Биография. Проблематика социологических исследований
БИОГРАФИЯ
ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выступая продолжателем классической традиции буржуазной социологии (М. Вебер, Дюркгейм), Мертон ищет самостоятельный путь ее соединения с установившимся в США стандартом эмпирического исследования.
Первой работой такого рода явилась написанная в 1938 г. монография «Наука, техника и общество Англии XVII в. », носившая историко-социологический характер. Отталкиваясь от идеи М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма и науки, Мертон показал, что основные ценности господствующей в Англии 17 в. пуританской религиозной морали (полезность, рационализм, индивидуализм и др. ) оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных английских ученых той эпохи. Развивая эти идеи в последующих работах, Мертон формулирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами.
Мертоновский подход стимулировал большое число исследований в области социологии науки, сыграв важную роль в формировании ее как самостоятельной области исследования. В период 40х гг. Мертон активно занимается прикладными социальными исследованиями в области средств массовой коммуникации, межличностных отношений, социологии медицины и др.
Деятельность Мертона на посту содиректора (вместе с Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследовании Колумбийского университета во многом способствовала росту авторитета эмпирической социологии, олицетворяя собой `единство теории и метода` в `рамках американской социологии.
Большую популярность принесла Мертону программа создания теорий среднего уровня, которую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Парсонсом стратегии построения «всеохватывающей теории» структурного функционализма. Созданная Мертоном в тот период «парадигма` функционального анализа», концентрирующая в себе систему понятий и принципов этого подхода, как раз и должна была служить методологической базой формирования теорий среднего уровня. В отличие от Парсонса, уделявшего основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре.
Пример такого подхода - работа «Социальная структура и аномия», в которой анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения социальной структуры.
КОНЦЕПЦИЯСОЦИАЛЬНОЙСТРУКТУРЫ Р. Мертон провел анализ отношений между культурной структурой, социальной структурой и аномией. o Культурная структура - то, что формирует ряд нормативных ценностей, регулирующих поведение, общее для членов определенного общества или группы. o Социальная структура - то, что формирует ряд социальных отношений, в которые члены общества или группы различным образом вовлечены.
Аномия - распад в культурной структуре, происходящий в особенности тогда, когда существует острое расхождение между культурными нормами и целями и социально структурированными возможностями членов группы действовать в соответствии с данными нормами культуры.
Согласное концепции Р. Мертона: культурные ценности могут способствовать возникновению поведения (типа приспособления), которое не соответствует направленности самих ценностей. Цель - раскрыть, каким образом некоторые социальные структуры оказывают на некоторых лиц в обществе определенное давление, побуждающее их вести себя скорее вразрез с предписаниями, нежели в соответствии с ними. ГЛАВНАЯ ГИПОТЕЗА: «отклоняющееся поведение можно социологически рассматривать как симптом расхождения между культурно приписанными устремлениями и социально структурированными путями осуществления этих устремлений»
ТИПЫПРИСПОСОБЛЕНИЯИНДИВИДАВОБЩЕСТВЕ 1) Конформность - принятие культурные целей и институаилизированных средств. Характерна для общества с относительно высокой степенью стабильности. 2) Инновация - использование институциональной запрещенных, но чата эффективных средств достижения успеха (богатства, власти). В некоторых специализированных областях порок и преступление являются «нормальной» реакцией на ситуацию. 3) Ритуализм - индивид в частном порядке пытается уйти от опасности и фрустраций, которые кажутся ему неотъемлемым компонентом конкуренции за основные культурные блага, отказываясь от этих целей и больше привязываясь к безопасным рутинам и институциональным нормам. 4) Бегство - отвержение культурных целей и институциональных средств. Встречается наиболее редко. Механизм бегства - пораженческие настроения, пассивность, смирение. 5) Мятеж - переходная реакция - попытка институционализировать новые цели и процедуры, которые могли бы быть приняты другими членами общества. Это попытки изменить существующую культурную и социальную структуру. Рассмотренная социальная структура предрасполагает к аномии и девиантному поведению.
В 50- 60-е гг. под руководством и при непосредственном участии Мертона осуществляется ряд крупных исследовательских проектов в области социологии науки, изучения массовых коммуникаций, социальной стратификации, бюрократии, социологии профессий, социологии медицины, социальных проблем, различных аспектов теории и методологии. В последние годы Мертон наряду с социологами старшего поколения Козером, Блау и др. предпринимает попытку возродить методологию структурализма, с позиций которой он стремится осмыслить нынешнее состояние западной социологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|