Н. Г. Лисевич. Гендерные роли в традиционной ижемской семье: (на примере дневника политического ссыльного Н. И. Зыкова)
Н. Г. Лисевич Сыктывкар, Коми научный центр Уральского Отделения РАН ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ В ТРАДИЦИОННОЙ ИЖЕМСКОЙ СЕМЬЕ: (НА ПРИМЕРЕ ДНЕВНИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ССЫЛЬНОГО Н. И. ЗЫКОВА) Семья – одна из основных социальных категорий этноса, заключающая в себе его специфику. Консервативными являются крестьянские семьи, сохраняющие традиции прошлого в укладе. Н. И. Зыков происходил из Орловского уезда Вятской губернии. Семья переехала в Пермь, где отец занялся торговлей, а сыновья поступили учиться в реальное училище. Во время первой русской революции Николай Зыков посещал нелегальный ученический кружок, позже бросил училище и служил чертежником. Об участии сына в нелегальном кружке в полицию сообщил отец[266]. Сыновья были арестованы. Николая выслали в г. Кемь на 3 года. Он бежал, его арестовали и перевели в с. Мохча, где Зыков познакомился с Анастасией. У них родились 4 детей. После ссылки Н. И. Зыков занялся торговлей, привез из Перми мать, брата и сестру, устроился на службу писарем. В 1918 г. на территории Коми края началась борьба за установление Советской власти, одним из первых такую работу в Печорском уезде начал вести Н. И. Зыков, но 27 мая 1918 г. он погиб от рук противников новой власти. Во всех известных источниках, которые упоминают имя Зыкова, содержится информация о нем лишь как об участнике первой русской революции и организаторе первого Совета крестьянских депутатов на Печоре. Зыков не был уроженцем села, воспитывался и вырос в другой среде, был образованнее местных жителей. Его взгляд на жизнь был иным, чем у односельчан. Среди этнографических групп народа коми наибольшей спецификой обладают ижемцы. Ненецкое влияние проступает в физическом облике части ижемцев, в языке, материальной и духовной культуре. Исследователи отмечают, что ижемцы – прогрессивный народ. Экономические условия развивали у ижемцев дух предпринимательства, сметливость, независимость. Народ гостеприимный, деятельный и предприимчивый, ижемцы вели комплексное хозяйство, в основе которого оленеводство. Животноводство, огородничество, рыбная ловля и охота играли вспомогательную роль. Отчасти занимались торговлей и отличались большой пассионарностью.
Торговля продукцией оленеводства стала составляющей ижемского хозяйства. Среди ижемцев формировалась зажиточная торгово–промышленная прослойка. Торговали ижемцы за пределами Российской Империи: в Париже и Лондоне. К середине XIX в. коми–ижемцев в малице привыкли уже видеть на российских и зарубежных ярмарках. Ижемские купцы возводили в своих селах школы и храмы, строили электростанции и замшевые заводы, потому что именно замша вошла в моду и приносила огромные прибыли. В конце XIX – начале XX в. в каждом ижемском селе были миллионщики. [267] Климатические условия определяли хозяйственно–бытовые особенности взаимоотношений в семьях оленеводов. Для процветания семьи требовалось разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной. Нередкими были случаи многоженства. Женщина находилось в подчинении у мужа, следившего за своевременным выполнением обязанностей. Необходимость перемещаться вместе со стадами по тундре, что было сопряжено с опасностью для жизни, оторванность от поселений с медицинским обеспечением, приводили к высокой детской смертности. Это обстоятельство также служило причиной для приведения второй жены. Первая жена к этому моменту не могла иметь детей по причине преклонного возраста. Ее роль сводилась к приготовлению пищи и уходу за жилищем. Количество жен зависело от материальной обеспеченности семьи. Разрешалось иметь столько жен, сколько их мог содержать мужчина[268]. После принятия христианства, запрещающим полигамные семьи, кочевой уклад жизни северных народов не изменился, многоженство встречалось, хотя законной женой теперь была только одна женщина.
Хотя Зыков и жалуется на свое материальное положение, он сравнивает себя с зажиточными односельчанами, которые ссужают ему денег в долг. Он пишет о долгах в несколько сотен рублей, мечтая каждый год перестать брать взаймы. Судя по суммам, которые находятся у него в свободном распоряжении, Николай состоятельный торговец. В дальнейшем это приведет к желанию увеличить семью – взять в жены молодую и работящую девушку. В начале июня 1914 гг Н. И. Зыков привез из Перми родственников. Семья устроилась в двухэтажном здании в центре села. Приобрели корову, сестра поступила учиться. Зыков устроился на службу писарем в волостную управу. Брак Николая и Анастасии не был оформлен законно. Изучение метрических книг показало, что Ануфриева находилась замужем, живя с Зыковым. Ее муж Фрит Людвиг Идзиев был политическим ссыльным и по окончании срока ссылки уехал к себе на родину в Варшаву. Дети Н. И. Зыкова по документам записывались на мужа Насти. В царской России рожденные вне брака дети ограничивались в правах и возможностях, при узаконивании потомства родители шли на ухищрения. Опасения Николая сбылись, «невеличку» действительно пообещали другому. Девушка была из небогатой семьи и более зажиточная «тетка» подобрала для нее жениха по своему усмотрению. Родители и невеста предложили Николаю Ивановичу по поводу женитьбы обратиться к богатым родственникам. которые организовывали свадьбу, сам Николай собирался «уплатить жениху за беспокойство». Обращаться к родственникам «невесты», Николай не стал. В 1917 г. в Мохче начались революционные волнения. Зыков, став лидером большевистского движения по своим убеждениям не мог, как он сам писал: «идти на поклон» к «кулакам». Таким образом, человек приезжий, выросший в городской среде, Николай с легкостью воспринимает местные традиции семейно–брачных отношений. Себя в семье он считает главой, чье мнение единственно правильное (в дневнике ни разу не упоминается об обсуждении с «женой» совместных решений семейных вопросов в воспитании детей или развитии торгового дела). Николай стремиться обеспечить семье достойное экономическое положение, для чего считает необходимым привести в дом вторую жену, как новую работницу. Жена, по его мнению, не обязательно должна быть умной. Она обязана правильно воспитывать детей, в скромности и уважении к отцу, сама должна быть смирной и покорной. На самом деле, его спутница не отличается покладистым характером и не всегда ей нравиться идея мужа привести в семью вторую женщину. Не будучи законной женой, женщина имела шаткое положение в семье, мужчина в любо момент мог выгнать ее из дома. Из дневника следует, что в начале XX века в конкретной ижемской семье сохранялся традиционный семейный уклад, обусловленный географическими и экономическими особенностями проживания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|