Тема 3. О взаимопроникновении культуры общества
и педагогической культуры педагога. Доклады по теме: 1. Педагогическая культура как часть социальной практики, область человеческих знаний, деятельность преподавателя. 2. Принцип культуросообразности как организация жизни воспитанников в контексте культуры. 3. Культурно-образовательная ситуация как совокупность внутренних и внешних факторов, отражающиххарактерные особенности состояния образования и сопряженных с ним общественных сфер на определенном историческом этапе. Содоклады по теме: 1. Аксиологическая функция культуры общества и педагогической культуры. 2. Синкретизм культуры общества и педагогической культуры. 3. О формах взаимопроникновения культуры общества и педагогической культуры педагога. Литература Основная Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Е. В. Вотинова, Е. В. Журавлева. Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 92 с. Губанова. М. И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. – 96 с. Дополнительная Библер, В. С. От науконаучения к логике культуры / В. С. Библер. – М.: 1991. Бондаревская, Е. В. Педагогика / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов-н/Д, 1999. Видт, И. Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы / И. Е. Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1994. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. – М., 2002. Захарченко, Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. – 1999. – № 3.
Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с. Ризз, Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве / Г. И. Ризз // Педагогика. – 1995. – № 4.
Тема 4. Моральная культура и педагогический такт преподавателя Вопросы для обсуждения: 1. Моральная культура как взаимопроникновение общечеловеческих и профессиональных ценностей на основе широкого спектра духовных отношений личности педагога. 2. Взаимовлияние жизненной и профессиональной позиции педагога. 3. Взаимосвязь нравственного сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности преподавателя. 4. Педагогический такт и тактичность преподавателя. 5. Влияние педагогического такта на авторитет преподавателя. 6. Соотношение понятий «педагогический такт», «педагогические умения», «педагогическое мастерство». 7. Педагогический такт как результат духовной зрелости педагога. Практические задания к семинару: 1. Продумать и составить схему соотношения следующих педагогических понятий: «педагогический такт», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «общая культура педагога». 2. Составить таблицу толкования понятия «педагогический такт» в разных областях научного знания. При заполнении таблицы ответьте на вопрос: какие ключевые моменты можно выделить в определении понятия в разных источниках? Назовите наиболее точное определение, с вашей точки зрения. Попытайтесь дать свое рабочее определение понятию «педагогический такт».
Работа в проблемных группах на семинаре: Высказывания для дискуссии: «Педагогический такт – характернейший профессиональный признак учителя... Особенность профессии учителя заключается прежде всего в педагогическом такте... Педагогический такт для учителя – это то же, что голос для певца или слух для музыканта» (И. Е. Синица).
«В школе должна царствовать серьезность, допускающая: шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность» (К. Д. Ушинский). Порядок работы проблемной группы: 1. Обсуждение выбранной проблемы и выдвижение гипотезы к ее решению. 2. Систематизация представленного материала. 3. Отбор материала для актуализации проблемы. 4. Выбор формы выступления участников проблемной группы (представитель или каждый участник освещает конкретный аспект). 5. Оформление представленного материала. 6. Обоснование нового проблемного вопроса в рамках обсуждаемой проблемы. Литература Основная Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Е. В. Вотинова, Е. В. Журавлева. Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 92 с. Губанова. М. И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. – 96 с. Дополнительная Лещинский, В. М. Всегда ли прав учитель? / В. М. Лещинский, С. С. Кузнецова, С. В. Кулькевич М., 1990. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с. Никитина, Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя / Н. Н. Никитина // Педагогика. – 2000. – № 6. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. В. Зязюна. – М., 1978. Синица, И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя / И. Е. Синица. – М., 1983. Сухомлинский, В. А. Письмо о педагогической этике / В. А. Сухомлинский // Избр. соч. В 5 т. – Киев, 1980. – Т. 5. Чернявская А. П. Педагогическое мастерство / А. П. Чернявская. – Ярославль, 1997. Шевченко, Л. Л. Практическая педагогическая этика / Л. Л. Шевченко – М., 1997.
Тема 5. Социально-психологические основы личностного роста
Вопросы для обсуждения: 1. Роль самоактуализации и самосовершенствования личности в процессе выработки стратегии жизненного и профессионального пути. 2. «Я-концепция» – осознание человеком себя как ценности, целостности, уникальной творческой личности. Практические задания: 1. Понятие личностного роста связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, саморегуляция, самоосмысление, самоопределение. Постройте иерархию взаимосвязи этих понятий в определении личностного роста. 2. Выпишите определения этих понятий в разных областях научных знаний. 3. Выделите ключевые слова, позволяющие дать характеристику понятия «личностный рост» в вашей авторской интерпретации. Литература Основная Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Е. В. Вотинова, Е. В. Журавлева. Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 92 с. Губанова. М. И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. – 96 с. Дополнительная Битянова, Н. Р. Психология личностного роста. – М., 1995. Коростылева, Л. А. Пути профессиональной и личностной самореализации человека / Л. А. Коростылева, Н. Е. Кравченко. – СПб.,1997. Лобейко, Ю. Н. Дидактические основы творческого развития и саморазвития педагога / Ю. Н. Лобейко. – М., 1999. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с. Ольшанский, В. Б.Психология практикам: учителям, родителям, руководителям / В. Б. Ольшанский. – М., 1996. Косогорова, А. С. Становление педагога: Проблема творческого самовыражения / А. С. Косогорова. – Иркутск, 1999. Никитина, Н. Н. Основы саморазвития личности учителя / Н. Н. Никитина, Н. М. Гаджиева. – Ульяновск, 1996. Полкунова, О. И. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности / О. И. Полкунова. – Оренбург, 1997.
Фейдимен, Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фейгер. – М., 1992. – Вып. 1 – 4.
Тема 6.Пути развития педагогического творчества преподавателя Высказывания для дискуссии: «Творческое вдохновение – это человеческая потребность, в которой личность находит свое счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет» (В. А. Сухомлинский). «Истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем» (П. Ф. Каптерев). «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению» (Л. С. Выготский). «При всей индивидуальности, неповторимости деятельности каждого воспитателя педагогическое творчество в большинстве случаев выступает и как нормированная творческая деятельность» (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров). Вид занятия: дискуссия по технике беседы за круглым столом. Форма организации: фронтальная. Подготовка к дискуссии: рефераты по темам: 1. Проблема педагогического творчества в отечественной научно-методической литературе. 2. Необходимость педагогической импровизации – как основа творчества или путь к творчеству? 3. О связи педагогического мастерства, творчества и техники в педагогической деятельности преподавателя колледжа. 4. Пути формирования творческого стиля педагогической деятельности. Вопросы для обсуждения: 1. Можно ли научиться педагогическому творчеству? 2. Алгоритм педагогического творчества – миф или педагогическая реальность? 3. Личная творческая концепция педагога – в чем она проявляется и как ее используют другие? 4. Педагогическое сотворчество преподавателя и учеников как базисное основание педагогического творчества. 5. Пути и способы развития педагогического творчества преподавателя. Литература Основная Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Е. В. Вотинова, Е. В. Журавлева. Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 92 с. Губанова. М. И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. – 96 с. Дополнительная Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. – М., 1987. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров – М., 1990. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.
Поташник, М. М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник // Знание. – 1987. - № 1. Раченко, И. П. НОТ учителя / И. П. Раченко. – М.,1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|