И. В. Астэр. Гендер и монашество
И. В. Астэр С. –Петербург, С. –Петербургский государственный институт психологии и социальной работы ГЕНДЕР И МОНАШЕСТВО Изучение монашества предполагает обращение к гендерной проблематике[106]. Женское монашество как единственная социально притягательная альтернатива общепринятой модели брачно–семейной жизни, замужества и материнства, к тому же, как единственная институционализированная форма самовыражения женщины в религиозной сфере, развивалось параллельно мужскому монашеству. И в христианстве, и в буддизме основной путь женщины к открытому выражению своих религиозных убеждений – монашество. В обеих конфессиях женское монашество возникло одновременно с мужским[107]. У монашествующих нет ни мужского пола, ни женского, и духовные законы одинаковы для тех и других. Но, к примеру, в христианстве считается, что женщина имеет более слабое телесное сложение, ее душевная работа осуществляется иначе, чем у мужчины: женщина руководствуется чувствами, а не благоразумием и духовным разумом, а значит, некоторые страсти присущи женщинам больше, чем мужчинам. И, соответственно, в истории русских православных монастырей срок между поступлением в обитель и принятием пострига для мужчин и женщин отличался: в мужских монастырях он составлял в 6 лет, в женских – 26. В буддизме наличие половой дискриминации в средние века считалось нормой: монах обязан был следовать 250 предписаниям, тогда как монахини – 500. Подобное социальное положение – закономерность всех крупных религий на сегодня, поскольку Церковь является институтом с формальной системой подчинения, а в религиозной иерархии, как и в других областях общественной жизни, женщины имеют меньше шансов прийти к власти.
Помимо символической иерархии, мировые религии являют собой, по большей части, «мужскую деятельность». В христианстве Бог – это Бог–отец, «мужское начало», богочеловек Иисус явился в мужском облике, женщина сотворена из ребра мужчины, все апостолы – мужчины. В махаяне (одном из течений буддизма) женщины представлены в более выгодном образе, чем в других, – и тем не менее, в целом буддизм, как выразился один из его исследователей, представляет собой «созданный мужчинами общественный институт, в котором безраздельно господствует патриархальная структура власти»[108]. В священных текстах женщины изображены, с одной стороны, мудрыми, добрыми, преданными, с другой – загадочными, извращенными, злыми. Противоречивый образ женщины, несомненно, отражает неоднозначное отношение к ней мужчины. Вместе с тем, секуляризация оказала огромное влияние, и, главным образом, на женское монашество. Так, в русском православном монашестве в конце XVIII века – благодаря стараниям наиболее деятельных монахинь, из числа изгнанных после закрытия их монастырей, – стали создаваться первые неофициальные православные общины, по аналогии с монастырем, но ориентированные на активную деятельность в обществе. Пример монахинь в деле организации подобных общин поддержали мирянки, им помогали окрестные города и деревни, нуждавшиеся в духовной и социальной помощи. Между 1764 и 1917 годами в России было основано 220 женских религиозных общин. С течением времени Церковь и государство, не отягощая государственный бюджет финансовой поддержкой общин, стали выказывать одобрение их деятельности; позже многие из них благодаря социальному служению превратились в официальные монастыри. К 1914 г. общее количество женских монастырей и общин достигло 475, причем они были плотно населены (56016 монахинь и 94629 послушницы)[109].
Одной из причин численного роста женского монашества, думается, были демографические и социальные процессы, происходившие в России. В связи с разрушением патриархального типа семьи в деревне появилось большое количество незамужних женщин, для которых было неприемлемо монашество в том виде, в котором оно существовало ранее. Именно данная категория пополняла ряды послушниц женских монастырей, желая принятия не собственно монашества, а участия в растущей внешней деятельности своих обителей при больницах, богадельнях, школах, приютах. Русскому православному монашеству, начиная с ХIХ в., присуща гендерная поляризация. Несмотря на то, что женское монашество существовало ровно столько же, сколько и мужское, исторически сложилось мнение, что духовного совершенства и святости, тем не менее, в основном достигали мужчины. В «Основах социальной концепции» декларируется единение мужского и женского монашества, но традиции в отношении женщин и их религиозной роли предполагают лидерство мужчины. Однако сама подготовка к принятию социальной концепции нам представляется во многом обусловленной активным вмешательством в жизнь общества женских монастырских общин, породивших целый ряд религиозно–философских дискуссий в к. ХIХ – н. ХХ вв. о предназначении монашества и приведших не только к новому осмыслению монастырских практик[110], но и к актуальному видению социально–экономических и общественно–политических проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|