Перечень ключевых слов. Диагностический инструментарий. Лидер ли ты?. Методика самооценки лидерских качеств (тест «Я – лидер»)
Перечень ключевых слов Активность – готовность к деятельности и энергичная деятельность, направленная на изменение, преобразование чего – либо. Взаимоотношения – отношения между людьми в процессе общения и деятельности. Различают ЛИЧНЫЕ (основанные на чувствах – от симпатии до антипатии) и ДЕЛОВЫЕ (партнерские, основанные на деловых контактах) взаимоотношения. Имидж – образ, своеобразная привычная «роль», в которой окружающие воспринимают человека. Инициатива – начинание, проявление предприимчивости, стремление и умение действовать самостоятельно. Коллектив – высший уровень развития группы, когда в ней есть общая цель деятельности, единство, взаимопонимание, стремление помогать другим. Коммуникация – «делаю общим», «связываю» - процесс передачи информации от отправителя к получателю. Компромисс – соглашение между различными мнениями, взглядами, достигнутое путем взаимных уступок для пользы дела. Конфликт – столкновение противоположных мнений, целей, интересов, желаний. Лидер – Ведущий – Человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Общение – установление контактов на основе совместной деятельности (обмен информацией, выработка взаимодействия, восприятие и понимание другого человека) Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для совместного дела. Обычно официально назначенного (или избранного) лидера-организатора называют РУКОВОДИТЕЛЕМ или ФОРМАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ. Престиж – авторитет, влияние, уважение, признание достоинств человека (организации). Репутация – сложившееся мнение о человеке (организации), его достоинствах и недостатках.
Рефлексия - всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ). Решение – принятие ответственности за деятельность в неопределенной ситуации (определение способа действия, когда есть несколько путей достижения цели). Эгоизм – («эго» - я) – предпочтение своих интересов и потребностей вне зависимости от интересов других (часто за их счет). Эрудиция – глубокие познания, начитанность, познания в какой – либо области науки. Диагностический инструментарий
Лидер ли ты? Методика самооценки лидерских качеств (тест «Я – лидер») Ответить на вопросы предлагаемого теста. Варианты ответов:
Вопросы к тесту «Я – лидер»
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму баллов в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А – умение управлять собой Б – осознание цели (знаю, что хочу) В – умение решать проблемы Г – наличие творческого подхода Д – влияние на окружающих Е – знание правил организаторской работы Ж – организаторские способности З – умение работать с группой Карточка для ответов.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то качество развито средне или сильно. Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренен в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике. Теперь, когда вы имеете представление о своих качествах лидера, несколько советов как улучшить недостаточно сформированные качества. Лидер – ориентир. Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда прими на вооружение несколько советов.
Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу ), постарайся ответить на вопросы: 1. Действительно ли твои цели важны для тебя? 2. Реальны ли твои цели? 3. Вкладываешь ли ты в достижение цели достаточно сил? 4. Соответствую ли твои цели новым обстоятельствам? 5. Достаточно ли привлекаешь к достижению целей окружающих? Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайтесь найти ответы на следующие вопросы: 1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное? 2. Рассматриваю ли я варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?
3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение? 4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)? 5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи? Если оказался недостаточным показатель Г (творческий подход), ответь на следующие вопросы:
Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:
Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А. Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»: 1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия: - выдели в задаче главное и второстепенное; - выясни время выполнения задачи; - уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе; - определи место выполнения задачи, материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения; - повтори задание. 2. Подготовься к выполнению задания: - изучи опыт других, посоветуйся; - сделай предварительную расстановку людей; - исходя из реальных возможностей составь план. 3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей: - обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи; - учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать. 4. Расставь людей, учитывая их возможности: - распредели работу между товарищами с учетом их способностей, - имеющихся у них знаний и умений; - за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое; - каждый должен знать свои права и обязанности. 5. Согласовывай свои действия: - постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов; - поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию о всех изменениях в заданиях;
- интересуйся опытом других выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания. 6. Обучай и инструктируй своих помощников: - подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы; - указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в определении трудностей, но не подменяй их; - подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов. 7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств: - привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников; - осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы; - давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных; - старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования. 8. Будь внимателен в период завершения работы: - требуй отчета о работе от своих помощников; - при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь; - организуй сдачу неиспользованных материальных средств. 9. Экономно расходуй свое время и силы: - осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников; - решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники; - оказывай помощь в работе на самом трудном участке. 10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем: - анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки; - давай оценку работы на основе конкретных результатов; - старайся поощрить, отметить работу своих помощников. Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов: 1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении? 2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят? 3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем? 4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком? 5. Работай над созданием открытых, доверительных отношений, располагай к себе людей. Известный психолог А. Н. Лутошкин советует также лидерам: - Изучить интересы, увлечения, способности товарищей; - При распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться; - Чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, - умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом; - Иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему. Если вы обнаружили, что у вас низкий показатель З (работа с группой), то так же прислушайся к советам: У каждого лидера есть свой «почерк», свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|