Упражнения для сенсорного развития ребенка от года до двух лет (цвет, форма, величина)
⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62 Упражнения для сенсорного развития ребенка от года до двух лет (цвет, форма, величина) «Разные фигурки» Возьмите ведерко с крышкой и мелкие, удобные для ручки малыша игрушки разной формы и цвета: пирамидку, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, яичко, мячик, цилиндр. Размер игрушек 3-5 см. Покажите ребенку закрытое крышкой ведерко и расскажите, что там лежит. Потом снимите крышку и предложите малышу, заглянув в ведерко, рассмотреть сложенные там игрушки. Обхватите ручку ребенка своей рукой и помогите ему достать какую-нибудь игрушку. Похвалите малыша: «Молодец! Какую красивую игрушку ты вытащил из ведерка! Это кубик». Рассмотрите вместе кубик, поиграйте с ним. Поставьте вместе кубик на стол. Напомните малышу, что в ведерке есть и другие игрушки. Обхватив его руку, доставайте их по одной, рассматривайте их, играйте с ними, ставьте на стол. Когда вытащите и рассмотрите все игрушки, предложите ребенку сложить их обратно в ведерко. Выполняйте вместе, обхватив его руку своей. «Большой и маленький» Возьмите два ведерка (большое и маленькое) и два комплекта кубиков (3 больших и 3 маленьких). В большое ведерко сложите большие кубики, а в маленькое – маленькие. Удерживая руку ребенка, вынимайте поочередно кубики, объясняйте их различие. «Разноцветные игрушки» Возьмите ведерко с крышкой и комплект мелких игрушек красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (например: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик). Высота ведерка 12 см, размер игрушек 3-5 см. Покажите малышу ведерко и скажите, что там лежат игрушки. Предложите ребенку действовать самостоятельно: пусть снимет крышку и вытащит по одной все игрушки. Обязательно говорите малышу, как называется каждая игрушка. Все игрушки положите на стол в следующей последовательности: слева перед малышом красный помидор, затем оранжевый апельсин, потом желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика поставит сам ребенок. Пусть малыш рассмотрит эти игрушки. Теперь возьмите одну игрушку и опустите ее в ведерко. Остальные игрушки в ведерко должен положить ребенок.
Не забывайте хвалить ребенка!!! «Разные формы» Возьмите коробку с двумя отверстиями: одним круглым и одним квадратным, кубики и шарики. Покажите малышу коробку с отверстиями. Обведите пальцем круглое отверстие и объясните ребенку, что в коробочке есть вот такое окошечко. Потом обведите квадратное отверстие, скажите, что это другое окошечко. Возьмите шарик и опустите его в круглое отверстие. Затем покажите кубик и опустите его в квадратное отверстие. «Матрешки» Приготовьте две матрешки. Покажите малышу большую матрешку, потрясите ее и скажите: «Внутри что-то гремит». Потом откройте большую матрешку и покажите маленькую, которая находится внутри, вытащите ее. Закройте ее и поставьте обе матрешки на стол. Обратите внимание малыша на то, что одна матрешка большая, другая маленькая. Повторите несколько раз. Вновь открой те матрешку, спрячьте в нее маленькую и закройте большую. Можно поиграть маленькой матрешкой (например, спрятать в ладошке). Затем добавляем остальные матрешки. «Пирамидка» Возьмите по пять колец больших и маленьких. Покажите сначала большой круг, затем маленький. Справа складывайте большие, слева маленькие, по одному. Предложите малышу разложить самостоятельно. «Разные фигуры» Возьмите круги, квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре (по 5 штук). Рассматривайте вместе с ребенком, называйте, раскладывайте по отдельным кучкам. Помогите ребенку самостоятельно разложить фигуры.
«Цветные палочки» Возьмите палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого по пять штук. Раскладывайте по цвету, предложите разложить ребенку самому. Будьте эмоциональны в общении и игре с ребенком!!! Упражнения для сенсорного развития детей от двух до трех лет «Угадай на вкус» Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов. Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус и как называется то, что он ест. «Растопи лед» Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе. Предложите малышу растопить лед и прокомментировать, как это происходит. «Кто летает? » Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. Ракета? Голубь? Стол? » и т. д. Дайте малышу время подумать. Аналогично проводятся игры: «Что идет» и т. д. «Найди такой же» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов. Диаметр маленького круга-3см, большого-4, 5см. Смешайте круги, покажите ребенку со словами: «Это круги разные». Покажите сначала большие, затем – маленькие по одному (это круги большие, а это маленькие). Большие круги складывайте на широкую полоску бумаги, а маленькие – на узкую полоску бумаги. Свои действия комментируйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда - маленький круг. Далее ребенок самостоятельно раскладывает круги. Варианты: используется в качестве формы квадрат, треугольник и т. д.; используются одновременно несколько фигур: круг и квадрат. «Где круг, а где квадрат» Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные. Начните группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы. Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д. «Что куда» Приготовьте 5 вкладышей круглой и квадратной формы и решетку с соответствующими отверстиями (можно использовать готовое пособие, можно изготовить самостоятельно из картона или фанеры). Объясните малышу, что вкладыши разной формы – круглые и квадратные, а в решетке сделаны разные окна, которые нужно закрыть кругами и квадратами. Покажите, как это делается и попросите ребенка продолжить. Варианты: используются разные геометрические формы.
Если малыш затрудняется, предложите ему опускать в большие и маленькие баночки большие и маленькие шарики – тогда ребенок сможет ощутить соразмерность вкладыша и окна. Можно использовать и другие аналогичные предметы, например класть шарики в контейнер для яиц. Продемонстрируйте ребенку, что шарики входят в гнезда, а кубики – нет. Пусть он сам попробует произвести действия с шариками. Если ребенок справляется с такой работой, попробуйте более сложные вкладыши – елочки, листочки, грибочки и т. д. «Подбери фигуру» Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а так же несколько фигур. Вначале предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его выполнить задание. Постепенно увеличивается количество фигур. «Подбери картинку» Предыдущая игра выполняется наоборот: подбирается изображение к фигуре. «Большой и маленький» Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, пуговицы, игрушки, … Попросите малыша из каждой пары выбрать большой. Можно попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие. Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки. «Прятки» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно). «Подбери образцы» Приготовьте два мешочка, и в каждый положите образцы ткани различной фактуры. Предложите ребенку, не глядя, достать образец из одного мешочка и затем искать такой же на ощупь в другом мешочке.
Сперва образцов должно быть 2-3. Если малыш справляется с заданием, количество можно увеличить до 6-7. Обсудите с ребенком, какие это образцы на ощупь: гладкие, пушистые, шершавые и т. д. «Найди предмет такого же цвета» Приготовьте разноцветные палочки (пуговицы): красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, черные, белые. Перемешайте 5 желтых и 5 черных палочек и попросите малыша положить палочки одного цвета в одну сторону, а другого – в другую. Сперва сделайте это сами, спрашивая ребенка, куда класть предмет: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда положить такую же палочку? » Затем положите желтую палочку вплотную к черной и объясните, что они разные. После этого палочки раскладывает ребенок. Полочки выкладываются на белом фоне. «Спрячь листок» Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните, что бумага двух цветов. Дайте ребенку 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие – зеленые). Положите желтый листик на желтую половину бумаги, объясните, что листик спрятался, его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка спрятать листики. «Собери головоломку» Приготовьте разрезанную на две (три) части предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно. «Собери матрешку» Сначала возьмите 2 матрешки и соберите их вместе с ребенком, обращая внимание малыша на размер игрушки. Затем добавьте еще две фигурки. Можно помогать малышу советом: «Возьми самую маленькую» и т. д. Если ребенок хорошо справляется с заданием, добавьте еще 1 матрешку. «Собери пирамиду» Приготовьте 2 кольца разного размера и наденьте сами каждое кольцо на стержень, сопровождая свои действия словами. Затем снимите кольца и предложите малышу повторить то, что вы делали. Когда порядок установки двух колец будет усвоен, добавьте дополнительные кольца. Если ребенок затрудняется, предложите ему разложить кольца на столе и сравнить их размеры. Собирая матрешку, ребенок соотносит части игрушки по форме, величине, детали одежды – по цвету. Играя с кубами-вкладышами, учитывает форму и величину предметов. «Заклей дырки» Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на белый лист бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурками, которые из нее вырезаны.
Используя разнообразные детали строительного материала, обучаем малыша конструированию. «Построй поезд» Из 10-12 кубиков строим поезд, проговариваем свои действия. Просим ребенка самостоятельно «цеплять» вагончики. «Построй заборчик» Из 10-12 кубиков 2-х цветов строим «забор», располагая кубики поочередно вплотную друг к другу. Построй башенку» Приготовьте 10-12 кубиков. Объясните ребенку, как укладывать кубик на кубик, и покажите ему. Постройте с ребенком различные башенки, сравните их высоту, цвет. «Чего не хватает» Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: мишку, зайца, петуха, …, попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, затем уберите игрушку. Спросите: «Чего не хватает? ». Усложняем, вводя по одной игрушке и спрашиваем: «Что добавилось». «Сделай, как было» Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машинка, кубик, …). Предложите посмотреть, где что лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось. «Угадай, что я делаю» Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т. д., а ребенок называет действия (если речь отсутствует, проговаривайте после показа сами название действия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|