Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биография. Проблематика социологических исследований




БИОГРАФИЯ

ФункциональныйструктурализмРобертаКингаМертона(1910-2003) Стал основателем одной из версий структурного функционализма в США и внес продуктивный вклад в концептуальные и теоретические ресурсы разных отраслей социологического знания и в разработку эталона современной науки. «Мертон» – псевдоним Фактыбиографии: 1931г. - окончил Темпл Колледж и постцпил в аспирантуру Гарвардского Университета. Сотрудничал с П. Сорокиным и Т. Парсонсом (влиял на интерес Мертона в теоретических построениях, который, тем не менее, оспаривал определенную манеру изложения Парсонса и повлияло на создание его собственной модели динамического анализа) // Показал себя как очень талантливого исследователя с самого начала 1936г. - защитил докторскую диссертацию. 1941г. - перешел на работу на социологический факультет Колумбийского Университета, где проработал 39 лет. // Пишет монографию «Социальная структура и социальная теория», которая принесла ему мировую известность. 1940-1950егг. - участие в проектах, выполненных в Бюро прикладных социологических исследований (вместе с п. Лазарсфельдом). // Лазарсфельд рассматривал методологию социологического исследования. Их общие исследования были описаны в книге «Массовые убеждения» (рассматривал проблему массовой коммуникации и массового воздействия на людей). 1957г. - избирался президентом американской социологической организации. 1994г. - удостоен Национальной научной медали США. // В последние годы отдал предпочтение построению теоретический конструкций, которое увязывал с эмпирическими данными, чтобы увязать их.   ОсновныетрудыР. Мертона «Массовое восприятие», 1946 «Социальная теория и социальная структура», 1949 «Социальные науки», 1973 «Социологическая амбивалентность», 1976 «Согласие и споры», 1990 Р. Мертон был автором многочисленных статей, участвовал в обширных дискуссиях

ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Выступая продолжателем классической традиции буржуазной социологии (М. Вебер, Дюркгейм), Мертон ищет самостоятельный путь ее соединения с установившимся в США стандартом эмпирического исследования.

 

Первой работой такого рода явилась написанная в 1938 г. монография «Наука, техника и общество Англии XVII в. », носившая историко-социологический характер. Отталкиваясь от идеи М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма и науки, Мертон показал, что основные ценности господствующей в Англии 17 в. пуританской религиозной морали (полезность, рационализм, индивидуализм и др. ) оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных английских ученых той эпохи. Развивая эти идеи в последующих работах, Мертон формулирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами.

 

Мертоновский подход стимулировал большое число исследований в области социологии науки, сыграв важную роль в формировании ее как самостоятельной области исследования. В период 40х гг. Мертон активно занимается прикладными социальными исследованиями в области средств массовой коммуникации, межличностных отношений, социологии медицины и др.

 

Деятельность Мертона на посту содиректора (вместе с Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследовании Колумбийского университета во многом способствовала росту авторитета эмпирической социологии, олицетворяя собой `единство теории и метода` в `рамках американской социологии.

 

Большую популярность принесла Мертону программа создания теорий среднего уровня, которую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Парсонсом стратегии построения «всеохватывающей теории» структурного функционализма. Созданная Мертоном в тот период «парадигма` функционального анализа», концентрирующая в себе систему понятий и принципов этого подхода, как раз и должна была служить методологической базой формирования теорий среднего уровня. В отличие от Парсонса, уделявшего основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре.

 

Пример такого подхода - работа «Социальная структура и аномия», в которой анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения социальной структуры.

 

КОНЦЕПЦИЯСОЦИАЛЬНОЙСТРУКТУРЫ

Р. Мертон провел анализ отношений между культурной структурой, социальной структурой и аномией.

o Культурная структура - то, что формирует ряд нормативных ценностей, регулирующих поведение, общее для членов определенного общества или группы.

o Социальная структура - то, что формирует ряд социальных отношений, в которые члены общества или группы различным образом вовлечены.

 

Аномия - распад в культурной структуре, происходящий в особенности тогда, когда существует острое расхождение между культурными нормами и целями и социально структурированными возможностями членов группы действовать в соответствии с данными нормами культуры.

 

Согласное концепции Р. Мертона: культурные ценности могут способствовать возникновению поведения (типа приспособления), которое не соответствует направленности самих ценностей.

Цель - раскрыть, каким образом некоторые социальные структуры оказывают на некоторых лиц в обществе определенное давление, побуждающее их вести себя скорее вразрез с предписаниями, нежели в соответствии с ними.

ГЛАВНАЯ ГИПОТЕЗА: «отклоняющееся поведение можно социологически рассматривать как симптом расхождения между культурно приписанными устремлениями и социально структурированными путями осуществления этих устремлений»

 

ТИПЫПРИСПОСОБЛЕНИЯИНДИВИДАВОБЩЕСТВЕ

1) Конформность - принятие культурные целей и институаилизированных средств. Характерна для общества с относительно высокой степенью стабильности.

2) Инновация - использование институциональной запрещенных, но чата эффективных средств достижения успеха (богатства, власти). В некоторых специализированных областях порок и преступление являются «нормальной» реакцией на ситуацию.

3) Ритуализм - индивид в частном порядке пытается уйти от опасности и фрустраций, которые кажутся ему неотъемлемым компонентом конкуренции за основные культурные блага, отказываясь от этих целей и больше привязываясь к безопасным рутинам и институциональным нормам.

4) Бегство - отвержение культурных целей и институциональных средств. Встречается наиболее редко. Механизм бегства - пораженческие настроения, пассивность, смирение.

5) Мятеж - переходная реакция - попытка институционализировать новые цели и процедуры, которые могли бы быть приняты другими членами общества. Это попытки изменить существующую культурную и социальную структуру.

Рассмотренная социальная структура предрасполагает к аномии и девиантному поведению.

 

В 50- 60-е гг. под руководством и при непосредственном участии Мертона осуществляется ряд крупных исследовательских проектов в области социологии науки, изучения массовых коммуникаций, социальной стратификации, бюрократии, социологии профессий, социологии медицины, социальных проблем, различных аспектов теории и методологии. В последние годы Мертон наряду с социологами старшего поколения Козером, Блау и др. предпринимает попытку возродить методологию структурализма, с позиций которой он стремится осмыслить нынешнее состояние западной социологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...