Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю. А. Иликеева. Конструирование гендерной идентичности старшего поколения у башкир в XVIII – начале XX В.




Ю. А. Иликеева

Уфа, Уфимский филиал Оренбургского государственного университета

КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ У БАШКИР В XVIII – НАЧАЛЕ XX В.

В башкирском обществе неизменным вниманием и уважением пользовались пожилые люди. Статус пожилого человека был высоким. Старики передавали молодежи историю народа. К ним обращались за советом, при решении споров за посредничеством[229].

Уважение к старшим проявлялось в повседневной жизни: в действиях и поступках молодых. Дети посещали престарелых родителей, даже если те жили далеко. Если старики оставались одинокими, они жили у близких, окруженные уходом, как и родители. Дети были обязаны помогать родителям, даже если те были в состоянии вести самостоятельную жизнь[230]. Несоблюдение его осуждалось общественностью[231]. И если даже в семьях иногда встречалось некоторое небрежное отношение к старикам, в обществе отношение к ним всегда было внимательным и уважительным.

У башкир наследником дома, усадьбы, очага и движимого имущества, оставшегося во владении отца, считался младший сын. В номенклатуре родства башкир имеется специальный термин – кинйя/кинжя, тёпсёк[232]. У башкир в обязанности младшего входило: похоронить отца, уплатить его долги, содержать мать, справить приданое и выдать замуж незамужних сестер. В случае отсутствия сыновей престарелые родители попеременно жили у дочерей. И здесь преимущество отводилось младшей дочери, часто она оставалась с мужем в родительском доме. Раздел имущества неразделенной семьи осуществлялся после смерти его главы[233]. Благоприятное положение было у стариков в неразделенных семьях.

В неразделенных семьях статус пожилого мужчины и его жены был особенно высоким. Старшая женщина–мать пользовалась почетом и уважением. Она была посвящена в семейные дела, распоряжалась домашними работами. С приходом в дом невестки свекровь освобождалась от работ по хозяйству, которые теперь выполняла молодая женщина. Становление невестки как самодостаточной, полноправной женщины проходило под влиянием свекрови[234].

О возрастном рубеже старости в дореволюционный период судить сложно[235]. Из–за непосильного труда и тяжелых условий жизни башкирская женщина в 40–50 лет выглядела как старуха[236]. Возрастной анализ говорит, что каждая вторая женщина детородного возраста не доживала до 40 лет[237]. Причем такая ситуация сохраняется без изменений вплоть до конца XIX века.

Быстрая старость и ранняя смерть женского населения после 40 лет связана с тяжелыми бытовыми условиями труда, частыми родами, истощавшими организм женщины. Башкирская женщина играла большую роль в производстве благ. Уходом за детьми занималась женщина; период кормления продолжался до 1, 5–2, 5 лет, 2, 5 лет – предельный срок. В силу этих причин женский организм изнашивался, что приводило к ранней старости и смерти женщин от 21 до 45. Но у женщин, прошедших опасный рубеж, увеличивались шансы прожить до глубокой старости.

Статус пожилой женщины зависел от того, насколько она смогла реализовать себя как женщина и мать. Если у нее было много сыновей, окружали внуки, сама она была полна энергии, то пользовалась вниманием и авторитетом в семье и кругу родственников[238]. Наряду с мужчиной она выполняла обязанности старшей в родственной группе.

Отношение к пожилой женщине зависело от ее дееспособности, затребованности и участия в хозяйственной жизни. Пожилые женщины принимали участие в домашних и хозяйственных работах. Велика была их роль в воспитании детей и уходе за ними. В малых семьях пожилые женщины присматривали за детьми, готовили еду, заготавливали продукты, занимались рукоделием, обрабатывали шерсть, вязали. Тем более, что в XVIII–первой половине XIX в. главе женской половины дома приходилось решать за мужа и сына, т. к. мужчины часто отлучались от дома в связи с восстаниями, не говоря о службе.

Оставшись без мужа с малыми детьми, семью возглавляла вдова при участии братьев или родственников мужа[239]. Если сын или сыновья были взрослыми, обязанности главы переходили к старшему или следующему по старшинству брату мужа. Мать фактически влияла на сыновей советами и уговорами. Мужчина не вмешивался в дела женской половины, потому старшая женщина чувствовала себя хозяйкой.

Похоронные обряды невозможно представить без участия пожилых женщин. Ролевые функции распределялись четко. В подготовке покойного, обмывании и обряжении, если это был мужчина, участвовали мужчины, если женщина – женщины. В дом покойника собирались люди с подарками: полотенцем, мылом, платками. Принесенные подарки с молитвами собирала пожилая женщина, чтобы раздать участникам похорон[240]. За водой ходили пожилые женщины. Это связано с требованиями «чистоты» в погребальных ритуалах, у пожилых женщин уже не было месячных. После обмывания умершего облачали в саван. Женщины не принимали участия в погребальной процессии, их присутствие было нарушением святости могил[241].

Взаимоотношения пожилых людей с детьми регулировались шариатом и нормами права. Дети обязаны любить и уважать родителей, оказывать им внимание. Шариат признавал за детьми (внуками) обязанность содержания престарелых родителей и погребения их. Из–за высокой смертности населения дети оставались полусиротами или сиротами, основная опека ложилась на бабушек и дедушек.

Статус пожилых людей и женщин был высоким, они пользовались авторитетом в семье и обществе, им оказывали внимание и почтение, к советам прислушивались женщины и мужчины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...