Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анна Аксакова, Антонина Блудова, Марфа Сабинина




Анна Аксакова, Антонина Блудова, Марфа Сабинина

В 1860—1870–е годы, с новым пробуждением общественных сил, оживилось и женское филантропическое движение. В данном тексте анализируются судьбы трех его представительниц: А. Ф. Аксаковой (урождённой Тютчевой), А. Д. Блудовой и М. С. Сабининой.

Все они родились за границей (Аксакова и Сабинина в Германии, Блудова в Швеции), все служили при дворе имп. Марии Александровны, участвовали в деятельности Славянских Комитетов и Обществ, Российского Общества Красного Креста, все оставили мемуары. Главное, что их объединяет – сочетание религиозности, целомудрия с потребностью в каждодневном служении обществу. А. Ф. Аксакова (Тютчева, 1829—1889) – дочь поэта и дипломата Ф. И. Тютчева – воспитывалась сначала у отца в Мюнхене, затем в доме тёти в Веймаре, училась в Мюнхенском Королевском институте благородных девиц. В сентябре 1845 г. переселилась в Россию, с 1853 года была фрейлиной в. кнг, затем имп. Марии Александровны. В 1866 году Тютчева вышла замуж за И. С. Аксакова.

Огромное влияние на мировоззрение Анны Фёдоровны оказали эстетические и политические взгляды её отца, идеи супруга, а также религиозно–философские воззрения А. С. Хомякова. В течение многих лет Аксакова была «проводником» славянофильских воззрений при Дворе, снискав репутацию «неумолимой громовержицы» московских салонов (И. С. Тургенев)[496]. А. Ф. Аксакову связывало с мужем единство убеждений. И после смерти мужа (1886 г. ) немалые усилия для сохранения памяти о нем (Аксаковые стипендии)[497]. Основание аксаковских стипендий имело важное моральное значение, как для Анны Фёдоровны, так и для славян[498].

Пример Анны Аксаковой и её соратниц – членов Дамского отделения Московского Славянского благотворительного общества воздействовал. 3 октября 1876 г. купеческая вдова П. А. Соболева известила о том, что она желает устроить приют на 10 девочек; в 1876—1885 годах в Ярославле в «Болгарском приюте» находилось несколько сирот—славянок[499].

Покровительницей детских приютов была и близкая приятельница Анны – А. Д. Блудова. Она родилась в Стокгольме, где её отец, Д. Н. Блудов, служил дипломатом. После возвращения отца из–за границы Антонина вошла в большой петербургский свет, где стала фрейлиной цесаревны Марии Александровны. В 1850–е годы сложился этот союз единомышленниц – имп. Марии Александровны, Антонины Блудовой и Анны Тютчевой.

А. Д. Блудова вела переписку с интеллектуалами из Чехии, Болгарии и Сербии, стремилась использовать своё влияние для усиления позиции славянофильства и православия внутри России. Сохранившаяся в ГАРФ (Ф. 641) часть переписки графини с Марией Александровной позволяет говорить о конкретных примерах этого влияния. В 1867 г. А. Д. Блудова принимала у себя представителей всех славянских народов, приехавших в Россию на этнографическую выставку. В 1878 году она содействовала сохранению славянских древностей в освобождённой русской армией Болгарии. Но главное дело жизни графини–благотворительницы – Кирилло–Мефодиевское Братство, – имело, конечно, всеславянское значение. Основанное в Остроге на Волыни в память об отце Антонины – графе Блудове, набросавшем черновой проект устава Братства, – на средства от продажи фамильных драгоценностей, оно стало делом жизни А. Д. Блудовой, купившей в 1865 г. развалины монастыря. Братство и братская библиотека были основаны в 1865 г, тогда же была открыта начальная школа и приготовительное женское училище, а в 1866 г. — первый класс женского высшего училища имени графа Д. Н. Блудова.

В 1868 году заложили подворье для богомольцев, идущих из Киева в Почаевскую лавру. До 1875 года братские школы содержались в основном за счёт личных средств графини Блудовой, а после – на средства Министерства Народного Просвещения и на проценты с капитала, завещанного графом Блудовым[500].

М. С. Сабинина (1831—1892), дочь профессора–библеиста протоиерея Стефана Сабинина, прибыла в Россию в 1857 году[501]. В 1867 г. она стала со–основательницей «Общества попечения о раненых и больных воинах» — Российского Общества Красного Креста, с 1868 г. работала в крымском имении «Джемиет», принадлежавшем баронессе М. П. Фредерикс. В 1870 году вместе с баронессой Сабинина поехала за границу[502] и в 1871 г. (набравшись там необходимого опыта) они заложили барачный лазарет в Петербурге. В июле 1876 года Императрица призвала Марфу Сабинину с её сёстрами на театр военных действий – в Сербию. За несколько дней до отъезда Сабинина приняла присягу, и ахр. Гурий благословил её на должность настоятельницы Благовещенской общины. М. Сабинина участвовала и в Сербо—Турецкой, и в Русско—Турецкой войнах, была награждена многими орденами и медалями. В то время она тесно общалась с руководством Славянских комитетов. О подобных ей людях писал и Ф. М. Достоевский («Женщины у нас подымаются и, может быть, многое спасут…»)[503].

Т. И. Трошина

Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...