Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Женская тема в антиковедении и медиевистике




Введение

Четвертая Международная конференция, собравшая сегодня в Ярославле историков и этнографов, антропологов и филологов, юристов и культурологов, социологов, психологов и журналистов, организована «Российской ассоциацией исследователей женской истории» (РАИЖИ). Это профессиональное сообщество, объединяющее специалистов в различных гуманитарных областях, вдохновленных идеей продвижения направления женской и гендерной истории, создания единого поля для обсуждения актуальных проблем истории женского движения, этнографии и истории пола, семьи, сексуальности, морали и этики, женской литературы и женской культуры, применяющих методы гендерной экспертизы текстов и исследований.

РАИЖИ проводит ежегодные конференции в разных городах России, вовлекая в дискуссии, обмен мнениями, переписку и живое неформальное общение все большее число участников.

В рамках этой конференции мы предлагаем подвергнуть анализу исторически сложившееся противопоставление «личного» и «общественного», «частного» и «общего», интимно–домашнего и публичного. Был ли дом для женщины ее личным пространством и когда он таковым стал? Каковой была «частная сфера», в пространстве которой, как принято считать, женщина доминировала и успешно самореализовывалась? Кто господствовал и задавал правила в жизни публичной, каковы были пути женщин и мужчин к признанию в ней? Как были связаны интересы общественные и личные в судьбах конкретных мужчин и женщин в разные эпохи?

Круг вопросов, связанных с понятиями «частного» и «общественного», требует обсуждения проблем влияния символического порядка общества на социальное поведение его членов, анализа ментальных стереотипов и ценностных установок людей, моделей материальной организации культур и специфики самоидентификации мужчин и женщин, стариков и детей в различных контекстах.

Интерес к истории частной жизни и различиям в понимании содержания частного и общественного в разных странах, в разные эпохи, равно как и этнография пола или история повседневности различных эпох – темы для нашей историографии, одновременно, и старые, и новые. Новым для всех нас является особый, пристальный интерес к гендерному аспекту этой темы, к различиям в осмыслении частного и общественного мужчинами и женщинами.

В этом году мы получили беспрецедентно много (более 300) заявок на участие, что свидетельствует об устойчивом внимании к дисциплине, о росте сообщества исследователей женской истории. Материалы этой книги показывают круг проблем, которые интересуют ученых и выносятся на обсуждение в рамках предстоящей конференции.

 

 

Н. Л. Пушкарева, Н. В. Новикова


Раздел 1. Женская тема в антиковедении и медиевистике

А. Н. Кононенко

Ставрополь, Ставропольский государственный университет

БРАК В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЛЮБОВЬ ИЛИ РАСЧЁТ

Ещё Эрих Фромм писал: «Когда мы думаем об индийской, египетской или греческой… религии, мы оказываемся в сердце патриархального мира с его мужскими божествами, над которыми властвует один верховный бог»[1]. На Олимпе господствовали не богини, а боги. Абсолютно доминирующую роль играл мужчина. Более того, можно сказать, что женщину вообще воспринимали как зло. Об этом свидетельствует миф, что Пандору решил сотворить Зевс для того, чтобы отомстить Прометею и всему человеческому роду за то, что тот украл для людей огонь (Теогония. 591). Женщине отводилась сугубо ограниченная роль, которую четко определил ещё Аристотель говоря о том, что мужчине и женщине следует объединяться для продолжения рода (Аристотель. Афинская полития. 1. I, 4). Основная цель вступления в брак с женщиной заключалась в рождении полноправных граждан.

При заключении брака в расчёт не брались какие–либо чувства, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины. Основными критериями выбора жены были её законное гражданство, приданое, знатность рода и т. д. Но так же принимались во внимание и личностные характеристики девушки: её воспитание, умение рационально вести домашнее хозяйство, характер и т. д., если сказать одним словом – её добродетели. И об этом сохранилось достаточное количество свидетельств. Так, Платон подчеркивает, что «добродетель женщины – и тут не трудно рассудить, состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу» (Платон Менон, 71 е). Для древних греков женщина – существо неполноценное, полностью подчиненное власти мужчины. Её стандартные добродетели – это набор качеств, выгодных ее мужу. В обязанности жены входит забота о рациональном использовании имущества и продуктов, руководство рабами.

Ни в одном из источников ни разу не было упомянуто о любви или хотя бы симпатии между будущими супругами, решение о женитьбе основывалось лишь на голом рациональном начале. Именно исходя из этого девушке с ранних лет прививались умения и навыки, необходимые ей в будущей семейной жизни, более того, все ее воспитание было направлено именно на выработку безусловной покорности. Суть же древнегреческой семьи заключалась в том, что женщина в ней выполняла функции хозяйки, рационально управляющей своим домом, а мужчина, в свою очередь, полностью реализовывался на общественном поприще.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...