку и вытащит по одной все игрушки. Обязательно говорите малышу, как называется каждая игрушка. Все игрушки положите на стол в следующей последовательности: слева перед малышом красный помидор, затем оранжевый апельсин, потом желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика поставит сам ребенок. Пусть малыш рассмотрит эти игрушки. Теперь возьмите одну игрушку и опустите ее в ведерко. Остальные игрушки в ведерко должен положить ребенок.

Не забывайте хвалить ребенка!!!

«Разные формы» Возьмите коробку с двумя отверстиями: одним круглым и одним квадратным, кубики и шарики. Покажите малышу коробку с отверстиями. Обведите пальцем круглое отверстие и объясните ребенку, что в коробочке есть вот такое окошечко. Потом обведите квадратное отверстие, скажите, что это другое окошечко. Возьмите шарик и опустите его в круглое отверстие. Затем покажите кубик и опустите его в квадратное отверстие.

«Матрешки» Приготовьте две матрешки. Покажите малышу большую матрешку, потрясите ее и скажите: «Внутри что-то гремит». Потом откройте большую матрешку и покажите маленькую, которая находится внутри, вытащите ее. Закройте ее и поставьте обе матрешки на стол. Обратите внимание малыша на то, что одна матрешка большая, другая маленькая. Повторите несколько раз. Вновь открой те матрешку, спрячьте в нее маленькую и закройте большую. Можно поиграть маленькой матрешкой (например, спрятать в ладошке). Затем добавляем остальные матрешки.

«Пирамидка» Возьмите по пять колец больших и маленьких. Покажите сначала большой круг, затем маленький. Справа складывайте большие, слева маленькие, по одному. Предложите малышу разложить самостоятельно.

«Разные фигуры» Возьмите круги, квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре (по 5 штук). Рассматривайте вместе с ребенком, называйте, раскладывайте по отдельным кучкам. Помогите ребенку самостоятельно разложить фигуры.

«Цветные палочки» Возьмите палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого по пять штук. Раскладывайте по цвету, предложите разложить ребенку самому.

Будьте эмоциональны в общении и игре с ребенком!!!

Упражнения для сенсорного развития детей

от двух до трех лет

«Угадай на вкус» Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов. Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус и как называется то, что он ест.

«Растопи лед» Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе. Предложите малышу растопить лед и прокомментировать, как это происходит.

«Кто летает? » Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. Ракета? Голубь? Стол? » и т. д. Дайте малышу время подумать. Аналогично проводятся игры: «Что идет» и т. д.

«Найди такой же» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов. Диаметр маленького круга-3см, большого-4, 5см. Смешайте круги, покажите ребенку со словами: «Это круги разные». Покажите сначала большие, затем – маленькие по одному (это круги большие, а это маленькие). Большие круги складывайте на широкую полоску бумаги, а маленькие – на узкую полоску бумаги. Свои действия комментируйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда - маленький круг. Далее ребенок самостоятельно раскладывает круги. Варианты: используется в качестве формы квадрат, треугольник и т. д.; используются одновременно несколько фигур: круг и квадрат.

«Где круг, а где квадрат» Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные. Начните группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы. Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д.

«Что куда» Приготовьте 5 вкладышей круглой и квадратной формы и решетку с соответствующими отверстиями (можно использовать готовое пособие, можно изготовить самостоятельно из картона или фанеры). Объясните малышу, что вкладыши разной формы – круглые и квадратные, а в решетке сделаны разные окна, которые нужно закрыть кругами и квадратами. Покажите, как это делается и попросите ребенка продолжить. Варианты: используются разные геометрические формы.

Если малыш затрудняется, предложите ему опускать в большие и маленькие баночки большие и маленькие шарики – тогда ребенок сможет ощутить соразмерность вкладыша и окна. Можно использовать и другие аналогичные предметы, например класть шарики в контейнер для яиц. Продемонстрируйте ребенку, что шарики входят в гнезда, а кубики – нет. Пусть он сам попробует произвести действия с шариками. Если ребенок справляется с такой работой, попробуйте более сложные вкладыши – елочки, листочки, грибочки и т. д.

«Подбери фигуру» Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а так же несколько фигур.

Вначале предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его выполнить задание. Постепенно увеличивается количество фигур.

«Подбери картинку» Предыдущая игра выполняется наоборот: подбирается изображение к фигуре.

«Большой и маленький» Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, пуговицы, игрушки, … Попросите малыша из каждой пары выбрать большой. Можно попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

«Прятки» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

«Подбери образцы» Приготовьте два мешочка, и в каждый положите образцы ткани различной фактуры. Предложите ребенку, не глядя, достать образец из одного мешочка и затем искать такой же на ощупь в другом мешочке.

Сперва образцов должно быть 2-3. Если малыш справляется с заданием, количество можно увеличить до 6-7. Обсудите с ребенком, какие это образцы на ощупь: гладкие, пушистые, шершавые и т. д.

«Найди предмет такого же цвета» Приготовьте разноцветные палочки (пуговицы): красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, черные, белые. Перемешайте 5 желтых и 5 черных палочек и попросите малыша положить палочки одного цвета в одну сторону, а другого – в другую. Сперва сделайте это сами, спрашивая ребенка, куда класть предмет: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда положить такую же палочку? » Затем положите желтую палочку вплотную к черной и объясните, что они разные. После этого палочки раскладывает ребенок. Полочки выкладываются на белом фоне.

«Спрячь листок» Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните, что бумага двух цветов. Дайте ребенку 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие – зеленые). Положите желтый листик на желтую половину бумаги, объясните, что листик спрятался, его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка спрятать листики.

«Собери головоломку» Приготовьте разрезанную на две (три) части предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

«Собери матрешку» Сначала возьмите 2 матрешки и соберите их вместе с ребенком, обращая внимание малыша на размер игрушки. Затем добавьте еще две фигурки. Можно помогать малышу советом: «Возьми самую маленькую» и т. д. Если ребенок хорошо справляется с заданием, добавьте еще 1 матрешку.

«Собери пирамиду» Приготовьте 2 кольца разного размера и наденьте сами каждое кольцо на стержень, сопровождая свои действия словами. Затем снимите кольца и предложите малышу повторить то, что вы делали. Когда порядок установки двух колец будет усвоен, добавьте дополнительные кольца. Если ребенок затрудняется, предложите ему разложить кольца на столе и сравнить их размеры.

Собирая матрешку, ребенок соотносит части игрушки по форме, величине, детали одежды – по цвету. Играя с кубами-вкладышами, учитывает форму и величину предметов.

«Заклей дырки» Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на белый лист бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурками, которые из нее вырезаны.

Используя разнообразные детали строительного материала, обучаем малыша конструированию.

«Построй поезд» Из 10-12 кубиков строим поезд, проговариваем свои действия. Просим ребенка самостоятельно «цеплять» вагончики.

«Построй заборчик» Из 10-12 кубиков 2-х цветов строим «забор», располагая кубики поочередно вплотную друг к другу.

Построй башенку» Приготовьте 10-12 кубиков. Объясните ребенку, как укладывать кубик на кубик, и покажите ему. Постройте с ребенком различные башенки, сравните их высоту, цвет.

«Чего не хватает» Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: мишку, зайца, петуха, …, попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, затем уберите игрушку. Спросите: «Чего не хватает? ». Усложняем, вводя по одной игрушке и спрашиваем: «Что добавилось».

«Сделай, как было» Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машинка, кубик, …). Предложите посмотреть, где что лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

«Угадай, что я делаю» Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т. д., а ребенок называет действия (если речь отсутствует, проговаривайте после показа сами название действия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...