Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.С. Трофимова. Проблема семейно–брачных отношений в конце XVII в. во франции и ее преломление в литературе




В. С. Трофимова

СанктПетербург, СанктПетербургский государственный университет

Проблема семейно–брачных отношений в конце XVII в. во франции и ее преломление в литературе

В течение XVII в. во Франции происходит секуляризация и формализация брачных отношений. Брак становится актом гражданского состояния. Начало этому положил еще Ордонанс Блуа 1579 г. Он предписал священникам вести реестры для записи бракосочетаний. Необходимо было также получить согласие на брак родителей или опекунов, чтобы избежать обвинения в похищении человека. Присутствующие при бракосочетании имели право выступить в защиту или против супружеского союза жениха и невесты. Ордонанс 1639 г. был направлен против получивших широкое распространение тайных браков. Он позволял лишать наследства вступающих в брак без согласия родителей. Надо отметить, что Франция не была единственной страной, где принимались подобные законы. По наблюдениям авторов «Истории женщин на Западе», «в Европе XVI–XVII вв. появилась масса указов против брака без родительского согласия, которые все больше лишали молодых людей права выбрать себе супруга / супругу, даже если они предварительно дали друг другу клятву, обменялись кольцами или имели сексуальную связь. Патерналистская модель брака, особенно действенная в городских районах… оставалась незыблемой до XVIII в. »[102]. Наконец, ордонанс 1667 г., получивший название «Кодекс Людовика», был направлен на дальнейшую формализацию брака. В соответствии с этим законом, при заключении брака должны были использоваться две регистрационные книги, в книге–оригинале свои подписи ставили супруги и четыре свидетеля. К 1691 г. была выработана стандартная форма регистрационной книги для записи актов гражданского состояния: крещений, бракосочетаний и погребений, – с заранее пронумерованными страницами.

Сугубо церковный брак требовал лишь присутствия приходского священника и двух свидетелей. Между тем, тайный брак, хотя и не признавался недействительным, не порождал юридических последствий. Другой проблемой могло стать несогласие священника обвенчать жениха и невесту. С этим нередко сталкивались гугеноты, в особенности после отмены Нантского эдикта в 1685 г. Для таких случаев существовал так называемый «брак а–ля Гомин» (бракосочетание в присутствии, но без благословения священника, а также в присутствии нотариусов и свидетелей). Такой вид брака в принципе считался действительным. Однако в 1692 г. Парижский парламент сделал благословение священника обязательным для заключения брака.

Столь разновекторное движение в сфере семейно–брачных отношений привело к их активному обсуждению этой проблемы в обществе. Всплеск интереса к проблемам семейно–брачных отношений наблюдается в 1690–е годы. Катализатором дискуссии стала женоненавистническая Десятая сатира Никола Буало (1694). По мнению Ш. Перро, брак – движущая сила общественного, политического и религиозного воспроизводства. Отдельные исследователи считают его «Апологию» проявлением нового, буржуазного женоненавистничества: он выводит женщин из публичной сферы и заключает их в частную сферу[103]. Перро становится апологетом традиционного брака, в котором жена занимает подчиненное положение, и ее роль сводится к материнству и ведению домашнего хозяйства, а также к заботе о больных и поддержанию благочестия.

Хотя дискуссия о браке 1690–х годов охватила, прежде всего, высшие слои общества и получила преломление в произведениях известных французских писателей того времени, она затронула и широкую публику, когда вышла на подмостки театров. Многие французские пьесы последнего десятилетия XVII века касаются проблематики семейно–брачных отношений, прежде всего, комедии Данкура и Реньяра. В них поднимается тема супружеского союза как сделки, уделяется внимание договорной процедуре заключения брака. Важное место занимает нотариус, составляя, скрепляя подписями брачный контракт. Несмотря на требование получения родительского согласия, в комедии конца XVII в., по мнению Л. И. Мурсалиевой, «отмечается ослабление родительского произвола»[104]. Ту же тенденцию наблюдает и С. Ф. М. Грико, но уже в сфере собственно сексуальных отношений. Отметив «распространение добрачной сексуальной практики в конце XVII в. », она связывает ее с «растущей потребностью создавать брак на основе сердечной привязанности» и ослаблением родительского контроля и делает вывод о распространении «более либеральных сексуальных нравов»[105]. Во французских пьесах 1690–х годов все большую роль играл прагматизм в супружестве; герои комедий Реньяра не верили в «рай в шалаше». Со Средних веков во французской народной культуре реакцией на несообразности в семейно–брачных отношениях были шаривари. Эти шумные процессии, выражавшие протест молодежи в т. ч. против неравных браков, видели, несмотря на запреты властей, вплоть до XX в.

Французская литература конца XVII в. остро реагировала на изменения в семейно–брачных отношениях. Прагматическое отношение к браку как к акту гражданского состояния, а не к религиозному таинству, нашло преломление в сатирах Буало, комедиях Реньяра. Защитники брака (Шарль Перро) выражали в своих произведениях новое, буржуазное понимание супружества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...