Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации «способы защиты от критики»




Цель: выработка навыка составления методических рекомендаций и отбора способов защиты от критики.

Задание: составить методические рекомендации для преподавателей.

 

Любому человеку приходится встречаться с критикой в свой адрес, иногда конструктивной, а порой незаслуженной. Какую тактику реагирования на критику выбрать? Как защитить себя в момент критических замечаний? Ответ на эти вопросы должны дать методические рекомендации. Они будут адресованы молодым преподавателям. При составлении рекомендаций учтите следующее:

критика - форма контроля и оценки действий, которые не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым коллективом к каждой личности;

критика – лекарство, ее нужно уметь применять и принимать. Она как змеиный яд: может быть полезна в малых дозах и вредна в больших. Поэтому не прибегайте к ней очень часто.

Выделяют два основных вида критики: деловую, направленную на выявление ошибок в работе, вскрывающую их причины и указывающую на конкретные пути выхода из создавшегося щепетильного положения; морализующую – обвинительную речь, направленную против личности провинившегося.

Критика также может быть:

– подбадривающая («Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось»);

– критика-упрек («Ну что же вы, я так на вас рассчитывал!»);

– критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы это задание сделаете лучше»);

– критика-аналогия («Раньше я допускал точно такую же ошибку»);

– критика-похвала («Работа сделана хорошо, но только не учтен данный конкретный случай»);

– безразличная критика («В нашем коллективе есть люди, которые не справились со своими служебными обязанностями, не будем называть их фамилии»);

– критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких товарищей, как...»);

– критика-сопереживание («Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но...»);

– критика-сожаление («Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно...»);

– критика-ирония («Работа что надо. Только как мы будем теперь в глаза друг другу смотреть?..»);

– критика-удивление («Как? Неужели вы не смогли сделать эту работу?»);

– критика-намек («Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Поэтому ему пришлось очень плохо»);

– критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»);

– критика-укоризна («Что же вы сделали так неаккуратно?»);

– критика-замечание («Вы сделали не так, в следующий раз обязательно посоветуйтесь»);

– критика-предупреждение («Если вы еще раз повторите эту ошибку, она может стать стереотипом вашего служебного поведения»);

– критика-требование («Работу придется переделать»);

– критика-вызов («Если вы допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»);

– конструктивная критика («Работа выполнена неверно. Что собираетесь сейчас предпринять?»);

- критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на том же уровне»).

Правила критики:

1. Прежде чем высказать критику в чей-либо адрес, задайте себе шесть вопросов:

– Готов ли человек воспринять критику именно сейчас? Возможно, именно сейчас у него своих проблем хватает. В таком случае можно сообщить ему, что вам необходимо обсудить с ним важные вопросы, и спросить, готов ли он к этому.

– Достаточно ли у вас времени, чтобы входить в детали? Ведь вы можете, высказав серьезную критику, не узнать, как отнесся к этому ваш коллега.

– Сколько раз человеку уже доводилось выслушивать такую критику? Если вы чувствуете, что начинаете повторяться, не стоит тратить время. Говорить в таком случае стоит лишь о том, что, неоднократно получая одни и те же замечания, коллега до сих пор не отреагировал на них. Пусть он поможет вам решить, что необходимо сделать.

– Может ли человек что-либо изменить после вашей критики? Он должен сказать вам, что намерен предпринять для улучшения работы.

– Загляните в себя: не ваши ли личные проблемы провоцируют такую критику? Возможно, вы чувствуете, что вас недолюбливают, и подсознательно стремитесь наказать кого-то или оказать влияние на других. А может быть, вам не нравятся те люди, у которых те же недостатки, что и у вас.

– Уверены ли вы, что этому человеку нужна критика? Попробуйте поставить себя на его место и подумайте, как бы вы отнеслись к критике, направленной на вас.

2. В своей критике не оценивайте человека, а описывайте его поведение. «Вы ленивы» – это оценка, а «вы работаете медленнее других» – это описание поведения.

3. Будьте конкретны: «Вы пользуетесь незаслуженными привилегиями» – это звучит обобщенно, а «вместо 15 минут вы пьете кофе полчаса» – конкретно.

4. Критикуйте за то, что поддается исправлению. Вы не можете ожидать, что человек станет умнее, если его умственные способности ограниченны. Не забудьте отметить хорошие качества.

5. Убедитесь, что человек понимает, о чем идет речь. Попросите его повторить то, что вы сказали, особенно если это что-то неприятное. Иногда люди не слышат даже комплиментов, поэтому, похвалив, попросите объяснить, что, по его мнению, вы цените в нем.

6. Помните, что, высказываясь, вы не удовлетворяете свои потребности, а помогаете другому наладить работу, давая ему ценные указания.

7. Будьте осторожны, задавая вопрос «Почему?». Если вы хотите спросить, почему человек делает что-то именно так, а не иначе, все в порядке. Но если вы задаете вопрос «Почему?», ответ на который как-то выведет человека на события детства, будьте осторожны: нельзя обсуждать вопрос о том, почему есть люди, которые всегда везде опаздывают, и какое влияние могли оказать на них в детстве родители.

8. Проявите внимание к потребностям, ценностям и эмоциям того, кого подвергаете критике. Некоторые люди кажутся пассивными и принимают все, что бы им ни говорили. По их виду вы не поймете, как они воспринимают вашу оценку.

9. Критические замечания должны высказываться в этичной форме, чтобы критика была принята адресатом, осталась в его памяти, положительно влияя на его личность и профессиональную деятельность.

Критика – обоюдоострое оружие, способное не только помогать, но и разрушать человеческую личность. Поэтому акцент необходимо сделать на созидательной критике, которая должна быть: во-первых, позитивной, во-вторых, конструктивной, т. е. указывать пути преодоления обнаруженных недостатков.

Критика ведет к улучшению результатов деятельности при условии, если она:

– является средством, а не целью;

– высказывается человеком, пользующимся доверием и уважением критикуемого;

– направлена на дело, деятельность, а не на человека;

– применяется в особых случаях, а не является повседневной и привычной;

–высказывается наедине и дружеским тоном. При критике желательно указывать на положительные моменты в деятельности партнера, как бы подслащая пилюлю.

При критике старайтесь соблюсти меру, критикуйте за один недостаток или ограничивайте критику предметом обсуждения. Применяя конструктивную критику, предлагайте методы исправления недостатков.

Критикуя, применяйте следующую систему вопросов: все ли так плохо? Где конкретно? Почему, в чем причина?

Незаслуженная критика, как бумеранг или почтовый голубь, часто возвращается к критикующему.

Сосредоточьте внимание как бы на своих проблемах, идентичных проблемам собеседника, независимо от его действий. Косвенный намек в скрытой, опосредованной форме помогает собеседнику увидеть свои действия под новым углом зрения и не является столь обидным, как прямые методы воздействия.

Собеседник чувствует себя гораздо комфортнее, если у него имеется право выбора. Поэтому при позитивной критике применима технология «вопроса со сложным выбором». Ее суть заключается в том, что партнеру предлагаются варианты выбора, отвлекающие его внимание от главного поведенческого действия, которое он должен совершить. Например, задается вопрос: «Вы поедете со мной на автобусе или пройдемся с вами пешком?»

Критикуйте лишь те действия, которые можно изменить.

Не сравнивайте поведение данного человека с поведением других – это унижает. Не уничтожайте индивидуальность – это всегда вернется вам бумерангом.

Не приписывайте собеседнику того, чего он не говорил. Лучше не утрировать, пересказывая его мысль своими словами. Это опасно, потому что вас могут обвинить во лжи.

Не начинайте свою речь с выражения: «Я давно уже хотел сказать...», а также избегайте слов «всегда» и «никогда». Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых «грехах». Это затрудняет принятие критики.

Постарайтесь не обвинять собеседника: «Когда вы кричите...», «Когда вы не правы...», «Когда вы опаздываете...».

Вашему собеседнику не придет в голову мысль опровергнуть ваше заявление, если оно представлено как ваша проблема: «Когда при мне кричат...», или «Когда на меня повышают голос...», или «Когда мне говорят неправду...».

Не вызывайте у людей чувство обиды, указывайте на их ошибки не прямо, а косвенно. Например, при критике длинного и утомительного выступления на юбилее одного из коллег удачнее сказать: «Ваше выступление прекрасно подошло бы на праздничном собрании».

Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника.

Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать: «Каково ваше мнение об этом?», «Вы полагаете, что это даст результат?». Такой метод критики щадит самолюбие человека и порождает желание сотрудничать, а не стремление к протесту.

Приведенные выше приемы критики можно использовать и для ее отражения.

Если вам будет трудно это сделать самостоятельно, то обратитесь за помощью к памятке по стратегии восприятия критики.

Представьте себя находящимся перед экраном, через который не проникает никакая критика, что позволяет вам находиться в безопасности.

Найдите смысл в услышанной критике, но дайте в ней разобраться вашему второму «Я», ведь вы находитесь в безопасности и, следовательно, не можете реагировать на нее.

Нужно абстрагироваться от негативных эмоций, сопровождающих критику, и обдумать стратегию поведения как ответную реакцию на нее.

Поскольку вы находитесь в безопасности за экраном, то нужно понаблюдать за собой, понять себя, а заодно и то, что имел в виду критикующий.

Определив для себя значимость и необходимость критических замечаний, можно выбрать линии поведения: либо проигнорировать критику, либо начать искать точки соприкосновения с критикующим. Можно согласиться с ним, попросить извинения, привести собственную версию событий, представить свою цель, можно оставить вопрос, подвергнутый критике, и приступить к его обсуждению в другой раз, и наконец последнее, можно совсем не согласиться с критикой и высказать свое мнение на этот счет.

 

 

Тема 10. Проблемы интерактивного обучения

Вид учебного занятия: дискуссия по технике большого круга.

Организационная форма работы участников: фронтальная.

Предварительная подготовка к дискуссии:

– Наблюдение учебных занятий у преподавателей школ.

– Аннотирование научно-методической литературы по проблеме исследования.

Литература

Основная

Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Е. В. Вотинова, Е. В. Журавлева. Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 92 с.

Губанова. М. И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И. Губанова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. – 96 с.

Дополнительная

Кларин, М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7.

Коротаева, Е. Погружение в общение / Е. Коротаева // Директор школы. – 2000. – № 1.

Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2001.

 

Цель-мотивация: многие современные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Следует уточнить, что означает само это понятие и в чем его суть. Почему интерактивное обучение является на сегодняшний день наиболее приемлемой технологией организации сон временного учебного занятия? Какова роль преподавателя и школьников в интерактивном режиме обучения?

Вопросы для актуализации знаний:

1. Сущность интерактивного обучения.

2. Опыт студента как основа учебного познания.

3. Роль преподавателя в системе интерактивного обучения.

Выдвижение проблем:

1. Техника организации сотрудничества на учебных занятиях в системе интерактивного обучения.

2. Фасилитаторская позиция преподавателя – кому и в чем?

3. Методы интерактивного обучения в системе традиционных занятий.

Нужно отметить, что суть интерактивного обучения состоит в способности преподавателя и учеников взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. В качестве основных характеристик такого обучения надо выделить следующие:

– интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности;

– оно имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из них – создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность;

– суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают;

– совместная деятельность школьниками и преподавателя в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Инструкция по проведению дискуссии: работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается в большом кругу. Актуализируются знания студентов по теме, а затем последовательно формулирует проблемы.

Второй этап. В течение определенного времени каждый студент индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения каждой из выдвинутых проблем.

Третий этап. По кругу каждый участник зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает, не критикует и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по ходу дискуссии фиксируется на доске.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...