Концепция «социальной структуры» и «социального пространства»
КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ» И «СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» Особенности любого общество получают отражение в его социальнойструктуре. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА o некий универсальный феномен - от небольших групп для всего человечества. o особая система отношений, в которой каждый человек занимает свое особое место.
ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО» o это особая система отношений, в которой каждый человек занимает свое место. o это народонаселение Земли. o имеетуниверсальныйхарактер. o оно применимо к объединениям индивидов любого масштаба и какого угодно уровня. o социальноепространствомногомерно.
Восновепространства - система координат, фиксирующая половые, возрастные, конфессиональные и другие признаки. В отличии от геометрического / физического пространства - социальное пространство многомерно.
Содержаниемногомерности раскрывается с помощью понятий: социальная стратификация и социальная мобильность.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ o (по лекции) иерархическиоформленная дифференциация совокупностей людей, фиксирующая наличиевобществевысшихинизших слоев, проявляющихся в результате неравномерногораспределенияправ и привилегий, ответственности и обязанности, что в свою очередь вызывается наличиемилиотсутствиемсоциальныхценностей, власти, влияниясредичленовсообщества. o (по первоисточнику) это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Все реально существующие формы разнообразные и многочисленны Сорокин признавал естественно природу социального неравества. Общество без расслоения - миф. Социальные роли, которые предписаны индивиду по природе не равны, поэтому возникает неравенство и социальный статус, следовательно, равенства не может быть по определению.
Реально существующие формы стратификации: 1. Разнообразны и многочисленны 2. Стратификация - свойство естественно развивающегося общества Основные формы социальной стратификации: o Экономическая; o Политическая; o Профессиональная ü Внутрипрофессиональная ü Межпрофессиональная
Все формы представляют собой протекающие одну в другую формы социального пространства, каждая из которых обладает определенной структурой. Чтобы понять стратификацию нужно использовать понятие мобильности. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - все разнообразие перемещений людей в иерархически организованном обществе.
Термин « социальнаямобильность » был введен в научный обиход в 1927 г., когда увидел свет его одноименный фундаментальный труд.
К явлениям социальной мобильности Сорокин относил все разнообразные перемещения людей в иерархически организованном обществе. Рассматривал весь спектр многообразия социальных структур. Он вычислять индекс мобильности, определял её характер в зависимости от внешних факторов, а также наблюдал переход субъекта из одной социальной страты в другую.
Использование данного понятия сделало возможной более точную дифференциацию типов обществ: открытого и закрытого, традиционного и современного и так далее. Векторы (типы) мобильности: o Горизонтальный; o Вертикальный. Направления мобильности: o Восходящая; o Нисходящая. Например: Трудности перемещения в другую страту по вертикали в обществах закрытого типа могут в известной мере преодолеваться, но нужны механизмы, при помощи которых и будут преодолеваться эти преграды. Механизмы мобильности: o Школа o Армия o Церковь o Пресса o Различного рода объединения
Исследования общества были подняты на новый уровень, что принесло значительную полезность для исследования и прогнозирования социального процесса, выявления тенденций общественных перемещений, изменения структуры в соответствии с этими процессами процессами. Уровеньдемократизации - движение к достижению саоциального равенства. Если общество демократическое, то вертикальная мобильность осуществляется посредствам специальных каналов. Параллельно анализу особенностей современному ему общества, с точки зрения социальной структуры, Сорокин исследовал социальные процессы, имеющие место на протяжении всей истории человечества. 29. Американский период социологического творчества П. Сорокина. П. Сорокин как историк, социолог, педагог и организатор наук. Даты жизни: 1889-1968 гг. o Российский период: 1889-1922 гг. (1922 г. - отъезд из России, кратковременное пребывание в Берлине и Праге). o Американский период: 1923-1968 гг. (1923 г. – переезд в США). АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД Жизнь в Америке отмечалась: выходом в свет его книг и статей, рождением детей, ступенями карьерного роста, научными поездками и командировками, переходами из одного университета в другой. Центральная тема социологического творчества П. Сорокина в американский период - социальная структура общества в её изменениях и функционировании. Он развил её в своих трудах, попытался понять природу социума, закономерности развития и причины, вызывающие происходящие изменения. КАК ИСТОРИК: o В 1924 году выходит его первая книга на английском языке «Листки из русского дневника», где он рассказывает о личном участии в революционных событиях в России (1917-1918 гг. ) и в большевистской России. o В 1925 году – первая научная монография в США «Социология революций», которая на примере 70-ти революционных ситуаций дает анализ трехфазового измерения поведения индивидов в условиях перемешивания и ломки устоявшихся социальных групп, слоёв, структур. Получают классическую формулировку 2 закона всякой революции: 1) закон обратной селекции 2) закон «примитивизации» всей психической жизни и деятельности человека. o В 1928 году выходит его ключевая работа «Современные социологические теории», в которой он реализовался как историк социологии
КАК ПЕДАГОГ: o С 1924 года читает курсы социологии революций и социальной морфологии в университете штата Миннесота. o (ОТ ЧАСТИ КАК ИСТОРИК) В 1928 году выходит книга «Современные социологические теории», которая служит учебным пособием в американских университетах и колледжах. Эта книга впервые в Америке дала подробный анализ трудов европейской школы (благодаря систематизировавшемуся накопленному Сорокиным за годы учебы огромному материалу по истории социологических учений). Р. Мертон назвал эту книгу «экуменической», так как она умело сочетала хронологический, национальный и тематический подходы. o В 1929 году приглашен на работу в Гарвардский университет, где работал до пенсии (до 1959 года) o КАК СОЦИОЛОГ: (сюда на самом деле подходит каждый раздел, особенно «организатор наук» и «педагог», так как всё связано с социологией) o В 1927 году выходит книга «Социальная мобильность», на основе её идей он разрабатывает проблемы сельской и городской социологии. Основное внимание уделяет проблемам урбанизации, миграции в города, разнице уровня жизни сельского и городского населения. КАК ОРГАНИЗАТОР НАУК: o В 1929 году совместно с К. Циммерманом издает книгу «Основы сельской и городской социологии», где излагает модель «сельско-городского континуума» (идеальные город и деревня системно связаны и полярные по следующим характеристикам: род занятий населения, тип окружающей среды, уровень мобильности и так далее). Эта работа заложила основу целого направления в социологии. o (ОТ ЧАСТИ КАК СОЦИОЛОГ) С 1930 по 1932 выходят 3 тома работы «Справочно-аналитический обзор книг по сельской социологии» (совместно с К. Циммерманом и Ч. Голпином), что продолжило разработки сельской и городской социологии. Период с 1940 г. можно разделить на 3 составляющие: 1) К первой категории относятся сочинения, которые можно назвать " итоговыми", в них он возвращается к интересам, возникшим у него в российский период. Например, книга «Человек и общество в условиях бедствий» (1942 год) содержит в себе резюме почти 25-ти летних исследований и размышлений автора о социальных катастрофах, очевидцем которых он был (Сорокин их называл «четыре монстра» - суть войны, революции, голод и эпидемия).
2) Вторую группу сочинений составляют многочисленные популяризации тех идей, которые были сформулированы в " Социальной и культурной динамике" (первые 3 тома вышли в 1937 году, а четвертый – в 1941 году). В этом труде прослежена 25-ти вековая история поочередной смены трех суперсистем – идеациональной, идеалистической и чувственной. (подробнее об этом см. начало 28 вопроса) 3) Третье направление – философия и социология любви. Последняя глава книги «Главные тенденции нашего времени» (1964 год) (Глава называется «таинственная энергия любви»), отсылает к направлению деятельности Сорокина, которой он посвятил свои последние годы жизни и что связано с созданным им Гарвардского центра по изучению творческого альтруизма. В любви есть «рычаг», с помощью которого можно создать интегральный строй. Созданный центр уже при жизни выпускал много работ, в том числе и работы Сорокина. Задача центра – исторически ответственная и необходимая всему человечеству работа по изучению и разработке средств и способов предотвращения гибельных ситуаций, опасности неминуемого уничтожения человека как вида в условиях нарастающих темпов научно-технического прогресса и углубления социальных противоречий. Из-за резких идей о том, как можно производить и аккумулировать энергию любви, академические ученые-социологи исключили его из социологии.
o 1937г. - избран президентом Международного института социологов и председателем Международного социологического конгресса в Париже. o В возрасте 75 лет, то есть в 1965 году, Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. o В США претерпели изменения и получили развитие социологические взгляды П. Сорокина. o П. Сорокину установил преемственные связи между социологическим знанием разных эпох и стран. ПОЗДНИЙ ЭТАП АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА: В историю мировой социологии П. Сорокин вошел как: o Создатель интегральноймоделиобщества; o Разработчик принципиально новых подходов к объяснению различных социальных процессов; o Автормножествановыхидей, понятийиметодовсоциальногопознания. o Отличительнойособенностью творчества этого социология являлась методология анализа масштабных, глобальных социальных феноменов. o Восновеметодологии лежит анализ «проблемы влияния» какого-либо глобального социального феномена на жизнь общества.
Им рассматриваются проблемы влияния, которые автор делит на подпроблемы, в рамках которых показывает определенные знания, пытается увидеть взаимодействие между феноменом (независимой переменной) и зависимой переменной. Основными феноменами были феномен ВОЙНЫ (причины, различного рода последствия: положительные и отрицательные) и РЕВОЛЮЦИИ. Данные феномены он исследует в работе «Социологическая интерпретация «борьбы за существование» и социология войны». Анализ сущности социал-дарвинистских теорий, сложившихся в объяснении движущих сил войны на «универсальные законы борьбы» или на «закон борьбы за существование». A. Перваягруппатеория (теории негативного отбора) - те, согласно которым отбор в ходе войн носит отрицательный характер. B. Втораягруппатеорий- характер «естественного отбора» является либо нейтральным, либо положительным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|