Вклад Р. Мертона в области социологического знания
ВКЛАД Р. МЕРТОНА В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Заложит основы функционального социологического анализа науки как особого социального института с присущим ему этосом. ЭТОС - «аффективно окрашенный компонент ценностей и норм, считающимся обязательным для человека науки». Этос современной науки - четыре институциональных императива: o Универсализм o Коммунизм o Бескорыстность o Организованный скептицизм
Провел крупные исследования в области структуры и дисфункции бюрократии, в области радио и кинопропаганды.
Внес большой вклад в социологию познания и теорию референтных групп.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕВВЕЛР. МЕРТОН: o Теории среднего уровня o Явные и латентные функции o Дисфункции o Статусные и ролевые установки o Возможности структуры o Предварительная социализация o Поведение референтных групп o Социологическая амбивалентность
Наиболее важной заслугой Мертона в развитие современной социологии призвана защита им классического стиля создания социологии и логический анализ, и интерпретация наследия классических теорий, поэтому работы Мертона часто относят к «современной социологической классике». 1) Внес устойчивый независимый вклад в общую социологическую теорию, так же как и в некоторые специальные теории социологических субдисциплин. (например: в социологии науки, в социологии девиантного поведения всё ещё сильны «мертоновские школы») 2) Подтвердил определенное единство классического стиля социологического теоретизирования и формирования понятий. 28. Учение П. Сорокина об обществе и его динамике. Понятия социального пространства, социальной стратификации, социальной мобильности.
Свои представления о культуре и цивилизации П. Сорокин изложил в своей книге «Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений». (1937 -1941гг) Историческая действительность представляет собой иерархию в различной степени интегрированных культурных и социальных систем от мелких до самых крупных – суперсистем, охватывающих массы людей и их взаимодействий, соответствующих веками и определяющих все виды нравственно-духовной деятельности: религию, науку, право и так далее. Любое общество – это социокультурная система - представляет собой некое единство, включающее три аспекта:
o мир вещей (конкретных предметов), o субъективный мир (человек) o транссубъективный мир (набор духовных сущностей - идеи, мысли, трансцендентный комплекс).
В ходе своего развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, моральные, правовые и т. д.
Историячеловечества - процесс постоянной смены типов культуры. Три основных типа культур: 1) Чувственный 2) Идеациональный 3) Идеалистический Сорокин всегда включал понятие культуры в концепцию общества. Смена происходит посредствам повторения типов культур. Культура - набор вариаций на известнее темы. Каждая культура последовательно проходит определенные стадии: Зарождение - рост - расцвет - упадок - деградация, А затем уступает место новой культуре иного типа. Данный процесс имеет циклическую природу, он был проанализирован в работе «Социальная и культурная динамика», 1937-1941гг. (изучение циклических процессов в изучении человечества Данилевским, Шпенглером и Тоэнби). Он выделил три основных Типа культур, для каждого типа характерен свой набор признаков, придающих особенности доминирующей эпохи.
Обязательные для любой суперсистемы свойства: 1) Преобладащий тип мировоззрения; 2) Специфический менталитет; 3) Свои формы верований; 4) Нравственные принципы; 5) Свои формы художественного творчества (искусство, литература); 6) Политическая организация; 7) Свой тип личности с присущим ей образом поведения.
Механизм перехода от одной системы к другой объясняется через интеракцию. Процессыинтеракцииразличаются по интенсивности и экстенсивности, организованности и неорганизованности;
Критерииотнесения культуры к одному из трех типов - степень осмысления реальности обществом. Главный критерий - реально достигнутая в обществе степень осмысления реальности. Таким образом, наименее устойчивая - идеалистическая система.
Категория культурная суперсистема – исходная для типологизации культурного развития.
Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои пределы роста. Это и есть социокультурная динамика. Каждая суперсистема относительна, её ценности лишь частично объясняют бытие, а имманентное человеческой природе развитие познания ведет к динамике суперсистем, к их флуктуации.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТИПОВ КУЛЬТУРЫ: I. Чувственный тип культуры - всеистинныереальностииценностичувственновоспринимаемы и за их пределами нет и не может быть никаких других реальностей и других ценностей. Преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистические ценности. II. Идеациональныый тип культуры - истинной реальностью и абсолютной ценностью признаетсясверхчувственныйисверхрациональныйБогицарствоБожие. Характерна всесторонняя ориентация на трансцендентальные ценности. Признак преобладания данной культуры - степень подъема в обществе, чему способствует особая организация жизни в соответствии с евангельскими принципами. III. Идеалистический (Интеграционный) тип культуры - понимание истинной реальности как НеопределенногоМногообразия, выступающего в виде сверхрациональныхичувственныхформ, неотделимыходнаотдругой. Расцвет философии и теологии, находящихся в отношении гармонического сотрудничества. Сочетание элементов отличается бесконечным разнообразием.
o Данные культуры сменяют друг друга, они предопределяли особенности общественного развития. o Данная циклическая концепция не находится в пределах социологического творчества Сорокина, а лежит в пределах высшего теоретического уровня, соприкасающегося с философией, так как все концепции развития обладают метатеоретической природой. o Таким образом, Сорокин стал разработчиком интегрального подхода к объяснению социальных процессов, что стало особенностью его социологического творчества. Данная особенность воплотилась в анализе глобальны социальных феноменов, основанный на критическом осмыслении различного рода теорий, объясняли развитие этого феномена. o Кризис современного общества с его чувственным типом культуры – это один из этапов флуктуации, который будет преодолен с наступлением господства идеациональной суперсистемы. o Найти выход из современного кризиса можно в силу распространения в мире идей альтруистической любви. Чаще всего смена происходит в связи с нарушением баланса, когда, например, чувственный образ жизни дойдя до крайностей, сменится другим типом. Или, когда в обществе доминируют только духовные интересы и игнорируются материальные, также меняется тип СС (или в чувственный, или в идеалистический). СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, МОБИЛЬНОСТЬ, СТРАТИФИКАЦИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|