Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л. Н. Величко. Репрезентация женских образов в нарративных. Источниках флорентийских горожан XIV–xvвв. . И. А. Ануприенко




Л. Н. Величко

Ставрополь, Ставропольский государственный педагогический институт

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В НАРРАТИВНЫХ

ИСТОЧНИКАХ ФЛОРЕНТИЙСКИХ ГОРОЖАН XIV–XVВВ.

Эпоха Средневековья долгое время представлялась исследователям «миром мужского господства». Однако уже в начале XIII в. общая картина восприятия женщины и её места в обществе несколько меняется. Церковная идеология нуждалась в практическом подтверждении провозглашаемых этических принципов поведения, основ морали и нравственности, направленных в том числе на укрепление церковного брака и важной роли женщины–матери. Женщина удостаивалась внимания только тогда, когда заслуживала святость, и чтобы описать её путь к Богу, обращались к её мирской жизни[48]. Немалую роль в изменении презентации женских образов играли представители городской среды. Об этом можно судить, обратившись к нарративным источникам, вышедшим из под пера флорентийских горожан XIV–XV вв.

В торгово–предпринимательской среде Флоренции признание индивидуального начала распространялось не только на мужчин, но и на женщин, особенно вдов, взявших на себя функции воспитания детей, сохранения имущества и фактически бравших на себя обязанности глав семейств. Возможно, сдвиг в восприятии роли женщины в обществе был связан с постепенным обособлением супружеской семьи, начавшимся с середины XIV в., и признанием за женщиной определённой роли в воспитании потомства.

Однако, женские образы, возникшие на страницах мемуаров флорентийцев, – скорее наброски, чем законченные портреты. Уровень презентации в них ниже, чем в мужских биографиях, а описания сводятся к рассказу о благочестии, констатации фактов добропорядочности в браке, безупречного материнства и вдовства.

Самым выдающемся флорентийским биографом по праву считается Веспасиано да Бистиччи (1421–1498 гг. )[49], секретарь Козимо Медичи и владелец мастерской по переписки книг. Помимо биографий пап, кардиналов, епископов, владетельных синьоров он оставил жизнеописания знаменитых женщин Флоренции, образы которых характеризуются более глубоким уровнем репрезентации личностного начала по сравнению с образами, созданными предшественниками. Веспасиано, так же как и авторы семейных хроник, прежде всего, ценил в женщине качества, присущие идеальной жене и управительнице дома: «Я знаю моих сверстниц, которые противостоят праздным женщинам, аккуратнейших, принимающих участие в управлении их домами, среди которых монна Нанна, Джованна, дочь Бартоломео Валори, почтеннейшего гражданина в его время, и жена мессера Джаноццо Пандольфини, женщина, которая стала выдающимся образцом следования обычаям и достойному воспитанию детей, как женского, так и мужского пола. Она руководила всем домом, всеми домочадцами и всеми людьми. Была благочестивой женщиной. Навещала она больных и бедных»[50].

Бистиччи далеко ушёл в мужских жизнеописаниях от христианских канонов изображения личности[51], однако в описании женских образов генеральной линией для него остаётся мирской аскетизм. Признавая это, нельзя не отметить, что биограф отходит от традиции описания жизни своих героинь как биографий светских монахинь. Описывая жизненный путь «достойнейших женщин», биограф затрагивает и такие стороны их жизни, как светские приёмы. Рассказывая о приёме послов Сигизмунда Венгерского, биограф особенно подчеркнул, что «Алессандра, как самая красивая и благовоспитанная, стояла в первом ряду рядом с послами… Алессандра танцевала, приглашённая послами и всё удивлялись её ловкости и умению изящно двигаться. Было также решено, что она поднесёт послам бонбоньерку с конфетами. Взяла она коробку и с несказанным изяществом поднесла её послам, и казалось, что только она могла это сделать. Послам понравились её тонкие и изысканные манеры, впрочем, как и всем окружающим»[52]. Биограф подробно останавливается на её умении танцевать и светской обходительности, которую юная Алессандра проявила, когда сопровождала послов в гостиницу. Не меньшее восхищение у него вызывало умение Алессандры Строцци вести дом, воспитывать как собственных детей, так и племянников.

Женский идеал в представлении Бистиччи усложняется и приобретает новые качества. Если для Д. Веллути, П. Да Чертальдо женщина – прежде всего жена, мать и рачительная хозяйка, то для Бистиччи – ярко выраженная индивидуальность, незаурядная личность с сильным характером. Флорентийцы отдавали себе отчёт в том, что семейные традиции и социально–политический опыт передаются через посредство женщин, а значит, ей отводилась не менее значимая роль в обществе, чем мужчине.

И. А. Ануприенко

Ставрополь, Ставропольский государственный педагогический университет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...