9. Своеобразие развития социологии в США между мировыми войнами.
9. СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В США МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.
Важнейшим компонентом развития американской социологии в 20 веке являлось наследие, оставленное первыми теоретиками и практиками американской социологии – Самнером, Смоллом, Уордом, Гиддингсом. Для ранних американских социологов социология – это наука изучающая общество как особую организацию, связанную органическими узами, во всех своих частях. Методологическая основа общества - эволюционизм и идея линейно направленного прогресса (постоянный и постепенный). Для них характерна: · идеализация сущности социального прогресса, · недооценка противоречивости его проявлений, · абсолютизация поступательного и необратимого характера в современную им эпоху.
Социально-исторические события 20-х гг. ХХ века способствовали сомнениям оптимистичности ученых в США. Они потеряли надежду на социальный прогресс и на способность науки вырабатывать программы социального усовершенствования. Человеческое поведение было не таким рациональным, моральный прогресс общества зависел от прогресса знания. Американский прагматизм, развитый такими философами-прагматиками как Ч. Пирс, Дж. Дьюи и У. Джеймс, вынуждал социологов отказаться от традиции построения больших теоретических систем для разработки настоящего «позитивного» знания.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В США: 1. анализ процесса социализации различных социальных групп, адаптации к новым для людей культурным и социальным условиям, вызванным индустриализацией и урбанизацией (т. к. послевоенный период характеризовался наряду с ростом промышленности подъемом духовной культуры и национального самосознания населения США).
2. «господствующий эмпиризм», в рамках которого каждая социальная проблема стала изучаться отдельно, — начиная от сбора конкретных фактов до попыток теоретически интерпретировать их. 3. в 20-30-е гг. XX века основным организационным местоположением профессиональных социологов оставался мир академической науки — университеты и колледжи страны, причем главным образом их гуманитарные и естественнонаучные факультеты. Особое место в нем занимали Чикагский, Колумбийский и Гарвардский университеты.
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА 1892 год -открытие в Чикагском университете ПЕРВОГО В МИРЕ специализированного только на социологии факультета. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского ун-та был Альбион Смол. Деятельность Чигагской школы охватывает период с 1915 по 1934 гг., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикагском университете Р. Парка, который стал ее признанным лидером. Данная школа занимала едва ли не монопольное положение в американской социологии, поскольку задавала тон в теоретических дискуссиях иопределялаосновынаправленияэмпирическихисследований. Именно в Чикагском ун-те были развёрнуты прикладные исследования. Это направление ориентировалось на осмысление конкретной жизнедеятельности человека и следовало сугубо американской традиции – прагматическому взгляду на знание, критерием истинности которого идеологи школы считали уровень удовлетворения потребностей человека. Лидершколы: Роберт Эзра Парк Представители : Э. Бёрджесс и Л. Вирт, Р. Маккензи, Х. Зорбо, Э. Богардус, Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Л. Котрелл, Э. Хьюз и др. Всех этих исследователей объединяли социально-экологический подход к исследованию общества и тематика исследований. Основные положения соц-экологического подхода наиболее полно раскрыты в статьях Парка и Маккензи (Парк: «Экология человека», «Физика и общество» и др, Маккензи: «Область чел. экологии», «Понятие господства и организации мира» и др).
Исходная посылка подхода: человеческое общество следует изучать в соотнесении с окружающей его средой. Считали, что к человеческому обществу применены те же принципы, которые определяют жизнь растительного и животного мира: каждое социальное образование так или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве, что роднит человека с растениями и животными. Главнаяединицаанализа - СООБЩЕСТВО - «экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждой единицы определяется её связью со всеми другими единицами». При изучении человеческой социальной жизни могут быть применены некоторые общие экологические принципы, разработанные в растительной и животной экологии, исследующей связь растительных и животных организмов со средой обитания. ПРИНЦИПЫ: · В обществе есть два уровня: биотический (низший) и культурный (высший) · Биотический уровень предполагает возможность применения экологических принципов. На этом уровне люди функционируют как обособленные живые организмы («социальные атомы»), передвигающиеся в пространстве и связанные узами взаимозависимости. · Конкуренция (за ресурсы) - сила, организующая индивидов на биотическом уровне (принимает форму борьбы за выживание). В ходе конкуренции живые организмы приспосабливаются к окружающей среде и друг к другу. · Естественное сообщество – биотический базис для развития более сложных форм социальной жизни. · Культурный уровень общества (надстраивается над биотическим) — это уровень установившихся обычаев, норм и ценностей. Его организует коммуникация, или субъективно осмысленное взаимодействие. Действуют только люди, которые выступают в своем сугубо социальном качестве: уже не как обособленные организмы, а как «персоны», обладающие способностью к воображению и целеполаганию, а также выстраивающие свои действия на основе интерпретации ожидаемых реакций других и выполняющие социальные роли. · Именно на культурном уровне становится возможной самая сложная форма человеческого социального поведения — коллективное действие, основополагающий принцип которого – принцип кооперации.
Объектисследований – население города Чикаго Считали, что социальные проблемы - это проблемы города. Город - центр сосредоточения острых социальных проблем. «Город как социальная лаборатория». Это та лаборатория, в рамках которого может быть изучена природа человека и организации. Город - выгодное место изучения социальной жизни, где каждая черта человека не просто видна, но и ярко проявляется (таланты, стремления, желания). «Город открывает секреты человеческого сердца». Должен изучаться как пространственная конфигурация и моральный порядок. В качестве общей схемы для его изучения предложили зонирование. На его базе была разработана концентрическая модель городских зон. Согласно этой модели, город разделяется на 4 зоны. Территориальная структура связана с экологическим распределением и сегрегацией различных видов деятельности, выступает портретом общества. Выделяли естественные ареалы – отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы. В 1923-1924гг Берджессом была разработана «Карта социальных исследований Чикаго». На базе городских исследований выпустили монографии: Бродяга (Андерсен), банда(трешер), гетто (Вирта), негритянская семья в Чикаго (Фреэзера), золотой берег трущобы (Зорбо). Много исследований посвятили СМИ, изучению феномена маргинальности и другим социальным проблемам: преступность, бедность, душевные расстройства, самоубийства, отклоняющееся поведение в молодежной среде, бродяжничество, ослабление солидарности семьи, проблемы иммигрантских сообществ. Важнейший вклад – разработка процедур изучения города, теоретический анализ городских структур, процесса и образа жизни. В середине 30-х гг. XX в. в связи с уходом Р. Парка Чикагский университет стал терять свою доминирующую роль в развитии социологии.
ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ УПАДКА ШКОЛЫ: · Акцентирование внимания на «научности» своих исследований, результатом чего явилось стремление использовать сложные технические процедуры, основанные на анализе статистических данных. (Ранее: описательное изложение, фокус на субъективности)
· Возмущение внечикагских социологов господствующим положением представителей Чикагской школы. В 1930 г. в противовес им было основано Восточное социологическое общество, а также учрежден новый официальный журнал «Американское социологическое обозрение». Тем не менее сам Чикагский университет, где оставались такие известные социологи, как Герберт Блумер, основавший Чикагскую школу символического интеракционизма, а также коллега Р. Парка Эверетт Хьюз, посвятивший себя социологии труда, все же продолжал играть, хотя и не главную, но весомую роль в американской социологии. Более того, традиция повышенного интереса к социальным исследованиям, а также социологии, сложившаяся в нем со времени основания, сохранилась до настоящего времени. У. Томас, И. Знанецкий" Польский крестьянин в Европе и Америке" (5 томное издание исследования). Продолжительность исследования: 10 лет (1908-1918). Задача исследования: исследовать те группы населения Европы, из которых формировалась эмиграция в США, а также проследить зависимость поведения этих групп в новой среде от традиционных норм и ценностей их родины. Объект исследования: польские крестьяне, находившиеся в «промежуточном состоянии», то есть еще сохранили достаточный потенциал для того, чтобы существовать в традиционных национальных рамках, но в то же время большинство из них уже адаптировалось к новым условиям жизни в США. Основной метод сбора данных: анализ частных и официальных документов (автобиографии и биографи мигрантов, письма родственникам и в организации, газетные статьи, квитанции и т. д. ). В центре внимания: · анализ социальных и индивидуальных компонентов поведения иммигрантов · выявления механизма воздействия группы и общества на поведение индивида и на процесс его адаптации к окружающей среде
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|