Упражнения
Упражнение 16. Подберите к существительным мужского рода, обозначающим лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию, соотносительные существительные женского рода, дайте им функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет. Составьте с этими словами предложения, соблюдая нормы официально-делового стиля. Адвокат, аспирант, генерал, директор, доктор, доцент, инженер, инспектор, кандидат, корректор, лаборант, научный сотрудник, прокурор, редактор, руководитель, секретарь, следователь, стенографист, судья. Упражнение 17. Определите грамматический род данных существительных. Составьте словосочетания, используя существительные с подходящими по смыслу прилагательными или глаголами в прошедшем времени. Атташе, бренди, Дели, коммюнике, кофе, купе, леди, лобби, меню, пенни, реле, салями, сулугуни, такси, Тбилиси, филе, фойе, фрау, шимпанзе, эскимо. Упражнение 18. Прочитайте аббревиатуры, назовите составные наименования, которые они обозначают. Составьте из данных слов словосочетания таким образом, чтобы родовая принадлежность аббревиатур выявлялась синтаксически. МВФ (предоставлять), РАГС (подготовить), ФСБ (сообщать), ЮНЕСКО (объявить), ВТО (принять решение), МБРР (регулировать), ОЭСР (сотрудничать), СТС (координировать). Упражнение 19. Образуйте от имен прилагательных, где это возможно, краткую форму и формы степеней сравнения. Укажите особенности употребления и оттенки значения этих форм. Объясните причину отсутствия данных форм у отдельных слов. Совершенный, несомненный, неизменный, ответственный, соответственный, ведомственный, острый, низкий, дружественный, передовой, громоздкий, плановый, ближайший, логичный, жидкий, радиоактивный.
Упражнение 20. Прочитайте, соблюдая нормы употребления падежных форм имен числительных и сочетающихся с ними существительных. 123, 6 %; 119, 4 %; на 105, 3 %; на 117, 9 %; за 10, 5 (секунда); за 3, 8 (секунда); по 587 (рубль); по 36 (рубль). 1. Разность 1152 и 366 равна 786, а сумма равна 1518. 2. Частное от деления 36960 на 42 равно 880, сумма этих чисел равна 37002, а разность - 36918. Упражнение 21. Составьте предложения, используя данные словосочетания. Обратите внимание на нормы управления. Оказать внимание (кому? чему? какое? ) / влияние (на кого? на что? какое? ) / воздействие (на кого? на что? какое? ) / давление (на кого? на что? чем? какое? ) / доверие (кому? чему? в чем? какое? ) / любезность (кому? какую? ) / поддержку (кому? чему? чем? в чем? какую? ) / покровительство (кому? какое? ) / помощь (кому? чему? в чем? какую? ) / предпочтение (кому? чему? какое? ) / противодействие (кому? чему? в чем? какое? ) / содействие (кому? чем? в чем? какое? ) / сопротивление (кому? чему? какое? ) / услугу (кому? в чем? для чего? какую? ) / честь (кому? чем? какую? ). Упражнение 22. Прочитайтепредложения. Какие недостатки в их синтаксической структуре вы заметили? Как можно исправить эти ошибки? В настоящее время ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых предприятий. Войдя в кабинет, ему предложили сесть. Данные товары отличаются низкими ценами и качеством. Изучая отчет, было понятно, что документ составлялся небрежно. Корректор О. Н. Иванова нашел в рукописи книги немало ошибок. Упражнение 23. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текстов. Выделите основные стилеобразующие элементы. Укажите, какие из них являются полифункциональными. Текст 1. В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации Федеральная таможенная служба России продолжает работу по совершенствованию таможенного администрирования. Усилия таможенных органов сосредоточены на обеспечении максимального содействия внешней торговле, снижении административных барьеров и сокращении времени совершения таможенных операций, защите экономических интересов Российской Федерации, наполнении доходной части федерального бюджета, расширении сферы использования информационных таможенных технологий, повышении качества предоставления государственных услуг.
Текст 2. Взаимоотношения языка и речи обычно определяют как отношения потенции (язык) – реализации (речь). В литературе по языкознанию термин «язык» имеет два основных значения: он обозначает, во-первых, «единство двух его коммуникативных состояний (язык и речь)» и, во-вторых, один из членов дихотомии «язык – речь». Но в противопоставлении термину «речь» термин «язык» имеет единую предметную отнесенность. Но при употреблении термина «речь» два его совершенно разных значения меняют друг друга не только у разных исследователей, но и в пределах одного и того же описания. Термин «речь» называет то процесс говорения (иногда и понимания), то результат этого процесса. Между тем только предметное понимание речи как результата процесса говорения, коррелируя с пониманием языка как системы, вскрывает реальную двойственность языка и терминологически закрепляет объективно существующую дихотомию «язык» – «речь». Упражнение 27. В выбранном самостоятельно тексте нормативного правового акта (тексте закона, указа и др. ) выделите семантические и грамматические средства выражения волюнтативности (долженствования, предписания). Упражнение 28. Объясните, что общего в оформлении постановления, распоряжения, указания и приказа? Чем отличаются эти виды распорядительных документов? Упражнение 29. Составьте заголовки к распорядительным документам, используя в нужной форме данные существительные. Классификация, проведение, создание, утверждение, реорганизация, назначение, ликвидация, меры, итоги, поощрение, перемещение, увольнение, объявление, изменение, образование, командирование, взыскание.
Упражнение 30. Составьте тексты приказов, в которых может отсутствовать констатирующая часть: а) о назначении на должность; б) об освобождении от занимаемой должности; в) о переводе на другую должность. Упражнение 31. Подберите несколько документов административно-организационного характера (планы, уставы, отчеты, контракты, договоры, правила и др. ) с рубрикацией текста. Прокомментируйте применяемые в данных случаях технико-пунктуационные правила. Если Вами будут выявлены ошибки, исправьте их. Упражнение 32. Составьте текст внутренней докладной записки, состоящей из двух частей - констатации сложной ситуации в Вашем подразделении (отделе и т. д. ) и Ваших предложений по разрешению этой ситуации. Упражнение 33. Прочитайте фразы из служебных писем. По данному фрагменту определите вид письма. 1. Извещаем вас, что осмотр образцов товаров, поставленных вами по контракту № 11715-03, показал, что они не соответствуют спецификациям контракта. 2. В связи с Вашим запросом и в подтверждение беседы с Вашим представителем... сообщаем, что мы могли бы направить по Вашей просьбе высококвалифицированного специалиста для оказания технического содействия в... 3. Во избежание недоразумений с представителями таможенной службы нашего государства обеспечьте точное выполнение наших инструкций по отгрузке товаров. 4. Настоящим сообщаем, что ввиду обстоятельств непреодолимой силы (из-за сильного шторма) порт... временно закрыт... 5. Подтверждаем получение запрошенной нами документации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|