Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вклад Р. Мертона в области социологического знания




ВКЛАД Р. МЕРТОНА В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

Заложит основы функционального социологического анализа науки как особого социального института с присущим ему этосом.

ЭТОС - «аффективно окрашенный компонент ценностей и норм, считающимся обязательным для человека науки».

Этос современной науки - четыре институциональных императива:

o Универсализм

o Коммунизм

o Бескорыстность

o Организованный скептицизм

 

Провел крупные исследования в области структуры и дисфункции бюрократии, в области радио и кинопропаганды.

 

Внес большой вклад в социологию познания и теорию референтных групп.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕВВЕЛР. МЕРТОН:

o Теории среднего уровня

o Явные и латентные функции

o Дисфункции

o Статусные и ролевые установки

o Возможности структуры

o Предварительная социализация

o Поведение референтных групп

o Социологическая амбивалентность

 

Наиболее важной заслугой Мертона в развитие современной социологии призвана защита им классического стиля создания социологии и логический анализ, и интерпретация наследия классических теорий, поэтому работы Мертона часто относят к «современной социологической классике».

1) Внес устойчивый независимый вклад в общую социологическую теорию, так же как и в некоторые специальные теории социологических субдисциплин. (например: в социологии науки, в социологии девиантного поведения всё ещё сильны «мертоновские школы»)

2) Подтвердил определенное единство классического стиля социологического теоретизирования и формирования понятий.

28. Учение П. Сорокина об обществе и его динамике. Понятия социального пространства, социальной стратификации, социальной мобильности.

Свои представления о культуре и цивилизации П. Сорокин изложил в своей книге «Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений». (1937 -1941гг)

Историческая действительность представляет собой иерархию в различной степени интегрированных культурных и социальных систем от мелких до самых крупных – суперсистем, охватывающих массы людей и их взаимодействий, соответствующих веками и определяющих все виды нравственно-духовной деятельности: религию, науку, право и так далее.

Любое общество – это социокультурная система - представляет собой некое единство, включающее три аспекта:

 

o мир вещей (конкретных предметов),

o субъективный мир (человек)

o транссубъективный мир (набор духовных сущностей - идеи, мысли, трансцендентный комплекс).

 

В ходе своего развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, моральные, правовые и т. д.

 

Историячеловечества - процесс постоянной смены типов культуры.

Три основных типа культур:

1) Чувственный

2) Идеациональный

3) Идеалистический

Сорокин всегда включал понятие культуры в концепцию общества. Смена происходит посредствам повторения типов культур.

Культура - набор вариаций на известнее темы. Каждая культура последовательно проходит определенные стадии:

Зарождение - рост - расцвет - упадок - деградация,

А затем уступает место новой культуре иного типа.

Данный процесс имеет циклическую природу, он был проанализирован в работе «Социальная и культурная динамика», 1937-1941гг. (изучение циклических процессов в изучении человечества Данилевским, Шпенглером и Тоэнби).

Он выделил три основных Типа культур, для каждого типа характерен свой набор признаков, придающих особенности доминирующей эпохи.

 

Обязательные для любой суперсистемы свойства:

1) Преобладащий тип мировоззрения;

2) Специфический менталитет;

3) Свои формы верований;

4) Нравственные принципы;

5) Свои формы художественного творчества (искусство, литература);

6) Политическая организация;

7) Свой тип личности с присущим ей образом поведения.

 

Механизм перехода от одной системы к другой объясняется через интеракцию.

Процессыинтеракцииразличаются по интенсивности и экстенсивности, организованности и неорганизованности;

 

Критерииотнесения культуры к одному из трех типов - степень осмысления реальности обществом.

Главный критерий - реально достигнутая в обществе степень осмысления реальности. Таким образом, наименее устойчивая - идеалистическая система.

 

Категория культурная суперсистема – исходная для типологизации культурного развития.

 

Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои пределы роста. Это и есть социокультурная динамика.

Каждая суперсистема относительна, её ценности лишь частично объясняют бытие, а имманентное человеческой природе развитие познания ведет к динамике суперсистем, к их флуктуации.

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТИПОВ КУЛЬТУРЫ:

I. Чувственный тип культуры - всеистинныереальностииценностичувственновоспринимаемы и за их пределами нет и не может быть никаких других реальностей и других ценностей. Преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистические ценности.

II. Идеациональныый тип культуры - истинной реальностью и абсолютной ценностью признаетсясверхчувственныйисверхрациональныйБогицарствоБожие. Характерна всесторонняя ориентация на трансцендентальные ценности.

Признак преобладания данной культуры - степень подъема в обществе, чему способствует особая организация жизни в соответствии с евангельскими принципами.

III. Идеалистический (Интеграционный) тип культуры - понимание истинной реальности как НеопределенногоМногообразия, выступающего в виде сверхрациональныхичувственныхформ, неотделимыходнаотдругой. Расцвет философии и теологии, находящихся в отношении гармонического сотрудничества. Сочетание элементов отличается бесконечным разнообразием.

o Данные культуры сменяют друг друга, они предопределяли особенности общественного развития.

o Данная циклическая концепция не находится в пределах социологического творчества Сорокина, а лежит в пределах высшего теоретического уровня, соприкасающегося с философией, так как все концепции развития обладают метатеоретической природой.

o Таким образом, Сорокин стал разработчиком интегрального подхода к объяснению социальных процессов, что стало особенностью его социологического творчества. Данная особенность воплотилась в анализе глобальны социальных феноменов, основанный на критическом осмыслении различного рода теорий, объясняли развитие этого феномена.

o Кризис современного общества с его чувственным типом культуры – это один из этапов флуктуации, который будет преодолен с наступлением господства идеациональной суперсистемы.

o Найти выход из современного кризиса можно в силу распространения в мире идей альтруистической любви.

Чаще всего смена происходит в связи с нарушением баланса, когда, например, чувственный образ жизни дойдя до крайностей, сменится другим типом. Или, когда в обществе доминируют только духовные интересы и игнорируются материальные, также меняется тип СС (или в чувственный, или в идеалистический).

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, МОБИЛЬНОСТЬ, СТРАТИФИКАЦИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...