1. Основные периоды развития зарубежной социологии в ХХ столетии.
Стр 1 из 56Следующая ⇒ 1. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ В ХХ СТОЛЕТИИ.
Исследователи, выделяя этапы в истории социологии, широко оперируют понятиями «классический» и «современный». Эти понятия являются: · многозначными; · неопределенными по отношению к социологии; · хронологически размытыми.
Условно историю социологии можно разделить на · историю институционализации социологии как автономной научной дисциплины; · историю создания социологической теории.
Этапы институционализации социологии История институционализации социологии – это объективный и непрерывный процесс превращения социологической науки в устойчивую самодостаточную систему. Классический этап в истории институционализации социологии ограничен концом 30-х гг. ХIХ века и вторым десятилетием ХХ столетия. Начало современного этапа в истории институционализации социологии обычно датируют концом второго десятилетия прошлого века. В его рамках анализируют несколько периодов: 1) Первый период - 1918 – 1945 гг. (период «между мировыми войнами»). Наступление социологического эмпиризма, отделение социологии от социальной философии; 2) Второй период – 1946 – 1968 гг. Усиление теоретико-методологических построений (реакция на эмпиризм); 3) Третий период – с 1969 – начало 1990-х гг. Попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологию, с другой — вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии). 4) Четвертый период - начало 90-х гг. ХХ в. – настоящее время. Интегративный характер развития. Новые теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода " постклассических" построений.
Этапы становления социологической теории ПЕРВЫЙ ЭТАП – этап возникновения социологической теории (начало — вторая треть XIX в. ). Включает зарождение и реализацию идей о необходимости отдельной науки, способной преобразовать общество, а также первые попытки очертить ее предметную область. ВТОРОЙ ЭТАП – этап становления социологической теории (последняя треть XIX второе десятилетие XX в. ). Новая общественная дисциплина получила признание в научных кругах, развернулись широкие теоретические дискуссии о предмете и методах социологической науки, о способах познания ею окружающей реальности. ТРЕТИЙ ЭТАП – этап интенсивного развития социологической теории – часто обозначается словом «современный» (третье десятилетие XX в. — настоящее время). Теоретический инструментарий, заложенный на формирующем социологию этапе, претерпел соответствующую модификацию и получил новые области анализа. Это касалось всех сфер социологического теоретизирования. Современный этап становления социологической теории На современном этапе: · имеет место пересмотр методологических подходов, сложившихся в социологии в соответствии с требованиями времени и на базе широкомасштабных эмпирических исследований; · шел интенсивный процесс формирования концепций академической социологии, ее ключевых направлений и школ. Периоды современного этапа: 1. 20-е – конец 60-х гг. ХХ столетия. 2. конец 60-х гг. ХХ столетия – настоящее врем. 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ВО ФРАНЦИИ МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ. Франция – родина социологии.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ВО ФРАНЦИИ:
1. Философский и умозрительный характер социологии (несмотря на господство позитивистской методологии и многочисленные призывы сделать социологию точной эмпирической наукой. Многие исследователи вплоть до конца Второй мировой войны не стремились к проведению масштабных эмпирических исследований окружающего их общества).
2. Этнографическая и историческая ориентация на протяжении всего периода «между мировыми войнами», то есть с 1918 по 1945 гг. (Соответственно, многие известные произведения социологов базировались на историческом и этнологическом материале. Подобная тесная связь с социологией касалась не только этнографии и истории, но также лингвистики, экономической науки и правоведения. Некоторые ученые являлись социологами и одновременно представителями других наук, поэтому не выделяли в своих исследованиях социологическую проблематику, что отчасти явилось следствием своеобразного «социологического экспансионизма» научной школы, основанной Э. Дюркгеймом). 3. Наличие нескольких направлений социологического профиля. Направления развития социологической мысли во Франции:
После Первой мировой войны французская социологическая мысль развивалась в нескольких главных направлениях: · Последователи Фредерика Ла Пле (известный французский социолог, экономист и инженер, разделял позиции географического и технологического детерминизма, положил начало социографии – описанию различных социальных явлений). Представители: П. Бюро, М. Декан, А. Турвиль и Э. Демолен. Теоретическая установка – позитивизм. Социальные факты должны изучаться также объективно, как и факты природы, а своей задачей считали описание отдельных социальных феноменов, главными из которых были труд, географическая среда и семья. · Последователи Рене Вормса (сторонник органицистской теории общества). Ещё при жизни создал «Международный институт социологии», сотрудники которого и были представителями направления – Дюпра, Эссентье, Ришар, Монье. Доминировали органицизм и психологизм, позитивистская методология, призывы к строгим объективными методам и тщательному анализу фактов. · «Католические социологи». Теоретическая установка – томизм. Жесткая критическая направленность в отношении учения Дюркгейма. (Деплуаж (представитель) в своей работе «Конфликт морали и социологии» – пытался опровергнуть его тезис о земном, общественном происхождении морали, считал укрепление пошатнувшихся религиозных убеждений главным выходом из кризиса, в котором оказалось французское общество). Занимались исследованием общественной морали и формированием религиозных убеждений в общественном сознании.
· Социальные статистики (государственные чиновники, проявлявшие интерес к развитию количественных эмпирических исследований, которые они проводили для различных государственных учреждений, чтобы придать им систематический и целостный характер: Ж. Бартиллон, Э. Левассер – их исследования посвящены росту населения и тогда считались образцовыми). Область: социальные обследования по заказам государственных учреждений. · Французская социологическая школа / школа Эмиля Дюркгейма (ведущее место во французской социологии в период между мировыми войнами). Данная школа была образована при жизни Э. Дюркгейма. При жизни вокруг Дюркгейма сплотилась плеяда талантливых ученых, с которой он основал и издавал журнал «Социологический ежегодник». Впоследствии, после смерти учителя, его ученики и последователи объединились в известную школу, вошедшую в историю социологии под названием «Французская социологическая школа».
Представители: М. Мосс (возглавил эту школу после смерти основателя в 1918 г. ), С. Бугле, П. Фоконне, М. Хальбвакс, Ж. Дави, П. Лапи, А. Морэ. Направления деятельности: 1) Популяризация идей Э. Дюркгейма, публикации его работ и комментарии к ним. В основном, интерпретация идей Дюркгейма его учениками носила философско-теоретический характер. Например, Ж. Дави «Социология Дюркгейма», М. Хальбвакс «Возникновение религиозного чувства по Э. Дюркгейму».; 2) Публикация результатов собственных исследований. Особенно плодотворными были 20-е годы ХХ века, так как это период массовых публикаций. Одни труды – это публикации результатов своих исследований в области социальной морфологии, социологии морали, социологии религии, и т. п., Например, Ж. Дави «Права присяжных», С. Бугле «Социальные уроки об эволюции ценностей». Другие труды касались тем, не удостоенных внимания Дюркгейма при жизни – это социальная психология и экономика. Например, Хальбвакс «Очерк о психологии социальных классов». Но и они способствовали процветанию школы.
И все же, школа Э. Дюркгейма, проводившая идеи своего учителя во всех областях обществознания, занимала ведущее положение во французской социологии между мировыми войнами. Отличительной особенностью этих ученых было: · общность теоретических воззрений; · высокая степень интеграции и дружеские связи; · активная и успешная работа по воссозданию журнала «Социологический ежегодник» · специализация в определенных предметных областях; · борьба за ведущее положение социологии в высших учебных заведениях Франции; · индивидуалистский стиль научной работы; · активное участие в политической жизни.
Нужно выделить следующих социологов: Марсель Мосс, Морис Хальбвакс и Селестен Бугле. МАРСЕЛЬ МОСС (1872-1950 гг. ) – французский философ, социолог, этнограф и антрополог, племянник Дюркгейма. Основные работы: · очерк «Жертвоприношение: его природа и функции», публикация в 1898 году в «Социологическом ежегоднике». · «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах», опубликованная в 1925 году в «Социологическом ежегоднике» · Очерк «Физическое воздействие на индивида идеи смерти, внушаемого коллективными представлениями», опубликованная в 1936 году в «Журнале психологии». Как и Дюркгейм считал, что наука об обществе должна носить позитивный характер в своих методах и результатах. Социология должна прояснить социально значимые феномены. Замысел Мосса - чтобы взять в качестве предмета исследования «все нынешнее человеческое существование» и проанализировать «этот феномен в целом». Он предложил идею о «целостных социальных феноменах», где призвал социологов ориентироваться на комплексное исследование фактов и выявление наиболее функциональных из них. Все изученные нами факты являются тотальными или общими социальными фактами.
МОРИС ХАЛЬБВАКС (1877 – 1945 гг. ). В 1905 году присоединился к последователям Дюркгейма, позже стал одним из главных сотрудников «Социологического ежегодника». Основные работы: · Диссертация «рабочий класс и уровень жизни», защитил в 1912 г., опубликовал в 1913 г. · «Социальные классы и морфология»
В историю вошел как исследователь социальных классов. Суть его теории в утверждении социологического подхода к пониманию класса как многомерной, конкретной и живой реальной социальной группы. Классовые представления наряду с другими должны изучаться в их разнообразии – это задача социолога.
Класс – категория нематериальная, базируется в основном на психологических основаниях или коллективных представлениях. Это коллективное отражение коллективных представлений в обществе. Признаки класса: профессиональная организация группы, размер зарплаты членов низших групп и величина расходов высших и средних групп, профессиональные способности, стиль жизни. Классовое осознание – то, как класс себя осознает и как ведет себя относительно других групп. Средний и высший класс – это совокупность людей, которым состояние позволяет производить определенные расходы на предметы роскоши вне зависимости от того, отказываются они от некоторых полезных расходов или нет. Не имеют контакта с материей. Средний класс обладает признаком социальной активности, но не проявляет особой инициативы; это населения малых городов; это разнородная масса; они готовы к сопротивлению в случае кризиса. Высший класс, критерии выделения: предметы роскоши, сфера деятельности, праздность (по Веблену), всё напоказ, связь с нематериальным производством. Их техническая деятельность – механизация. Рабочий класс – это совокупность людей, которые для выполнения своей работы должны обращаться к материи и покидать общество. Покидает общество, на протяжении длительного времени взаимодействует только с материей, что приводит к отдалению от социальных связей и к их отсутствию. Сталкивается с материей в форме ручного труда. Общество – это совокупность коллективных представлений, особого рода реальность, которая не сводится ни к физической, ни к психологической, ни к биологической. Материя – это часть группы, она не входит в сознание общества. Человек воздействует на материю с помощью неручных средств (механическое воздействие). Остаточная материя, которую не смогли механизировать, обрабатывает рабочий класс. Морфология – одна из важнейших частей социологии. Её задача – изучение материального тела.
СЕЛЕСТЕН БУГЛЕ (1870-1940) – известный политик, социальный реформатор. Создал и возглавил Университетский совет социальных исследований (1935-1940). Один из первых заметил влияние идей Канта на Дюркгейма (особенно в концепции морали и нравственного долга). Утверждал, что в «позитивизме не было монизма», и в особенности, в дюркгеймовском позитивизме. Использовал принцип социологизма при исследовании явлений социальной жизни, специализировался на изучении характерных черт и механизмов функционирования кастовых социальных систем и проблемах морали. В 1922 г. опубликовал «Социологические лекции об эволюции ценностей».
С середины 30-х годов ХХ века ведущее положение школы было утрачено. А накануне Второй мировой школа прекратила существование, а концепция Дюркгейма фактически была забыта. В это время социология во Франции недооценивалась. Социальные потребности общества сосредоточились на решении экономических и административных проблем. Уменьшился спрос на социальный дискурс, который сместился в область экономики и политики: депрессия, стагнация, политический кризис.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|