Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.6 Жест дирижера. 2.7 Техника первая – вспомогательная




2. 6 Жест дирижера

 

Движения дирижера и его жесты должны быть:

♪ точны, как Кремлевские куранты,

♪ экономичны, как экономика Швейцарии,

♪ характерны, как Советский балет,

♪ действенны, как Противовоздушная оборона.

 

Дирижирование как язык жестов и выразительных движений общепонятен и общезначим, это некий универсальный международный музыкальный язык, ясный во всех странах мира. Для осуществления своего влияния на расстоянии дирижер пользуется определенными техническими средствами: жестами, мимикой и пантомимическими движениями[94]. По определению С. А. Казачкова, жест - выразительное движение рук, мимика – выразительное движение лицевых мышц, пантомимика – выразительное движение тела. Эти средства (при соответствующем владении ими) обладают непреодолимой силой воздействия, позволяющей дирижера добиваться от коллектива исполнителей точной и мгновенной реакции. Главное, чтобы язык ваших рук и вашей души стал понятен всем, с кем вы будете на нем разговаривать[95].

Напоминаем, что дирижирование(от фр. – diriger – направлять, управлять, руководить) основано на системе движений рук – комплексе мануальной техники, включающей приемы и навыки совместного действия и общения с исполнителями. Мэтр дирижерского искусства - И. Мусин подтверждает этот тезис в своей фундаментальной монографии «Техника дирижирования»: «Жест дирижера заменил ему речь, превратившись в своеобразный «язык», с помощью которого дирижер «говорит» с оркестром и слушателем о содержании музыки»[96]. «Техника дирижирования, читаем мы у Н. Малько: – это тот язык, на котором дирижер обращается к хору и оркестру. Дирижер должен владеть им»[97], управлять игрой и пеним других, объединять многих исполнителей в едином замысле, добиваться предслышанного им художественного результата[98].

Дирижировать – значит увлечь, вдохновить, убедить, повести за собой и сделать и исполнить так, как этого требует дирижер. Для этого у дирижера есть техника. Так Шарль Мюнш писал: «... прежде чем взять на себя смелость командовать... », необходимо «… приобрести технику, которая не приходит сама по себе», другими словами, «изучить знаковую систему дирижерских действий»[99].

Дирижерскую технику по И. Мусину можно подразделить на следующие части:

- первая - техника вспомогательная; ее составляют тактирование (обозначения размера, метра, темпа) и приемы показа вступлений, снятия звука, показа фермат, пауз, пустых тактов;

- вторая - техника выразительная, это приемы, с помощью которых определяются изменение темпа, динамика, акцентировка, артикуляция, фразировка, штрихи стаккато и легато, дающие представление об интенсивности и окрашенности звука, то есть все элементы выразительного исполнения.

- третья – техника образно-выразительная, это совокупность средств вспомогательной, выразительной и образно-конкретной техники, которая призвана выразить определенный музыкальный образ. К ним относятся и средства эмоционального порядка и волевого воздействия на исполнителей[100].

 

2. 7 Техника первая – вспомогательная

 

Как любой другой вид музыкального исполнительства, дирижирование, представляет собой единство художественного и технического в творческом замысле, где под художественной стороной понимается выразительность и образность исполнения, вдохновенная передача содержания музыки. Под технической стороной подразумевается владение языком жестов, с помощью которых дирижер воздействует на исполнителей[101]. Эту совокупность приемов целесообразно назвать вспомогательной техникой, поскольку она служит лишь элементарной основой дирижирования, но еще не определяет его выразительности. Однако она очень важна, так как чем совершеннее вспомогательная техника, тем более свободно могут проявляться остальные стороны дирижерского искусства[102].

Прописная истина: во время обучения игры на фортепиано или скрипке, и не только в первоначальной стадии, некоторые упражнения ничего общего с музыкой не имеют. Их цель — добиться определенных физических навыков, необходимых в технике. Существовали и существуют специальные системы подобных упражнений. Каждый скрипач и пианист, вероятно, знаком с ними. Для дирижера такая предварительная работа нужна и полезна не меньше, чем для пианиста или скрипача.

Шепнем по секрету, что у всех начинающих обучаться, естественно, нет и не может быть специальных двигательных умений и навыков для дирижирования, т. к. это совершенно новый для вас вид художественной деятельности. В вашей самостоятельной работе может возникнуть много вопросов: с чего начать, как выбрать правильное движение рук при освоении новой схемы, тот или иной дирижерский жест, определить удобное и верное положение рук и т. д.; могут появиться дискомфортные ситуации, психологические и физиологические зажимы. Аналогичное произойдет если мы начнем профессионально обучаться, например, балету (еще та картина будет, как говорится балерина от фуэте недалеко падает ☺ )[103]. Поэтому мы рекомендуем ежедневно уделять время для поддержания своей дирижерской формы: закрепления элементарных движений и новых технических приемов тактирования и дирижирования музыкой, устранения зажимов и развития свободы, гибкости жестов, различных дирижерских приемов, умений, навыков с помощью специальных упражнений. И. Гофман – блестящий пианист, писал: «Чтобы быть свободным в искусстве, необходимо овладеть техникой, и мы судим о художнике-исполнителе по тому, как он ею пользуется»[104]. Со временем «у каждого дирижера вырабатывается свой словарь жестов, который служит для передачи того, что происходит в его душе»[105] и в исполняемой им музыке.

Совет от авторов: приступая к самостоятельным занятиям по закреплению навыков дирижирования, следует контролировать себя перед зеркалом. Начинать надо с проверкипостановкиосновной дирижерской позиции, определения правильного положения корпуса, ног и рук[106]:

♪ корпус – прямой, спокойный, лишенный напряжения,

♪ ноги устойчивы,

♪ плечи развернуты,

♪ голова чуть приподнята.

♪ руки вынесены вперед на уровень груди;

♪ локти несколько согнуты, с ощущением некоторой «подтянутости» к верху;

♪ предплечье – параллельно полу;

♪ кисти чуть приподняты и направлены в сторону поющих;

♪ пальцы свободно раздвинуты, чуть округлены.

Задание:

- закрепите положение основной дирижерской позиции;

- познакомьтесь с высказываниями о смысле и цели хорового дирижирования в трудах таких великих мастеров хорового искусства, как:

♪ Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров / Ред. и примеч. С. В. Попова. - 2-е изд. - Москва: Музгиз, 1952. - 224 с.

♪ Казачков, С. А. Дирижер хора – артист и педагог / С. А. Казачков. – Казан. гос. Консерватория. - Казань, 1998. – 308 с.

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...