Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пункт 5. Понятия функциональных требований (потребностей, необходимых для предварительных условий, благодаря которым выполняются функции.




Пункт 5. Понятия функциональных требований (потребностей, необходимых для предварительных условий, благодаря которым выполняются функции.

// понятие потребности очень спорно в функциональной теории.

Приводят к задаче установления функциональных требований; процедур обоснования постулированных требований и т. д.

Все должно быть гибко: чтобы определить, как система будет функционировать, не обязательно все четко за всем закреплять.

Пункт 6. Понятия механизмов, благодаря которым выполняются функции.

Функция - абстрактное, но объективно наблюдаемое понятие. Она запускается посредством определенных механизмов.

Предусматривает «конкретное» и «детальное» объяснение механизмом, которые действуют с целью выполнения обозначенной функции.

Пункт 7. Понятия функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов или заместителей).

Внимание сконцентрировано на том, что в исследуемом случае существует целый ряд различных структур, которые могут выполнять данное функциональное требование.

✓ Функции могут раскрывать себя через альтернативы / эквиваленты / заместителей. Всегда есть то, что поддерживает систему.

Пункт 8. Понятие структурного контекста (или структурных ограничений)

Круг различных структур, которые могут выполнять определенные функции в социальной структуре, не безграничен.

Пункт 9. Понятия динамики и изменения.

Акцент на статике не свойственный теории функционального анализа.

// полемика с Парсонсом и Структурными функционалистами: акцент на статику неверен.

Пункт 10. Проблемы обоснования функционального анализа.

o Внимание отдаст определённым моментам, когда допущения обвинения и наблюдения должны получать законное основание.

o Необходимо наличие строгой формулировки социологических анализа методик.

o Требует систематизировать обзор возможностей и ограниченности сравнительного анализа.

Пункт 11. Проблема идеологического значения функционального анализа.

Отдельные случаи функционального анализа и отдельные гипотезы могут выполнять очевидную идеологическую роль.

 

После рассмотрения пунктов, Мертон стал прописывать эвристическое значение структурно-функционального анализа:

o Может служить компактным и сжатым руководством зля постановки эмпирических исследований в функциональном анализе и средством для точного определения вкладов и недостатков предыдущих исследований.

o Приводить непосредственно к постулатам и допущениям, лежащим в основе функционального анализа.

o Должна заставить социолога осознать не только научные выводы разных типов функционального анализа, но и их политические и идеологические выводы.

 

26. Разработка Р. Мертоном принципов построения теории среднего уровня.

Основная посылка, на которую опирался Мертон:

«поиск универсальной системы социологической теории, в которой результаты наблюдений за каждый аспектом социального поведения, организации и изменения тут же находили бы заранее отведенное им место, так же заманчив и так же бесперспективен».

(Р. Мертон)

Причиныустремлениясоциологовквсеохватывающийпостроениям:

1. На ранних этапах социология развивалась в такой интеллектуальной атмосфере, когда всеохватывающие философские системы наступали со всех сторон. Попытки философов создать такие системы стали образцовыми для социологов, поэтому 19 век стал веком социологических систем.

Результат: многообразие систем, каждая из которых претендовала на звание подлинной, что повлекло за собой создание школ.

2. Неуверенность социологов в состоятельности собственной дисциплины. То есть, накопленное в социологии знание не соответствует тем огромным требованиям, которые к ним предъявляют политики, бизнесмены и так далее. Это провоцирует у социологов защитную реакцию и вызывает стремление соответствовать этим требованиям, а именно создавать универсальные теоретические системы, которые будут соответствовать всей проблематике, изучаемой в социологии. В силу развития социологии, она не может в любой момент дать готовые рецепты для лечения всех проблем.

 

Р. Мертон таким образом объяснил несостоятельность стремления объяснить все в рамках общих теорий, выдвинул идею необходимости создания «теорий среднего уровня».

 

Социологическая теория:

o относится к логически взаимосвязанным множества утверждения, из которых можно вывести эмпирические закономерности;

o общая ориентация на данные, указывающие на типы переменных, которые теории должны каким-то образом учитывать, а не четко сформулированные, поддающиеся проверке утверждения о взаимоотношениях между точно определенными переменными.

 

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ — теории, находящиеся межу второстепенными, но необходимыми рабочими гипотезами, появляющимися в изобилии в ходе рутинного исследования, и всеобъемлющими систематическими попытками разработать общую теорию, которая объяснит все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения. Данные теории касаются не абстракций, а конкретности.  

 

Какие отличительное признаки у теории среднего уровня?

Какой эвристической ценностью теории обладают для социологии?

 

o Простота конструктивных идей;

o Автономность по отношению к единой всеобъемлющей теории социальных систем;

o Возможность служить ориентиром;

o Тесная связь с наблюдаемыми данным;

o Согласование с разнообразными школами социологической теории.

 

«Социология будет продвигаться вперед в той мере, в какой её главной задачейбудет разработка теорий среднего уровня, и задержится в своем развитии, если сосредоточен основное внимание на разработке социальных систем».

(Р. Мертон)

Поиски теории среднего уровня требует от социологии иной устремленности, чем создание общей теории.

 

Когда идеи получили распространение в социологической среде, мнение относительно перспектив разделились:

1) В первую категорию вошли те, кто одобрил эту установку; это были ученые, занимавшиеся теоретически ориентированными эмпирическими исследованиями, поскольку они лишь формулировали то, что было их рабочей философией.

2) Во вторую категорию вошли те, которые рассматривали установки Мертона как отступление от истинно высоких устремлений. Это ученые, которые придерживались метода гуманитарного изучения истории общественной мысли или пытавшихся разработать общую социологическую теорию немедленно.

А) Теории среднего уровня свидетельствуют о низких интеллектуальных запросах социологов (в отличие от универсальных социологических теорий)

Б) Теории среднего уровня разбивают область социологии на не связанные между собой специальные теории.

3) В третью категорию вошли те, кто занимал промежуточную позицию. Они признали, что акцент теории среднего уровня не означает исключительного внимания к этому виду обобщения.

 

Но Мертон отмечал, что данная полемика развивалась в соответствии с канонами социального конфликта. В итоге конфликт стал борьбой за статус, а не стремление найти истину.

 

Несмотря ни на что, в социологии успешно был разработал целый ряд эмпирически обоснованных теорий, а не просто упорядоченных описательных данных / эмпирических обобщений. Напр., теории Голднера, Липпсета, даже П. Сорокина (придавал значение теориям среднего уровня) и т. п.

 

Теории среднего уровня обеспечивают поворот к тем проблемам, которые уже сейчас можно уточнить в свете имеющихся значений. Они имеют большую степень обобщения, выходя за пределы конкретной исторической эпохи или культуры.

27. Проблематика социологических исследований Р. Мертона. Общий вклад Р. Мертона в социологию.   (чисто вода)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...