Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления Франкфуртской школы.




История становления Франкфуртской школы.

1923г. – основан Институт социальных исследований при университете во Франкфурте на Майне, который возглавил теоретик австро-марксизма Карл Грюнберг (возглавлял с 1923 по 1927 гг. ). Он является создателем журнала «Архива по истории социализма и рабочего движения».

1930г. – Макс Хоркхаймер взял на себя руководство Институтом социальных исследований и опубликовал программную декларацию. Хоркхаймер основал теоретический орган своего института – «Журнал социальных исследований», первый номер которого вышел в 1932г.

1930-1932гг. – вокруг М. Хоркхаймера сгруппировались научные сотрудники этого института – Маркузе, Райх, Фромм, Левенталь, Корш, Веньямин.

1933г. – угроза прихода к власти нацистов и вывоз архива, библиотеки и эмиграция основных сотрудников Института – сначала в Женеву, затем – в Париж, и, наконец, в США.

1940е гг. и далее – развитие и становление критической теории – основы методологии этой школы.

Теория Франкфуртской школы- это попытка группы либеральных философов-эмигрантов понять, что Веймарской республике пришел конец, а фашисты установили свою диктатуру.

Работы:

· Хоркхаймер «Замечания к философской антропологии» (1935)

· Маркузе «Борьба против либерализма и тоталитарной теории государства» (1934)

 

Закат немецкой социологии после прихода к власти национал-социалистов (1933г. )

· В эпоху «Третьего рейха» социология, хотя и не была запрещена как таковая, находилась под идеологическим диктатом национал-социалистов.

· Социологи, не разделявшие взгляды национал-социалистов, потеряли работу или подверглись гонениям.

· В 1933 году был уволен со своей университетской должности Ф. Теннис, в 1934 году на пенсию, без права читать лекции, был отправлен А. Фиркандт.

· В 1934 году провели последний конгресс Немецкого социологического общества, после чего его распустили.

· Социологи и обществоведы еврейского происхождения (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. ) эмигрировали в Европу, не занятую фашистами, и в США.

· Многие из ученых, оставшихся в Германии, перенесли свои научные интересы в политически нейтральные области: этнологию, фольклор, социальную географию.

· В Германии были закрыты социологические журналы и научные учреждения социологического профиля.

 

История немецкой социологии продолжилась в США.

8. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАБОТЫ Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА «ВОССТАНИЕ МАСС».

 

ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (1883 – 1955)
Труды:

· «Размышления о Кихоте»,

·  «Дегуманизации искусства»,

· «Восстание масс».

 

Взлет творчества – 20-е года 20 века.

Учение Ортеги – «рациовитализм», в котором он обосновывал идею единства жизни и разума. Разум выступает самосознанием жизни, ее инструментом. Одновременно и сама жизнь становится «жизненным разумом», который Ортега называл «историческим». Основанная на рациовитализме социологическая теория носит яркий антипозитивисткий характер

В работе «Восстание масс»:

Сформулировал доктрину «массового человека», поставил диагноз – кризис современной западноевропейской цивилизации.

Главный феномен, определяющий современную европейскую жизнь и явл. причиной совр. кризиса соц. организма – полный захват массами общественной власти во всех сферах общ. жизни.

Основная черта современной общественной жизни: стадность, всеобщая переполненность.

Люди делятся на массы и меньшинство. Масса – это заурядные люди, «такие, как все», посредственность, ограниченность. Масса — это «средний человек». Т. о., чисто количественное определение — множество — переходит в качественное. Это — совместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип.

  Меньшинство – люди, наделенные особыми способностями, имеющие высокие требования к себе.        

Раньше массы подчинялись меньшинству, теперь массы претендуют на роль меньшинства. Массы выполняют те социальные функции, которые раньше принадлежали меньшинству. Масса уничтожает все непохожее, лучшее, навязывая всем свое мнение.

Деление на массы и меньшинство не совпадает с социальной стратификацией, с делением на классы. Внутри любого класса, любого общественного слоя есть своя элита и масса.

Кризис современной цивилизации состоит в том, что человек массы окружен комфортом и воспринимает его как данность. Масса пребывает в абсурдном состоянии духа: больше всего ее заботит собственное благополучие и меньше всего – истоки этого благополучия. Жажда жизни неизменно оборачивается разрушением самих основ жизни.

В хорошо организованном обществе масса не действует сама по себе. Ей необходимо следовать чему-то высшему, необходимо, чтобы кто-то ей управлял. Если таковых нет, то она начинает действовать самовольно, происходит восстание масс (масса восстает против собственной природы). Масса может действовать только одним способом – насилием. Насилие становится единственным доводом и единственной доктриной.

Насилие будет осуществляться со стороны современного государства, которое рассматривается Ортега-и-Гассетом как высшая угроза цивилизации (про гос-во). Масса отождествляет себя с государством. Если в жизни страны возникают какие-либо трудности, массы постараются, чтобы государство вмешалось и взяло решение всех проблем на себя. Однако здесь цивилизацию подстерегает главная опасность – полностью огосударствленная жизнь, экспансия власти, поглощение государством всякой социальной самостоятельности, удушение творческих начал. Общество вынудят жить для государства, человека – для государственной машины. Поэтому фашизм – типичная идеология массового человека. (Автор предостерегал от фашизма - именно это и произошло). Кратко: общество создает гос-во как инструмент, облегчающий жизнь. Потом гос-во берет верх и общество вынуждено жить ради него.

 

Структура социальной жизни является двойственной, основывается на различном отношении к ценностно-нормативному порядку:

1. «Масса»

· Посредственность, которую не только не стесняются, но и выставляют напоказ, навязывают.

· Плебейство

· Пассивность, инертность

· Нацеленность на материальное

· Неподатливость, замкнутость, непробиваемость, самонадеянность – неуправляемость.

2. «Элита»

· Активность, творчество, эйдетический аспект

· Благородство

· Специфическое отношение к культурным ценностям, которое уходят своими корнями в тайну человеческой свободы и творчества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...