Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень ключевых слов. Диагностический инструментарий. Лидер ли ты?. Методика самооценки лидерских качеств (тест «Я – лидер»)




Перечень ключевых слов

Активность – готовность к деятельности и энергичная деятельность, направленная на изменение, преобразование чего – либо.

Взаимоотношения – отношения между людьми в процессе общения и деятельности. Различают ЛИЧНЫЕ (основанные на чувствах – от симпатии до антипатии) и ДЕЛОВЫЕ (партнерские, основанные на деловых контактах) взаимоотношения.

Имидж – образ, своеобразная привычная «роль», в которой окружающие воспринимают человека.

Инициатива – начинание, проявление предприимчивости, стремление и умение действовать самостоятельно.

Коллектив – высший уровень развития группы, когда в ней есть общая цель деятельности, единство, взаимопонимание, стремление помогать другим.

Коммуникация – «делаю общим», «связываю» - процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Компромисс – соглашение между различными мнениями, взглядами, достигнутое путем взаимных уступок для пользы дела.

Конфликт – столкновение противоположных мнений, целей, интересов, желаний.

Лидер – Ведущий – Человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу.

Общение – установление контактов на основе совместной деятельности

 (обмен информацией, выработка взаимодействия, восприятие и понимание другого человека)

Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для совместного дела. Обычно официально назначенного (или избранного) лидера-организатора называют РУКОВОДИТЕЛЕМ или ФОРМАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ.

Престиж – авторитет, влияние, уважение, признание достоинств человека (организации).

Репутация – сложившееся мнение о человеке (организации), его достоинствах и недостатках.

Рефлексия - всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ).

Решение – принятие ответственности за деятельность в неопределенной ситуации (определение способа действия, когда есть несколько путей достижения цели).

Эгоизм – («эго» - я) – предпочтение своих интересов и потребностей вне зависимости от интересов других (часто за их счет).

Эрудиция – глубокие познания, начитанность, познания в какой – либо области науки.

Диагностический инструментарий

 

Лидер ли ты?

Методика самооценки лидерских качеств (тест «Я – лидер»)

Ответить на вопросы предлагаемого теста.

Варианты ответов:

  • Полностью согласен с приведенным ниже утверждением, то в клеточку с соответствующим номером ставить 4 балла;
  • Скорее согласен, чем не согласен – 3 балла;
  • Трудно сказать – 2 балла;
  • Скорее не согласен, чем согласен – 1 балл;
  • Полностью не согласен – 0 баллов.

 

Вопросы к тесту «Я – лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолеть трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
  10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую свое время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу обычно хорошее.
  22. У меня всегда все получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
  25. Я могу заставить себя делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношениях с людьми достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
  35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие.
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму баллов в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой

Б – осознание цели (знаю, что хочу)

В – умение решать проблемы

Г – наличие творческого подхода

Д – влияние на окружающих

Е – знание правил организаторской работы

Ж – организаторские способности

З – умение работать с группой

Карточка для ответов.

А Б В Г Д Е Ж З

 

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то качество развито средне или сильно.

        Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренен в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике.

       Теперь, когда вы имеете представление о своих качествах лидера, несколько советов как улучшить недостаточно сформированные качества.

Лидер – ориентир.

Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда прими на вооружение несколько советов.

  1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос. Что можно делать, чтобы быть более уверенным в жизни?
  2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.
  3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.
  4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи – это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.
  5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.

Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу ), постарайся ответить на вопросы:

1. Действительно ли твои цели важны для тебя?

2. Реальны ли твои цели?

3. Вкладываешь ли ты в достижение цели достаточно сил?

4. Соответствую ли твои цели новым обстоятельствам?

5. Достаточно ли привлекаешь к достижению целей окружающих?

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:

1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

2. Рассматриваю ли я варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?

3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Если оказался недостаточным показатель Г (творческий подход), ответь на следующие вопросы:

  1. Ценю ли я творческий подход в других людях?
  2. Готов ли я к неопределенности?
  3. Верю ли я в свои творческие способности?
  4. Могу ли я порвать с традициями?
  5. Испытываю ли я потребность в переменах?

Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

  1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.
  2. Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
  3. «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
  4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
  5. Раскрой свои мысли и чувства.
  6. Будь готов подбодрить другого человека.

Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А. Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»:

1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

- выдели в задаче главное и второстепенное;

- выясни время выполнения задачи;

- уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;

- определи место выполнения задачи, материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;

- повтори задание.

2. Подготовься к выполнению задания:

- изучи опыт других, посоветуйся;

- сделай предварительную расстановку людей;

- исходя из реальных возможностей составь план.

3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

- обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;

- учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

4. Расставь людей, учитывая их возможности:

- распредели работу между товарищами с учетом их способностей,

- имеющихся у них знаний и умений;

- за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;

- каждый должен знать свои права и обязанности.

5. Согласовывай свои действия:

- постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов;

- поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию о всех изменениях в заданиях;

- интересуйся опытом других выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6. Обучай и инструктируй своих помощников:

- подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;

- указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в определении трудностей, но не подменяй их;

- подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.

7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

- привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

- осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;

- давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;

- старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8. Будь внимателен в период завершения работы:

- требуй отчета о работе от своих помощников;

- при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;

- организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуй свое время и силы:

- осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;

- решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;

- оказывай помощь в работе на самом трудном участке.

10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:

- анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;

- давай оценку работы на основе конкретных результатов;

- старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:

1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?

2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?

3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

5. Работай над созданием открытых, доверительных отношений, располагай к себе людей.

Известный психолог А. Н. Лутошкин советует также лидерам:

- Изучить интересы, увлечения, способности товарищей;

- При распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;

- Чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам,

- умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом;

- Иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.

Если вы обнаружили, что у вас низкий показатель З (работа с группой), то так же прислушайся к советам:

       У каждого лидера есть свой «почерк», свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...