Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н. И. Васильева. Проблемы брака, семьи и женской религиозности в исследованиях С. Уэмпл




Н. И. Васильева

Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет

ПРОБЛЕМЫ БРАКА, СЕМЬИ И ЖЕНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ С. УЭМПЛ

Пол Фридман и Габриэль Шпигель выделяют несколько основных тенденций в американской историографии, начиная с конца 70–х начала 80–х годов ХХ века[97]. Первым (по времени самым ранним) стало появление американской феминисткой историографии, а потом и исследований по гендерной истории. Сначала феминистская историография ограничивалась демонстрацией присутствия женщин в истории, делая их «видимыми» акторами на исторической сцене. В частности, это характеризовало школу Барнард/Колумбия, которая сформировалась из бывших студентов профессора Колумбийского университета Джона Манди, основными представителями которой стали Джо Энн Макнамара и Сьюзен Фоней Уэмпл[98].

В 1981 г. С. Ф. Уэмпл издала свою первую монографию, посвященную проблемам женской истории «Женщины во франкском обществе: брак и монастырь с 500 по 900»[99]. М. Мейер[100] обратил внимание, что при её создании она использовала свои более ранние работы[101]. При написании работы она опиралась на источники гражданского и канонического права, чтобы оценить насколько законы исполнялись, дополнила их материалами нарративных источников: писем, поэтических и исторических сочинений. Также привлекались монастырские картулярии, хроники и агиографическая литература.

Сначала Уэмпл рассмотрела, что представляли собой семейно–брачные отношения в Поздней Римской империи и варварских племенах. Источники этого периода, по мнению С. Уэмпл, свидетельствовали о высокой ценности жизни женщин, прежде всего ценилась их способность рожать детей. Рассмотрев римское право III–IV веков и германский обычай, Уэмпл представила результат их синтеза в области брачного законодательства, в следствие чего в римском праве власть мужа над женой была усилена. Римский брак sine manu, который позволял женщине оставаться под опекой её семьи, не был признан вестготской и бургундской кодификациями римского права. В VI и VII веках незамужние женщины находились под властью отца, в браке они находились под властью мужа. Вдова становилась главой дома, получала контроль над имуществом и была опекуном своих детей.

Брак предполагал три ступени: сватовство, помолвку и свадьбу. Сватающийся обычно скреплял соглашение, давая залог. Жених должен был ждать иногда несколько лет, прежде чем отпраздновать свадьбу. Это не было единственной формой брака, женщина все еще могла быть похищена. Существовал и Friedelehe, который меровингские короли заключали с женщинами – своими подданными, хотя этот вид брака не защищал женщину в экономическом отношении. Союзы между свободной женщиной и несвободным мужчиной были осуждены как незаконные. Женщина могла потерять жизнь, свободу и собственность, дети низводились до положения рабов, не наследовали имущество матери. Но никакой закон не препятствовал мужчине иметь связи со служанками, и он мог признать детей наследниками.

Законы о разводе так же содержали двойные половые стандарты. В дополнение к разводу по взаимному согласию, позволенному и римским и германским законом, варварские правды облегчали развод для мужчины. По римскому праву человек мог расторгнуть свой брак в случае, если жена совершила прелюбодеяние, колдовство или была сводней. По германскому закону, мужчина мог отослать жену, если она не могла иметь детей или совершила любое серьезное преступление. Согласно римскому закону, ей разрешалось развестись с мужем, если она могла доказать, что он виновен в действительно тяжких преступлениях. Вестготская правда разрешала ей вчинить иск о разводе, если муж был признан виновным в мужеложстве или вынуждал её прелюбодействовать с другим. Преданность в браке требовалась лишь от жены, но не от мужа, если только он не грешил с чужой женой.

Самым важным в истории женщин со времени описанного Тацитом, до кодификации германского права, было расширение их имущественных прав. Германские женщины первоначально не имели права наследовать и не могли владеть собственностью. Но к концу V века выкуп за невесту развился в подарок невесте, который она получала по частям или полностью. Таким образом, варварские правды уравняли положение германской невесты с римлянкой. Под влиянием римских законов германские законы о наследовании так же изменились. Вестготский закон гласил, что в случае смерти беззавещания все сыновья и дочери обладали равными правами на наследство.

Целомудрие женщин из низших слоев, равно как и знатных, защищалось от насилия со стороны посторонних. Менее всего ценилась жизнь и достоинство обычной рабы–служанки, затем шли полусвободная и вольноотпущенница. Только женщины, ушедшие в монастырь, и пребывавшие там, либо посвятившие себя Богу, оставшись дома, были свободны от забот о браке. Меровингские хроники и жития святых содержат много историй о принятии женщинами обетов девственности и сексуального воздержания. Выделяют три образа поведения, встречающиеся в источниках: восстание против родителей или мужей, напряженность и примирение через посредничество влиятельного человека, и сознательное повиновение – все эти типы, по мнению Уэмпл, соответствовали примерно трем различным стадиям в истории женского монашества.

В VI в., когда женские монастыри были малочисленны, решение посвятить жизнь служению Богу требовало от женщин героических усилий. В VII и VIII вв. женские монашеские общины были повсюду, и женщины могли найти церковнослужителей, ходатайствующих за них перед родными. В VI–VII вв. женские монастыри возникали, как правило, в пределах городов, где ниже был риск подвергнуться насилию. В IX и X вв., когда от монахинь требовалось затворничество, родители побуждали дочерей вступать в монастыри.

Во Франкском королевстве христианство не влияло на семейное законодательство до VIII в. Римское и германское культурное взаимодействие привело к расширению прав и женских ролей. Принятие христианства первоначально стало фактором эмансипации франкских женщин. Однако эти преимущества исчезли, как только элементарные социальные, политические и религиозные структуры, развились в более сложные институты. Сексуальные неравенства были усилены, придавая большее значение женским частным проблемам ведения домашнего хозяйства, что уменьшило власть и влияние аристократок, ограничило их возможности и роли. Усложнение общественных структур повлекло за собой снижение авторитета женщины в семье, сокращение её имущественных прав.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...